from 01.01.2008 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2018 until now
selo Novopetrovskoe, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
The article is devoted to the consideration of the current concept of "information sovereignty" and its relationship with state sovereignty. The analysis of the current state of information sovereignty in the Russian Federation is carried out, the main problems associated with its protection from encroachments from foreign states are highlighted and the ways of solving these problems are given.
state, information, sovereignty, information sovereignty, information and communication technologies, information security, information environment
Информационные технологи, появившиеся в конце XX века - начале XXI века, стали ознаменованием новой эпохи в истории человечества – цифровой. Появление информационных технологий способствовало ускорению процессов глобализации и международной регионализации, что, в свою очередь, существенно повлияло на состояние современных государств. Глобализационные процессы современности дали странам возможность для беспрепятственного международного взаимодействия друг с другом, а благодаря информационным технологиям сведения государственного значения попали в новую инновационную сеть «Интернет». С выходом различного рода информации в мировое коммуникационное пространство увеличился риск развития межгосударственных и межнациональных конфликтов, произошел резкий рост нового вида преступности «киберпреступности». Данные негативные факторы цифровой эпохи легли в основы обеспечения информационной безопасности.
Информатизация стала мощным катализатором для развития российского общества и государства, но согласно всеобщему закону развития, решая огромное количество существовавших проблем, одновременно с этим породила ряд новых угроз. Главной проблемой современного цифрового общества является информационная война. Данное явление ошибочно представлять как традиционное ведение боевых действий и открытый конфликт между государствами, главное оружие для ведения информационной борьбы – средства массовой информации (СМИ). Именно через СМИ в наше время человек может узнать всю интересующую его информацию, например, возникновение военных конфликтов, встречи глав государств, проведение различных форумов и тому подобное. Человек полностью воспринимает информацию через СМИ, пропускает ее через себя, анализирует, воспринимает на свой счет, и далее уже формирует собственное мнение по той или иной ситуации. Но стоит заметить, что восприятие человеком информации зависит и от того, как эту информацию преподнести. Например, главная цель, которую преследуют СМИ в ведении информационной борьбы, это создать устойчивую идею в сознании человека, по другому, сделать так, чтобы человек увидев тот или иной репортаж поддержал навязанную ему точку зрения и полностью был уверен в том, что это его четко сформулированная позиция, а не навязанная установка СМИ. Добиваясь этой цели недобросовестные представители СМИ готовы прибегнуть у самым изощренным методам искажения, сокрытия и хищения информации, например, взятие фразы из контекста, сокрытие реальной статистики происходящего, пропаганда действий призывающих к нарушению общественного порядка и т.д. Заметим, что СМИ не единственный инструмент для ведения информационных войн, к таким можно отнести также инновационные компьютерные технологии: различные компьютерные вирусы, программы взломщики паролей, вирусы-убийцы информации, различные программы несанкционированного доступа и так далее.
Рассмотрев риски информатизации для современного российского общества и государства, можем сделать вывод о крайней важности обеспечения информационной и национальной безопасности в Российской Федерации, главная цель которых заключается в защите суверенитета государства. Чтобы эффективно защищать национальные интересы на международной арене, любому государству необходимо четко определить границы своего суверенитета. Ведь суверенитет в классическом понимании, это верховенство государственной власти во внутренних делах, и полная независимость от внешних проявлений. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства, а также является одним из незыблемых международных принципов получивших свое закрепление в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) и Декларации принципов построения информационного общества.
В эпоху информатизации приоритетным направлением внешней политики почти всех современных государств является защита своих интересов в информационном пространстве, иначе защита информационного суверенитета. Несмотря на актуальность, в настоящее время нет общепризнанного понятия «информационный суверенитет». Но отталкиваясь от классического понятия суверенитета и принимая во внимание современную информационную обстановку в мире, можно представить «информационный суверенитет» как, необходимость и способность государства с помощью инновационных технологий и правового регулирования в данной сфере, обеспечивать и защищать конституционные права личности, интересы общества и государства в информационном пространстве. Также отметим, что информационный суверенитет обеспечивается не только защитой вышеуказанных интересов, но и реальным контролем со стороны государства за происходящим в информационном пространстве. Данный контроль в России обеспечивается прежде всего с помощью фильтрации информации, данных, постов, сайтов, текстов, профилей и т.д., в целях недопущения попадания в русскоязычный интернет запрещенной на территории нашей страны информации террористической и экстремистской направленности и иной запрещенной информации.
Отсутствие вышеуказанного контроля и правового регулирования со стороны государства может привести к воспрепятствованию со стороны заинтересованных политических лиц реализации национальных интересов, размыванию и отчуждению национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни личности, а в конечном итоге даже разрушению государства как института.
Заметим, что в настоящее время ни одно государство не имеет целостного и независимого информационного суверенитета, это можно объяснить тем, что в реалиях глобализации и международной регионализации пока это осуществить невозможно. Однако уровень защищенности информационного суверенитета в разных странах различный.
Одним из важнейших стратегических направлений во внешней и внутренней политике России является обеспечение независимости государства в информационной среде. Для успешной реализации внешнеполитических и внутриполитических интересов нашей страны в данном направлении необходимо, прежде всего, обратить внимание на совершенствование правового регулирования и законодательной базы в данной сфере. Также отдельного внимания заслуживает модернизация технологического обеспечения, это необходимо для успешного отражения информационных угроз со стороны иностранных государств и обеспечения надежной защиты информации государственного значения.
