from 01.01.2008 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.06.01 Юриспруденция
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
The article is devoted to the consideration and study of existing in modern reality religious and legal families, which have their own sources and specific features. The analysis of the difference between religious, legal, and secular legal families, as well as their connection and interaction with each other.
law, legal family, religious-legal family, legal system, the system of law, sources of law, law norms, religious norms
В мировом сообществе существует около 200 государств, в которых практически все сферы общественной жизни регулируется с помощью права, включающего нормы и правовые элементы, используемые для их создания, толкования и оценки. Ввиду исторических, культурных, политических, религиозных и других особенностей, государства обладают своей правовой системой и ее характерными чертами.
В компаративистике понятие «правовая система» понимается в широком и узком смыслах. В первом случае, оно определяется как более обобщенное, системное понятие, включающее в себя совокупность схожих между собой по определенным характерным чертам национальных правовых систем. В науке обозначается термином «правовая семья» (Р. Давид), а также другой терминологией: «правовые круги» (К.-О. Эберт, М. Рейнстайн), «форма правовых систем» (И. Сабо), «структурная общность» (С.С. Алексеев).
В Узком смысле, «правовая система - это право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система»» (А.Х. Саидов).
Само понятие «правовая система» было введено в 1960-х годах французским ученым-правоведом, основоположником современной компаративистики -Рене Давидом в монографии «Основные правовые системы современности», проводящий сравнительный анализ между существующими правовыми системами различных государств, считающего, что право представляет собой систему, включающую в себя понятийный аппарат, при помощи которого формируются нормы, организационные способы построения права, способы создания и толкования норм, социальный строй и ментальность. С помощью данных элементов автор различает одну правовую систему от другой.
С 1980-х годов XX века по настоящее время в отечественной юриспруденции вопрос понятия правовой системы является дискуссионным, что приводит к созданию новых подходов к ее определению. Однако, необходимо отметить, что несмотря, на различные научные мнения, многие ученые правоведы приходят к схожей точке зрения, что правовая система «представляет собой исторически определенную и объективно сформировавшеюся совокупность согласованных и взаимосвязанных правовых явлений, институтов и процессов, необходимых для реализации целей и задач общества и государства в сфере правового регулирования общественных отношений». К ее основным элементам необходимо отнести: всю систему права, систему законодательства, правовые институты и учреждения, правовое сознание, правовую культуру, а также юридическую практику.
Несмотря на недавнее происхождение, правовая система как категория, в настоящее время занимает значительное место в жизнедеятельности общества, объединяющая множество элементов правовой действительности, взаимодействующих между собой, определяет связь между ними, степень их разработки, направляет субъекты правоприменительной и правотворческой деятельности на решение практических задач, дающая возможность проводить анализ и оценку всей правовой реальности в целом, а не отдельных ее компонентов.
Объединение правовых элементов в правовую систему необходимо для реализации полного и всестороннего анализа правовой сферы жизни общества для определения места и роли каждого элемента в общей работе всего правового механизма отдельного государства. Для нормального функционирования правового государства, ему необходима четко-организованная правовая система, включающая в себя совокупность правовых явлений, взаимодействующих между собой, с помощью которых выполняются цели по развитию всех сфер общественной жизни, поддержанию правопорядка и нормальной жизнедеятельности населения, реализации прав и свобод человека и гражданина, а также защиты интересов общества и ее отдельных участников.
В настоящее время существует множество правовых систем, обладающих как схожими между собой, так и специфическими чертами. В связи с таким многообразием, каждые определенные правовые системы входят в состав отдельных правовых семей.
Существуют различные классификации правовых семей, самой распространенной и известной из которых является классификация Р. Давида по идеологическому фактору и юридической технике:
- Романо-германская правовая семья (континентального права);
- Англо-саксонская правовая семья (общего права);
- Социалистическая;
- Религиозно-правовые семьи;
- Семьи обычного права;
Несмотря на развитие светский правовых государств, в реальной действительности существует страны теократического характера, где религия и вера выступает на государственном уровне, определенные сферы общественных отношений регулируются с помощью религиозных предписаний и иных элементов, объединённых в религиозно-правовую систему. Религия и вера влияют не только на духовную жизнь населения, но и на их правосознание и правовую культуру в целом, что служит хорошим механизмом управления для государства.
