LEGISLATING PROCESS OF THE STATE IN THE ROMAN-GERMANIC LEGAL FAMILY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the concept and types of legislating in the modern theory of law is studied here. The problem of determining the legislating process as an activity directed on creation of the legal act called the most significant element of the structure of existing law is also risen here. Such approach is explained by the feature of the Romano-Germanic law, which by its nature and character is a statutory law, led by the main law. Relying on comparative researches, the article discusses in detail the form of legislating directly related to the activities of the State law-making, by-laws making and judicial legislating. Legislation for the Romano-Germanic law, due to the postulates based in the Roman law, is one of the most significant kinds of legislating. A very important role, along with legislating plays by-laws creating, otherwise legislating of the executive bodies. Analyzing the controversial issue of judicial legislating in the Roman-Germanic legal family, the author points out the different role of the court depending on either Roman or German group is ment. For the Roman legal family court practiceis a source of law, which is the most significant. The article concludes the overview of the forms of legislating related to the activities of the state indirectly. These include contract legislating and legislating of legal custom.

Keywords:
family law; legislating; the sources of law; legal act; law; jurisprudence; contract; custom.
Text

При познании своего предмета наука теории государства и права исходит из множества принципов, одним из которых является принцип универсализма. Он обеспечивает возможность изучения конкретных государственных и правовых систем, их семей, групп и в то же время выявления общих для всех, глобальных закономерностей развития названных явлений. В отечественной теоретико-правовой науке указанный принцип не всегда последовательно соблюдается. В данном исследовании речь пойдет о правотворчестве и его оценке современной российской теоретической наукой.

В научной и учебной литературе понятие правотворчества сводится в основном к деятельности, направленной на создание нормативного правового акта. Так, А.Ф. Черданцев пишет, что правотворчество — это деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов [1]. В.В. Лазарев указывает, что правотворчество — это особый род деятельности, продуктом которого являются нормативные правовые акты, это основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы [2]. А.Б. Венгеров, характеризуя правотворчество как организационно оформленную, установленную процедурную деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения [3], тем не менее указывает, что к органам правотворчества относятся только законодательные и исполнительные органы власти. И это, к сожалению, представляется доминирующей позицией.

Такой подход к оценке правотворчества объясняется, в первую очередь, длительное время господствующей в советской теоретико-правовой науке догмой. Социалистическая правовая система основывалась на непреложном постулате верховенства закона в системе источников права, хотя на практике значительную конкуренцию закону составляло ведомственное правотворчество. Особняком в системе источников советского права стояли судебная практика и обычаи [4, с. 216–221].

References

1. Cherdantsev A.F. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov. M., 2002. S. 229.

2. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik / pod red. V.V. Lazareva. M., 2001. S. 47.

3. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya yurid. vuzov. M., 2004. S. 477.

4. Saidov A.Kh. Sravnitel´noe pravovedenie (osnovnye pravovye sistemy sovremennosti). M., 2003.

5. Mikheeva I.V. Rossiyskoe pravotvorchestvo: traditsionnye aktsenty istorii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2010. № 10. S. 98.

6. Normografiya: teoriya i metodologiya normotvorchestva: ucheb.-metod. posobie / pod red. Yu.G. Arzamasova. M., 2007. S. 35.

7. Marchenko M.N. Istochniki romano-germanskogo prava: ponyatie, vidy, klassifikatsiya. Vestnik Mosk. Un-ta. Ser. 11, Pravo. 2000. № 2.

8. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti: Per. s fr. V.A. Tumanova. M., 1999.

9. Reshetnikov F.M. Pravovye sistemy stran mira: Entsiklopedicheskiy spravochnik. Spravochnik. M., 1995. 255 s. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.nashaucheba.ru

10. Konstitutsiya Frantsuzskoy Respubliki. Konstitutsii gosudarstv Evropeyskogo Soyuza / Pod obshch. red. L.A. Okun´kova. M., 1997. S. 665-682.

11. Lafitskiy V.I. Sravnitel´noe pravovedenie v obrazakh prava. T. 1. M., 2010. S. 328-329.

12. Karapetov A.G. Bor´ba za priznanie sudebnogo pravotvorchestva v evropeyskom i amerikanskom prave. M., 2011. 308 s. [Elektronnyy resurs]. SPS «Konsul´tant-Plyus»

13. Aleksandrov A.A. Sovremennaya interpretatsiya klassicheskikh kontseptsiy sudebnogo pravotvorchestva. Pravo i upravlenie. XXI vek. 2011. № 2. S. 130-137.


Login or Create
* Forgot password?