Проанализировав актуальные нормативные правовые акты, стоит обратить внимание, что одним из значимых национальных интересов России признается «развитие безопасного информационного пространства», а информационная безопасность является одним из национальных приоритетов Российской Федерации. Все это обращает наше внимание на необходимость включения понятия «информационный суверенитет» в современное российское законодательство, а также разработки отдельной инновационной стратегии обеспечения информационной безопасности.
К сожалению, в нашей стране можно выявить ряд проблем, которые существенно тормозят развитие России в обеспечении защиты информационного суверенитета. Обозначим некоторые из них:
- Диссонанс и противоречие между существующими информационными технологиями и законодательством РФ, регулирующим вопросы безопасности в информационной среде, Например, отсутствие упорядочения в правовом регулировании в сфере сбора, хранения и использования личных данных и информации о гражданах России. Важность включения данной сферы в российское законодательство обуславливается тем, что данные массивы гражданских данных могут использоваться в негативных целях (слежке, шантаже и т.д.). Законодательное регулирование данного современного явления, несомненно, часть информационного суверенитета нашей страны.
- Двусмысленность и наличие пробелов в положениях некоторых законов касающихся информационной среды. Данная проблема приводит к различной интерпретации государственными регуляторами и операторами, обслуживающим техническим персоналом. Законы требуют более детальной проработки, конкретизации, толкования со стороны уполномоченных органов.
- Финансовый вопрос. Современные информационно-коммуникационные технологии доступны далеко не каждому. Технологии защиты персональной информации отличаются своей сложностью и дороговизной.
- Отсутствие национальных программно-аппаратных компонентов. В современной России сложно найти действительно полезный технологический проект, программу или оборудование. Ведь если мы посмотрим вокруг, то заметим, что все окружающие нас информационные технологии созданы и поставляются из-за рубежа. Например, программы, которыми мы пользуемся ежедневно (браузеры, поисковики, социальные сети, приложения, файлы хранения, почта), программное обеспечение наших компьютеров, телефонов, планшетов(Windows, IOS и т.д.), операционные системы, да даже фирмы производители технических устройств (Apple, Samsung, Xiaomi, Honor, Lenovo, Sony и так далее) все вышеуказанные производители технического оборудования и программ находятся за пределами контроля со стороны РФ. К сожалению, пока наша страна не конкурентоспособна на международном рынке инновационных технологий, чтобы получить качественный национальный продукт, который бы непосредственно отвечал всем требованиям защиты информационного суверенитета в государстве.
- Нехватка квалифицированных специалистов, работников технического обслуживания, инженеров, изобретателей, программного обеспечения и технических инструментов для борьбы с киберпреступностью, а также стоит отметить слабое и недостаточное взаимодействие правоохранительных органов с сотрудниками сферы информационного обеспечения.
- Опережение развития современных атакующих информацию технологий по сравнению с защитными информационными технологиями.
- Возникновение рисков ущерба репутации Российской Федерации в связи с использованием вредоносных информационно-коммуникационных технологий в политической сфере и международной конкуренции, и обусловленные этим возможные финансовые потери со стороны нашего государства.
Анализируя вышесказанное, подведем итог, что государственный суверенитет находится в тесной взаимосвязи с современным развивающимся информационным обществом. С развитием информационных технологий возросло число угроз государственному суверенитету, что привело к формированию нового понятия «информационный суверенитет». Данное понятие можно соотнести с классическим пониманием государственного суверенитета как частное с целым. В реалиях цифровой эпохи можно сказать, что государственный суверенитет напрямую зависит от информационной безопасности, и включение ее в список национальных приоритетов нашей страны, несомненно, верное направление в развитии более эффективной информационной защиты нашего государства.
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 02.07.2021 № 400 "O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy istochnik] URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202107030001 (data obrascheniya: 04.10.2021)
2. Vinnik D.V. Cifrovoy suverenitet: politicheskie i pravovye rezhimy fil'tracii dannyh // Filosofiya nauki. 2014. № 2 (61). S. 95-113.
3. Vinogradova E. V., Polyakova T. A. Informacionnaya bezopasnost' v Rossii, problemy, poiski resheniy// Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. №1 (63). - S. 33.
4. Erohina E.V., Erohin I.I. Riski informatizacii i intellektualizaciya v sisteme informacionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii // Ekonomicheskaya bezopasnost'. - 2020. - Tom 3. - № 2. - S. 187-196.
5. Informacionnaya bezopasnost' Rossiyskoy Federacii //Analiticheskiy vestnik Soveta Federacii FS RF. -2005. -№ 14. - S. 266.
6. Kucheryavyy M.M. Gosudarstvennaya politika informacionnogo suvereniteta Rossii v usloviyah sovremennogo global'nogo mira // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. № 2. S. 8-15.
7. Lopatin Yu.N. Informacionnaya bezopasnost' v Rossii, problemy, poiski resheniy / Yu.N. Lopatin // Rossiyskiy Dal'niy vostok: politika, istoriya, filosofiya. - 2008. - № 2. - S. 51-57.
8. Terent'eva L.V. Setevoe prostranstvo i gosudarstvennye granicy: voprosy yurisdikcii v seti Internet // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2010. № 1. S. 63-68.