Под религиозно-правовой семьей понимается совокупность правовых систем, которые неразрывно связаны с религией, основанные на источниках права как священные тексты. В данных системах существуют следующие специфические признаки: правовые и религиозные нормы тесно взаимодействуют с друг другом либо вовсе совпадают; право рассматривается как божественное, а не рациональное. Все общественные отношения в религиозной правой семье регулируются по божьим законам; религиозное право распространяется не на определенную территорию, а на конкретную религиозную общину, которые исповедуют ту или иную религию; во многих случаях религиозные нормы не создаются, а только могут разъяснятся определенным кругом лиц, имеющих глубокое профессиональное познание в области изучения конкретной религии.
В правовой науке выделяют следующие системы религиозно-правовой семьи: мусульманское, индусское, иудейское право.
Их специфика заключается в том, что для общества с религиозной правовой культурой на протяжении многих лет по настоящее время сохраняется иное соотношение между правом, религией и нравственностью, где нормы права и религиозные нормы переплетаются и взаимодействуют друг с другом, а в некоторых случаях, религия становится главным регулятором общественных отношений, ограничивая право и ставя его на второй план. Связь религиозно-правовых со светскими правовыми системами происходит в силу заимствования, а также одновременного взаимодействия в конкретном государстве правовых и религиозных норм.
Мусульманское право включает в себя систему религиозно-правовых норм, построенных на религии - ислам, частично действует на территории стран Африки, Азии и других государств. К основным источникам относят Коран, сунну, иджму и кияс. В том числе придают большое значение нормам правовых обычаев-адату. В странах мусульманского мира привычно приравнивать и не разграничивать светское и религиозное право. Поэтому к источникам права мусульманских стран относят нормативные правовые акты. Однако, Конституции высшей юридической силой не обладают, приоритетное место занимают нормы Корана.
В связи с историческими событиями, правовые системы стран мусульманского мира формировались в процессе заимствования некоторых правовых элементов континентального и общего права. В качестве примера можно взять государства Центральной Африки, относящиеся к романо-германской правовой семье, но включающие в себя нормы религиозного (мусульманского, христианского) права, также нормы обычного права для определенных этнических групп. Также к романо-германской правовой семье относят Египет, Сирию, Ливан. Право Саудовской Аравии стоится на основе мусульманского права (нормах Шариата), с использованием принципов англо-саксонской правовой семьи. К странам общего права можно отнести Ирак, Судан. В большинстве случаев, мусульманское право регулирует брачно-семейных, наследственных и другие отношения мусульман.
Необходимо отметить, что во всех рассматриваемых странах, мусульманское право не является единственным действующим правом. Однако, ее нормы занимают значительное место и оказывают определенное влияние на общественную и правовую жизнь государства.
Индуское право относится к индуской общине, является самой крупной и древней системой религиозно-правовой семьи, действует на территории Индии, Пакистана, Бирмы, Сингапура, Малайзии, Танзании, Уганды, Кении и других стран. Правовая система данных государств строится на заимствовании основ континентального и общего права с использованием норм религиозных источников в сферах семейного, наследственного и иных отраслей права. В отдельных государствах общественные отношения регулируются с помощью норм обычного права, а также присутствует кастовая структура общества. Несмотря на запрет кастового деления общества, в Конституции Индии 1965 года похожие нормы продолжают действовать. Также в странах с подобной правовой системой, уделяется большое внимание обрядам и ритуалам.
Иудейское право зародилось несколько тысячелетий назад, формировалось на основе иудаизма, считается одной из древнейших религиозных правовых систем, функционирующих в современном мире, обладает своими специфическими признаками. Оно является правом еврейского народа, нормы которого регулируют все сферы жизни иудейского общества, а главным принципом становится абсолютное равенство всех слоев населения перед Богом.
