employee
Sevastopol', Sevastopol, Russian Federation
employee
Sevastopol, Sevastopol, Russian Federation
Kazan', Kazan, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 342.9 Административное право
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article discusses some aspects and identifies the main problems of legal regulation of the insolvency of legal entities, which allows us to improve methodological recommendations in this direction.
insolvency, bankruptcy, anti-crisis management, arbitration court, bankruptcy procedures, bankruptcy institution legal entities
Постановка проблемы. Практика применения антикризисного управления подтверждает актуальность использования специальных методов, форм и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансовой деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, отрасли, региона или страны в целом. Антикризисное управление призвано обеспечить стабильную финансовую устойчивость и прочное положение предприятия на рынке с учетом влияния экономических, политических и социальных факторов в стране. Антикризисное управление предприятием обеспечивает воздействие на все виды его деятельности. Преимущество внедрения антикризисного управления открывает возможность привлечения отечественных и иностранных инвестиций, разного рода инноваций, таким образом приводит к обновлению техники и технологии. К особенностям антикризисного управления относят применение мероприятий, которые обеспечат адаптивную и своевременную реакцию на происходящие изменения конкурентной среды на основе заранее разработанной процедуры вариативных способов разрешения проблем.
В настоящих условиях хозяйствования использование антикризисного управления не всегда является эффективным и многие предприятия столкнулись с проблемой финансовой несостоятельности (банкротства). Для выхода из таких ситуаций в Российской Федерации разработан пакет нормативно-правовых документов. Законодательство в сфере банкротства позволяет решить вопросы восстановления платежеспособности должника, полного и справедливого удовлетворения требований кредиторов, ликвидации предприятия, предотвращения негативных социальных последствий и др. Как показывает практический опыт, нормативно-правовая база в сфере несостоятельности (банкротства) юридических лиц требует постоянной доработки и совершенствования, создания новых механизмов управления предприятием в кризисных ситуациях. Необходимость решения указанных вопросов обусловила выбор темы проводимого исследования.
Анализ исследований и публикаций. Проблеме антикризисного управления предприятием, нормативного регулирования отношений в сфере банкротства посвящено множество работ ученых и практиков России. Среди них можно выделить труды: Сабаниной Н. О., Ермакова Д. С., Попова С. А., К Кисловской И. Ю., Егоровой Н. Н., Жуковой О. С., Захаровой Н. А. Мотькина Р. В., Мотькина В. Н. Любаненко А.В., Чукреева А. А., Туйебаевой К. Р. И др. [1-4]
Информационную базу исследования составили Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [5], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ [6], Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [7], Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» [8], другие нормативно-правовые акты, а также официальные статистические и информационно-аналитические данные, материалы научно-практических конференций по антикризисному управлению и несостоятельности предприятий, труды отечественных учены и специалистов, материалы, представленные в сети Интернет.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц и внедрение предложений по антикризисному управлению предприятием.
Изложение основного материала. Как известно, в практике хозяйствования предприятий имеется определенный опыт управления кризисными явлениями, разработанный на основе теоретико-правовой базы для формирования механизмов и инструментов антикризисного управления. Существующие экономические условия функционирования предприятий в России сопряжены с рядом новых проблем, связанных с адаптацией предприятий к изменяющимся условиям внешней среды. Современный этап развития российской экономики в условиях мирового системного финансово-экономического кризиса характеризуется множественностью сущностных, структурных и содержательных несоответствий, порождающих противоречие между насущной необходимостью иметь в наличии комплексные теоретическо-правовые и практические разработки системных экономических механизмов модернизации российской экономики в контексте предупреждения негативных последствий всемирных кризисных ситуаций и отсутствием таковых именно в комплексном ракурсе.
В современных нестабильных экономических условиях на эффективность функционирования предприятия, а также на его платежеспособность, прибыльность и ликвидность активов существенно влияют низкая покупательная способность потребителей, скачки валютных курсов, а также негативные эндогенные факторы, низкий уровень управления или подготовки персонала, недостатки в производственной и маркетинговой сфере, отсутствие инновационной политики.
Возникновение и развертывание системного кризиса, поражающее главные составляющие элементы предпринимательской деятельности, приводит к неспособности самостоятельного восстановления состояния, самоокупаемости и опасности банкротства вследствие роста задолженности. В таких условиях необходимо быстрое реагирование руководителей (оперативная Crash-программа), эффективное антикризисное управление, мобилизация внутренних ресурсов.
