Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article contains an analysis of measures to combat terrorism as a destructive phenomenon, both from the point of view of legal science in general, and from the point of view of the theory of law.
state law, legal system, terrorism, extremism, illegal migration, legal theory, legal science
Проблема борьбы с терроризмом приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это, прежде всего с возрастающей активностью террористов в масштабе всего мира, увеличением количества совершаемых террористических актов и числа их жертв. Также заставляют задуматься и неблагоприятные тенденции расширения масштабов и географии терроризма, факты вовлечения в него все большего числа людей.
Террористическая активность в Российской Федерации обусловлена рядом факторов, к которым относятся: желание некоторых государств посягнуть на целостность и суверенитет России путем отделения от нее части территории (в связи с геополитическими притязаниями и этническими проблемами); проблемы правовой культуры населения России, состояния социально-экономической сферы жизнедеятельности, роста межэтнических конфликтов и противоречий; проблема несогласованности действий и политики проводимой местными и центральными органами власти, неудовлетворительное взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с терроризмом, рост коррупции и организованной преступности. Отсутствие легальных источников дохода граждан облегчает организаторам террористических акций вовлечение их в преступную деятельность. Терроризм в этом случае используется как криминальное предпринимательство, как источник доходов. Также немаловажный момент связан с вовлечением в терроризм путем обмана на религиозной почве. Поощрение убийства и других преступлений в отношении представителей других конфессий находит свое оправдание в религии. Все это связано с возможность заработать деньги, обрести одобрение и положение в обществе или в конкретной социальной среде, безнаказанно совершать преступления, завладевать умами, как молодежи, так и среднего поколения граждан. На территории Северо-Кавказского региона РФ легализовалось множество учебных заведений, пропагандирующих «борьбу с неверными» и ориентированных в первую очередь на молодежь.
Актуальна также проблема незаконной и неконтролируемой миграцией населения. Существует реальная возможность прибытия в Россию под благовидным предлогом представителей организованных преступных формирований, в том числе террористического характера. Проблематична также борьба с источниками финансирования терроризма, к которым относятся: криминальные предпринимательство и банковская деятельность, часть доходов которых, как правило, идет на совершение преступлений террористического характера. Большую прибыль приносит рынок фальшивых ценных бумаг. Нельзя забывать и о крупномасштабном финансировании терроризма из-за рубежа. Борьба с терроризмом – задача всего мирового сообщества. Для Российской Федерации же эта деятельность связана с рядом особенностей. На терроризм надо оказывать влияние с двух направлений. Первое – на государственном уровне разрушать его организационные и естественные составляющие в виде благоприятной для него среды. Второе – важно воздействовать на лиц, совершающих подобного рода преступления. По первому направлению необходимо проводить четкую политику в отношении иностранных государств, деятельность которых связанна с терроризмом или религиозным экстремизмом.
Полагаем, целесообразно разработать соответствующую федеральную программу, а на ее основе муниципальные программы по предупреждению терроризма. Каждая такая программа применительно к конкретной территории должна содержать свои, индивидуальные составляющие, а также перечень мероприятий, в силу того, что в разных регионах причины и условия, порождающие терроризм, могут различаться. Данная программа также должна включать нормы, касающиеся финансирования конкретных мероприятий федеральными и местными властями, положения о разграничении полномочий. На наш взгляд, в целом подобные программы должны положительно повлиять на социально-экономическое состояние субъекта РФ, повышение правосознания населения, вопросы занятости граждан, особенности развития межнациональных и межэтнических взаимоотношений, повышение эффективности и доступности образования, деятельности правоохранительных органов.
Необходимо четко регламентировать работу средств массовой информации в целях недопущения пропаганды терроризма и религиозного экстремизма. При этом такая работа должна быть направлена не только на недопущение популяризации этих явлений, но и подразумевать активную предупредительную роль средств массовой информации в отношении терроризма и экстремизма. Победа в «информационной войне» является важной составляющей борьбы с данными негативными явлениями.