В настоящее время в Израиле существует израильское право, однако, полностью считать Израиль светским и демократическим государством нельзя, так как иудейское право, как религиозное, переплетается с законодательством израильского права и оказывает определенное влияние на сферы жизни общества и государства.
Правовая система Израиля обладает содержит в себе некоторые черты иудейского, мусульманского и континентального права в связи исторических событий:
- В период с 1517 по 1917 годы Израиль принадлежал Турции, на территории которого действовали право Османской империи и мусульманское право;
- С 1918 по 1947 годы еврейское общество находилось под властью Великобритании, правовая система которой основана на общем праве и праве справедливости.
Воздействие иудейского права на светское право происходит в следующих случаях:
- Положения израильского права формировались на основе требований иудейского права;
- Иудейское право повлияло на судебную систему Израиля: Кроме гражданских судов, действуют раввинские суды, решающих все вопросы личного статуса граждан на основе норм Талмуда. Их деятельность контролирует Верховный Раввинский Совет.
- Иудейское право распространяется на понятийный аппарат и правовое толкование норм законодательства.
- В соответствии с Израильской декларацией независимости «государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками».
- Иудейское право повлияло на общественные отношения еврейского народа в сферах: семейного права, гражданского права (право собственности, купля-продажа земли; право наследования); право наследия (возвращение евреев на землю связано с традицией – еврей и его родина. Источник права на возвращение евреев следует искать в исторических связях еврейского народа с его Родиной);
- Существуют религиозные партии, занимающие места в Кнессете, защищают религиозные интересы, в результате деятельности, которых были созданы ряд правовых норм.
Таким образом, рассмотрев понятие и сущность религиозно-правовых семей, их специфические черты, необходимо отметить, что в странах теократического характера религия и вера занимают значительное место, выступают на государственном уровне, а практически сферы общественных отношений регулируются с помощью норм религиозного права, Однако, смена исторических эпох, генезис общественных отношений и переоценка общепринятых ценностей четко определили, что в современном мире религиозное право не может быть как единственно действующим. Поэтому происходит необходимость заимствования основ светских правовых семей, в следствие которого происходит взаимодействие правовых и религиозных норм.
1. Deklaraciya Nezavisimosti Izrailya [Elektronnyy istochnik] URL: http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Festivals/Independence+Day (data obrascheniya: 04.07.2021).
2. Abbasov O.T. «K voprosu o mnogoobrazii vzglyadov na ponyatie pravovoy sistemy (sravnitel'no-pravovye aspekty)» // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik, 2016. №1. - S. 121-125.
3. Bakardzhiev Ya.V. Teoriya gosudarstva i prava v 2 ch. Chast' 2: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / Ya. V. Bakardzhiev, V.A. Rybakov, R.A. Romashov. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2017. - 304 s.
4. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti: Per. s fr. V.A. Tumanova. - M.: Mezh-dunar. otnosheniya, 1999. - 400 s.
5. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran: Uchebnik / Pod red. Mishin A. A. - M. 2009. - 451 s.
6. Kramskoy I.S., Lysenko V.A., Ryazanova N.A. «K voprosu o definitivnom ryade ponyatiya pravovaya sistema» // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii, 2016, №1 - S. 139-143.
7. Prudnikova, Yu.G. Iudeyskoe pravo, kak raznovidnost' religiozno-pravovoy sem'i i ego polozhenie v sovremennom prave Izrailya / Yu. G. Prudnikova. - Tekst: neposredstvennyy // Aktual'nye problemy prava: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, noyabr' 2015 g.). - Moskva: Buki-Vedi, 2015. - S. 256-266. - [Elektronnyy istochnik]URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9101/ (data obrascheniya: 04.07.2021).
8. Skakun O.F. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. - Har'kov: Konsum; Un-t vnutr. del, 2000. - 704 s.