Действенным средством выхода из кризисного состояния является применение процедуры антикризисного управления, которая предусматривает внедрение в систему предпринимательской деятельности производственно-технических мер, использование внешних и внутренних резервов для возобновления доходности и предотвращения банкротства.
Однако, применение антикризисных мер на предприятиях России не всегда приводит к ожидаемым результатам, о чем свидетельствуют официальные статистические данные относительно юридических лиц, оказавшихся банкротами. Так, анализ данных показал, что «количество корпоративных банкротств в 2021 году выросло на 3,9% к 2020 году, до 10 319 случаев, после снижения на 19,9% годом ранее. Число введенных судами процедур наблюдения за 2021 год выросло до 8577 шт. – на 10,3% к 2020 году. Количество реструктуризаций (внешних управлений и финансовых оздоровлений) увеличилось на 3,5% до 179 шт. В 2021 году кредиторы опубликовали 31 671 сообщение о намерении обратиться в суд с заявлениями о банкротстве — на 14,9% больше, чем в 2020-м. Основную часть процедур в 2021 году по традиции инициировали конкурсные кредиторы — 72,4% (77,1% в 2020-м). ФНС выступила заявителем в 18,8% дел (было 13%), должники — в 8,2% дел (против 9,3%), работники — в 0,6% дел (было 0,5%)» [9].
Среди регионов «лидировали по числу компаний-банкротов в 2021 году Москва (2 129, плюс 5,9% к 2020 году), Санкт-Петербург (801, плюс 9,9%), Московская область (793, плюс 12,3%), Свердловская область (344, плюс 1,4%), Краснодарский край (316, плюс 8,2%). Более половины всех банкротств сконцентрировано в трех отраслях: торговле (2 585 новых банкротов в 2021 году, плюс 0,1% к 2020 году), строительстве (2 317, плюс 9,8%) и операциях с недвижимостью (1 199; плюс 1,4%)» [9].
Рост количества несостоятельных предприятий в Российской Федерации обусловил повышенный интерес к исследованию института банкротства.
Реализация процедуры банкротства в Российской Федерации выступает способом финансово-хозяйственного восстановления разных сфер экономики, что напрямую необходимо для развития рыночных отношений. Однако положительному эффекту от внедрения механизма банкротства в настоящее время мешает ряд нерешенных проблем, в частности: отсутствие порядка в отношениях с недвижимостью, отсутствие страховой системы на случай банкротства, отсутствие бюджетных ресурсов для нейтрализации негативных социально-экономических последствий банкротства и многие другие. Исторические аспекты проблемы связаны с идеологией внутрихозяйственного управления и с отсутствием практики управления кризисными предприятиями в нашей стране. Данные обстоятельства объясняются последствиями длительного функционирования экономики России как части экономической системы СССР, в которой государство, вмешиваясь в действие рыночных рычагов, не допускало развертывание кризиса на предприятии.
Под несостоятельностью (банкротством) юридического лица понимается признанная арбитражным судом «неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [7].
На данный момент в России действует сложная система правовых норм регулирующих отношения в сфере несостоятельности (банкротства) предприятий. К основному нормативно-правовому акту относят Федеральный Закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [7].
В таблице 1 обобщены наиболее весомые нормативно-правовые акты в области банкротства юридических лиц.
Таблица 1 - Нормативно-правовые акты в области банкротства юридических лиц в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации в сфере несостоятельности (банкротства) юридических лиц постоянно совершенствуется, вносятся изменения и дополнения. Это обусловлено тем, что в рамках права должник может восстановить свою платежеспособность или повести процедуру банкротства, при этом максимально полно и справедливо удовлетворив требования кредиторов – юридических и физических лиц.
Основная цель правового регулирования несостоятельности – эффективное «выполнение макроэкономических функций, направленных на обеспечение устойчивого роста национальных экономик, поэтому и соответствующее законодательство стало ключевым элементом современных макроэкономических стратегий, сплавом юридических и экономических технологий» [4].
Необходимость развития правовой базы и методологии антикризисного управления в условиях динамично меняющейся внешней среды подтверждается неоднократным переизданием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» от 31.07.2020 N 289-ФЗ [8]. Каждое новое издание содержит изменения и дополнения и служит целям совершенствования нормативно-правовой базы антикризисного управления в соответствие со складывающимися условиями хозяйствования.
