THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL FACTORS PROMOTING MANIFESTATION OF CORRUPTION IN SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
On the basis of the practical analysis the reasons and conditions of corruption emergence and development in the state and municipal authorities in Russia, preconditions of corruption beha­vior of the executive officials are designated. The main directions of carrying out the control actions which are necessary for decrease of corruption are investigated. On the basis of the analysis of rules of law and positions of leading researchers in this area the classification of the organizational and legal factors promoting manifestation of corruption in system of the executive authorities is offered.

Keywords:
corruption, public and municipal service, official, salary level, control, supervision, reasons and conditions
Text

Коррупция, как и всякое социальное явление, имеет свои корни и свои причины, при этом тесно связана со стоимостью бюрократической процедуры. Если бюрократическая процедура предполагает большие ресурсные затраты (время, финансовые ресурсы, усилия и т.п.), то становятся востребованной коррупционная модель социальных отношений. В то же время очевидно, что только сложность и стоимость (в различных смыслах) бюрократических процедур не может порождать коррупцию. В обществе, где мздоимство является нормой, а контроль и ответственность отсутствуют, коррупционная модель поведения может возникнуть даже там, где сложность «законных» бюрократических процедур не так высока; с другой стороны даже при высокой сложности последних многочисленные причины (наличие жестких административных процедур, строгой юридической ответственности и т.п.) могут препятствовать коррупционным проявлением.

В связи с этим представляется необходимым остановиться на причинах (факторах), порождающих коррупцию в такой системе. Это важно для того, чтобы определить возможные способы их если не устранения, то минимизации.

В целом вопрос о том, что порождает коррупцию и во властных структурах и в обществе, является достаточно хорошо освещенным в литературе. Отметим, что специалисты применительно к рассматриваемому вопросу используют разную терминологию для обозначения детерминант коррупции: «причины коррупции», «предпосылки коррупции», «факторы коррупции». Идет ли в данном случае речь о явлениях одного порядка или их следует различать?

Как нам представляется, верным все же является второй подход. Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего­нибудь [1]. Причины коррупции следует отличать от их предпосылок, так как причины порождают коррупцию непосредственно, в то время как предпосылки влекут появление коррупции через одно или несколько промежуточных действий. Фактор (нем. Faktor от лат. factor - дела­ющий, производящий) определяется как причина, движущая сила какого­либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [2]. В словаре Брокгауза и Ефрона фактор определяется как: 1) деятельная сила какого­либо явления; 2) математический множитель, член алгебраического выражения; 3) комиссионер… [3]. Таким образом, фактор также порождает какое­либо явление (в рассматриваемом нами случае - коррупцию), а некоторые источники его прямо отождествляют с причиной.

Представляется, однако, что применительно к коррупции между причинами и факторами не следует ставить знак равенства. Здесь следует использовать опыт криминологической науки, которая оперирует категориями «причины преступности» и «факторы преступности». При этом второе понятие традиционно рассматривается более широко, чем первое, так как «"фактор" означает явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого­то процесса» [4]. При дальнейшем анализе какие­то «факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими» [5].

References

1. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: V 4 t. / Pod red. D.N. Ushakova. M., 1940. T. 3. S. 381.

2. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1998. S. 1263.

3. Malyy entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Efrona: V 3 t. SPb., 1902. T. 3. S. 346.

4. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.D. Malkova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yustitsinform, 2006. S. 101.

5. Federal'nyy zakon ot 17 iyunya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov». SZ RF. 2009. № 29. St. 3609.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2010 g. № 96 «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov» (vmeste s «Pravilami provedeniya antikorruptsionnoy ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov», «Metodikoy provedeniya antikorruptsionnoy ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov»). SZ RF. 2010. № 10. St. 1084.

7. Prikaz Rospechati ot 1 dekabrya 2010 g. № 582 «Ob utverzhdenii poryadka provedeniya antikorruptsionnoy ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov Federal'nogo agentstva po pechati i massovym kommunikatsiyam»// RG. 2011. 28 yanvarya.

8. Prikaz Rosarkhiva ot 20 iyulya 2010 g. № 53 «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov Federal'nogo arkhivnogo agentstva» (vmeste s «Poryadkom provedeniya antikorruptsionnoy ekspertiz normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov Federal'nogo arkhivnogo agentstva»). RG. 2010. 24 avg. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativno-pravovykh aktov i ikh proektov / Sost. E.R. Rossinskaya. M.: Prospekt, 2010. S. 38.

9. Edlin V.A. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov» (postateynyy). SPS «Konsul'tantPlyus». 2010.

10. Drapkin L.Ya., Zlochenko Ya.M. Korruptsiya v sfere rossiyskoy ekonomiki: kriminalisticheskie i kriminologicheskie aspekty. Biznes, menedzhment i pravo. 2003. № 4. S. 73-74.

11. Korotkova O.I. Bor'ba s korruptsiey - odna iz osnovnykh zadach organov gosudarstvennoy vlasti. Bezopasnost' biznesa. 2009. № 3. S. 27-30

12. Klochkov V.G. Prichiny rosta i mery po bor'be s korruptsiey. Bezopasnost' biznesa. 2006. № 2. S. 7.

13. Lederman D, Loayza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter. Economics & Politics. 2005. Vol. 17. №. 1. P. 1.

14. Pravovye akty: antikorruptsionnyy analiz: Nauch.- prakt. posobie / otv. red. V.N. Naydenko, Yu.A. Tikhomirov, T.Ya. Khabrieva. M.: Kontrakt: Volters Kluver, 2010. S. 56.

15. Solarev A. Chinovniki samarskoy merii menyayut kabinety. RG. 2008. 25 marta.

16. Polterovich V.M. Faktory korruptsii. M. 1998.

17. Brodman G., Rikanatini F. Korni korruptsii. Vazhny li rynochnye instituty? M., 2008; Begovic B. Corruption: concepts, types, causes and consequences. CADAL, 2005.

18. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.N. Kudryavtseva i V.E. Eminova. M., 2010.

19. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.D. Malkova. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2006.

20. Chufarovskiy Yu.V. Kriminologiya v voprosakh i otvetakh. M., 2005.

21. Bakhrakh D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: ucheb. dlya vuzov. M., 2008.

22. Konin N.M. Administrativnoe pravo Rossii. M., 2004.

23. Agapov A.B. Administrativnoe pravo: Uchebnik. M., 2006.

24. Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. L.L. Popova. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2006.

25. Mashtakova E.A. Teoretiko-pravovye voprosy gosudarstvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. S. 11.


Login or Create
* Forgot password?