На наш взгляд, необходимо исключить деятельность представителей различных реакционных экстремистских течений мусульманства, и, в частности, проповедующих насилие и ненависть к «иноверцам»; запретить религиозную образовательную деятельность таких представителей духовенства на территории Российской Федерации.
Целесообразно создание во всех субъектах России рабочих групп с участием представителей различных религиозных конфессий в целях дачи заключений деятельности тех или иных организации и учреждений, религиозных и иных изданий на предмет их возможной причастности к терроризму или его пропаганде. В системе образования увеличить программы по профилактике девиантного поведения, воспитанию у подрастающего поколении и молодежи правосознания, правовой культуры и нравственности, пропаганде антитеррористического образа жизни.
На межведомственном уровне считаем эффективно обеспечить высокую эффективность взаимодействия и обмена информацией между всеми субъектами профилактики терроризма. Реальных результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем согласованных и четко регламентированных в соответствующих нормативно-правовых актах действий различных структур и органов.
Приоритетными направлениями предупреждения преступлений данного характера являются: формирование нравственно здорового молодого поколения; материально обеспеченного образа жизни людей, их полезной занятости, доступности любого образования, развития культуры с учетом исторически сложившихся обычаев, традиций и религий многонационального народа.
Кроме того, по нашему мнению целесообразно в отношении организаторов совершения преступлений террористического характера предпринять следующие меры: создать единую базу данных с учетом зарубежных источников о конкретных руководителях и идеологах экстремизма и терроризма. Использовать ее в целях выявления и задержания данных лиц, экстрадиции их из-за рубежа для привлечения виновных в совершении преступлений и иных правонарушений к ответственности, недопущения проникновения названных лиц и их соучастников на территорию Российской Федерации. В этой связи важно минимизировать возможность их деятельности из-за рубежа как в части пропаганды терроризма и его течений, так и недопущения финансирования террористической деятельности, вербовки террористов и их обучения в рамках разведывательно-диверсионных лагерей; исключить возможность участия террористов и прикосновенных к терроризму лиц в политической сфере жизни российского общества; устранить причины и условия, позволяющие использовать терроризм как способ зарабатывания денег; не допускать злоупотреблений и использования лживых технологий идеологами экстремистских течений Ислама.
В отношении участников террористических организаций и преступлений террористического характера необходимо:
1) исключить возможность самоустранения или пребывания в роли стороннего наблюдателя от участия в процессах восстановления общественных связей с мирной или новой средой;
2) заменить способ зарабатывания денег на терроризме другим законным источником доходов. Такой источник должен быть доступным и естественным для конкретной категории граждан;
3) создать для подрастающего поколения, молодых людей – бывших и действующих террористов, участников незаконных вооруженных формирований, условия нормальной социальной реинтеграции;
4) возможность получения в России любого образования, профессии, гарантированного места работы и достойного заработка;
5) возмещение вреда как потерпевшим от терроризма, так и пострадавшим в ходе контртеррористических операций;
6) активная антитеррористическая пропагандистская работа с населением.
При повышении эффективности мер по борьбе с терроризмом нельзя забывать о предупреждении таких преступных деянии, как незаконный оборот оружия и наркотиков, правонарушений в сфере экономики и банковской деятельности, правонарушений в сфере миграционных отношений, непосредственно связанных с террористической деятельностью, являющихся источниками ее финансирования и пополнения рядов преступников-террористов. Борьба с терроризмом предусматривает комплексный подход, и от согласованности работы государственных органов в этой части зависит эффективность принятых мер.
1. Gusher A.I. Problema terrorizma na rubezhe tret'ego tysyacheletiya novoy ery chelovechestva. M.: Norma, 2002.
2. Emel'yanov V.P. Sub'ektivnaya storona terrorizma // Pravo i politika. № 12. 2000.
3. Kruglyy stol Parlamentskoy gazety. Bor'ba s terrorizmom: social'no-ekonomicheskiy aspekt // Parlamentskaya gazeta. 28.10.2004.