Отметим, что многие ученые и практики, рассматривая Федеральный Закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [7], считают спорным вопрос о необходимости применения процедуры наблюдения, поскольку, по их мнению, она часто бывает выгодной должнику. Это первая вводимая в судебном порядке процедура, которая преследует цель – определить какую в последующем процедуру применить к должнику, а именно, восстанавливающую его платежеспособность или конкурсное производство, если предприятие признано должником. Пока длится эта процедура, исполнительные органы должника не отстраняются, а участвуют в управлении предприятием. Таким образом, должник выигрывает дополнительное время для отсрочки платежей, что ущемляет интересы кредиторов.
Кроме того, требуют совершенствования процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, а именно финансовое оздоровление и внешнее управление (многие ученые к ним относят и мировое соглашение), так как на практике они почти не применяются и эффективность этих процедур очень низкая [4]. Такое множество процедур не обосновано, и процесс восстановления платежеспособности должника можно охватить одной процедурой, которую необходимо основательно проработать в направлении повышении эффективности «реабилитации» должника – юридического лица.
Уже несколько лет Министерство экономического развития Российской Федерации выступает за кардинальное реформирование законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, за отказ от трех процедур (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление), оставив только такие процедуры, как мировое соглашение и конкурсное производство, а с целью восстановления платежеспособности должника предлагает ввести процедуру – реструктуризация долгов. Проект закона о банкротстве был внесен в Государственную Думу в 2021 году.
Законопроект также предусматривает введение «дополнительных механизмов для исключения контроля над должником со стороны его недобросовестных бенефициаров, то есть контролирующее лицо должника не сможет назначить лояльного ему арбитражного управляющего» [4].
Арбитражных управляющих предлагается выбирать посредством случайного выбора, для чего необходимо создать реестр регистрации арбитражных управляющих, в котором, по результатам эффективности их деятельности, будут проставляться каждому из них баллы. Кроме того, предлагается «лишить кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, права голоса на собрании кредиторов, чтобы не дать им возможность голосовать за лояльного им кандидата в арбитражные управляющие» [4].
Законопроектом предусмотрено проведение торгов по реализации имущества юридического лица – должника в новом формате. Торги будут проходить поэтапно, при этом цена на имущество до поступления предложения о цене с каждым этапом будет снижаться, но как только поступит предложение, цена начнет возрастать.
В сложившихся на современном этапе экономических условиях, которые характеризуются нестабильность, неопределенностью в свете проводимой Россией специальной операции, банкротство является одним из факторов обострения социальной напряжённости. Исходя из этого, поиск путей предотвращения банкротства является весьма актуальным. Существенную роль при этом играет эффективное проведение политики антикризисного управления на предприятии.
«Понятие антикризисного управления может быть сведено к совокупности методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса» [11]. К целям антикризисной политики предприятия целесообразно отнести:
обеспечение платежеспособности и ликвидности его средств в долгосрочном периоде на основе оптимального сочетания собственных и привлеченных источников;
получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения потребностей всех видов деятельности предприятия.
«Целью антикризисного управления являются разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих социально-экономическую систему к кризисному состоянию» [11]. Антикризисная политика должна включать в себя следующие «этапы:
устранение неплатежеспособности предприятия;
обеспечение финансового равновесия в длительном периоде;
восстановление финансовой устойчивости» [10].
Главной особенностью менеджмента в условиях кризиса на предприятии является жесткое ограничение сроков и смена критериев принятия решений.
Образование дефицита денежных средств на предприятии, когда поступление денежных средств не превышает их расходование в условиях отсутствия резервов покрытия, означает риск наступления его неплатежеспособности, а в дальнейшем и банкротства. Для восстановления платежеспособности до возбуждения дела о банкротстве рекомендуется создать или совершенствовать уже имеющийся платежный календарь; провести реструктуризацию долгов предприятия; превратить неликвидные и трудноликвидные неиспользуемые активы в денежные средства, а также предпринять ряд других мер.
Оперативные антикризисные мероприятия, которые могут быть применены в целях предотвращения банкротства предприятия, включают в себя:
смену руководителей всех звеньев управления, «если есть очевидные признаки их некомпетентности;
изменение организационной структуры предприятия сокращение аппарата управления, централизацию контрольно-плановых функций, продажу отдельных филиалов и подразделений при условии явной невозможности их использования в перспективе;
установление жесткого контроля затрат;
психологическую переориентацию персонала;
сокращение номенклатуры продукции и услуг, немедленный отказ от убыточных производств;
усиленный маркетинг, направленный в первую очередь на определение возможностей продажи части активов предприятия и выявления дополнительного спроса на его продукцию и т.д.» [10].
К основным задачам системы антикризисного управления предприятием относятся:
постоянное проведение мониторинга внешней и внутренней среды;
разработка мероприятий, направленных на снижение степени неопределенности факторов внешней среды;
предвидение возможности возникновения кризиса;
повышение внутренней гибкости управления предприятием в кризисных ситуациях;
разработка опережающих планов в кризисных ситуациях;
внедрение запланированных практических антикризисных мер;
управление процессом выхода предприятия из кризиса и ликвидация нанесенного ущерба.
Основными вопросами для руководства предприятий с целью антикризисного управления в настоящее время становятся: правильный выбор стратегии развития деятельности в его взаимосвязи с окружающей средой и скоростью реагирования на негативные рыночные факторы. Действенным средством выхода из кризисного состояния является применение процедуры антикризисного управления, которая предусматривает внедрение в систему предпринимательской деятельности производственно-технических мер, использование внешних и внутренних резервов для возобновления прибыльности и предупреждения банкротства.
Выводы и предложения.
Подводя итоги, отметим, что система антикризисного управления на предприятиях должна обеспечивать постоянный и тщательный мониторинг кризисных явлений, осуществлять планирование, организацию и реализацию антикризисных мер с целью сохранения основных положительных характеристик предприятия, а также восстановление его эффективного функционирования. Совершенствование нормативно-правовых аспектов антикризисного управления позволит грамотно проводить процедуру банкротства, обеспечит возможность предупреждения и смягчения кризисов, выживание в условиях кризиса и ликвидировать потери при выходе из кризиса.
1. Sabanina N. O., Ermakov D. S., Popov S. A. On the issue of improving legislation regulating the bankruptcy procedure of legal entities // Legal Studies. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-zakonodatelstva-reguliruyuschego-protseduru-bankrotstva-yuridicheskih-lits.
2. Kislovskaya I. Yu., Egorova N. N., Zhukova O. S., Zakharova N. A. Fundamentals of regulatory regulation of economic relations in the bankruptcy system // New University. The series "Economics and Law". 2014. №7-8 (41-42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-normativnogo-regulirovaniya-ekonomicheskih-otnosheniy-v-sisteme-bankrotstva.
3. Motkin R. V., Motkin V. N. Features of functioning of the institute of arbitration management in crisis conditions (regional aspect) // Regionology. 2020. №4 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-instituta-arbitrazhnogo-upravleniya-v-krizisnyh-usloviyah-regionalnyy-aspekt.
4. Lyubanenko A.V., Chukreev A.A. Current trends in the development of the legislation of the Russian Federation on insolvency (bankruptcy) // Bulletin of SurGU. 2021. No. 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve.
5. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 25.02.2022) (with amendments and additions, intro. effective 01.09.2022) // Consultant Plus, [Electronic source]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. The Arbitration Procedural Code of the Russian Federation No. 95-FZ of 24.07.2002 (as amended on 07.10.2022) // Consultant Plus, [Electronic source]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
7. Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" dated 26.10.2002 No. 127-FZ (latest edition) // Consultant Plus, [Electronic source]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
8. Federal Law No. 289-FZ of 31.07.2020 "On Insolvency (Bankruptcy)" and certain legislative acts of the Russian Federation regarding the extrajudicial bankruptcy of a citizen" // Consultant Plus, [Electronic source]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358781/
9. 9)Almost 193 thousand citizens and more than 10 thousand companies became bankrupt in Russia in 2021 // Website Banki.ru , [Electronic source]. - URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10959331
10. Tuyebaeva K. R. Tasks of anti-crisis management in the financial recovery of the enterprise // Bulletin of the Kazakh-Russian International University. 2017. URL: https://articlekz.com/article/20389
11. Anti-crisis management : textbook and workshop for SPO / V. A. Chernenko, N. Y. Shvedova. - 2nd ed., reprint. and additional - M. : Yurayt Publishing House, 2018. - 417 p. - [Electronic source]. - URL: https://urait.ru/bcode/494157