SIGNS OF THE SCIENCE CITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS DISTINCTIVE FEATURES OF THE TERRITORY WITH HIGH SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
Science City – the territory with a high concentration of scientific, technical and innovative potential, its characteristic feature is the city-forming scientific and industrial complex, in institutional cooperation with the organizations of which the local governments of the science city solve issues of local importance in order to develop innovative infrastructure, create a comfortable urban environment, ensure the availability of social infrastructure to increase the output of high-tech products, the development of the human resource of the science city and the involvement of highly qualified specialists by organizations. The article highlights the key features of such a territory, in the presence of which a municipality is assigned the status of "science city of the Russian Federation" in accordance with the procedure established by the federal law "On the Status of Science Cities of the Russian Federation", and also points out the shortcomings of the conceptual apparatus and the need to improve legislative regulation to ensure the development of science cities. In order to solve these problems, it is proposed to introduce appropriate amendments to this federal law, including to determine the specifics of the organization and implementation of local self-government in science cities.

Keywords:
science city, local government, scientific and technical potential, scientific and production complex, municipal law
Text

Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин, обозначил[1] необходимость осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития государства посредством  осуществления научных исследований и разработок в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, нашедшими отражение в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации[2] (далее – Стратегия НТР), за счет создания передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, создания научных и научно-образовательных центров мирового уровня, формирования целостной системы подготовки и профессионального роста научных кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

Особый вклад в достижение указанных национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации вносят наукограды, которые рядом исследоваделей классифицируются как территории инновационного развития или территории с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала[3], в том числе благодаря функционирующим на этих территориях ведущим российским научным организациям, образовательным организациям высшего образования, промышленным предприятиям и субъектам технологического предпринимательства, осуществляющим разработку и производство высокотехнологичной продукции, в том числе на основе внедрения результатов исследований и разработок научных организаций и университетов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»[4] (далее – Закон о наукоградах) наукоградом Российской Федерации признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом[5].

Приведенное определение наукограда во взаимосвязи с положениями статьи 2.1 Закона о наукоградах, устанавливающими критерии присвоения муниципальному образованию соответствующего статуса и его сохранения, и пункта 1 статьи 3 названного закона, положения которого обуславливают принятие решения о присвоении муниципальному образованию статуса «наукоград Российской Федерации», позволяет выделить следующие специфические критерии (признаки), на основании и при наличии которых муниципальным образованиям может быть присвоен статус «наукоград Российской Федерации» или сохранен такой статус:

  1. муниципальное образование должно иметь статус городского округа;
  2. на территории муниципального образования должен располагаться градообразующий научно-производственный комплекс (далее – НПК);
  3. муниципальное образование должно иметь высокий научно-технический потенциал;
  4. в муниципальном образовании должны быть разработаны и утверждены стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее – Стратегия развития наукограда), и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (далее – План реализации Стратегии развития наукограда).

Несмотря на то, что перечислением таких признаков наукограда, как статус городского округа, высокий научно-технический потенциал и расположение на его территории градообразующего НПК, исчерпывается дефиниция «наукоград Российской Федерации», содержащаяся в статье 1 Закона о наукоградах, из буквального толкования приведенных выше нормативных положений названного закона следует, что для присвоения статуса «наукоград Российской Федерации» не является достаточным наличие у муниципального образования исключительно совокупности таких признаков, поскольку пункт 1 статьи 3 Закона о наукоградах в качестве императива предусматривает  наличие Стратегии развития наукограда и плана ее реализации в претендующем на присвоение статуса наукограда городском округе.

При этом законодателем при установлении в пункте 3 статьи 2.1 Закон о наукоградах требований к структуре и содержанию Стратегии развития наукограда учтена отмеченная А.Ю. Докучаевым[6] двойственность наукограда, как муниципального образования, имеющего статус городского округа с присущими ему компетенцией и организационной структурой, и как территории с высокой концентрацией научно-технического потенциала с градообразующим научно-производственным комплексом. По этой причине Стратегия развития наукограда согласно законодательным предписаниям не только должна включать в себя отдельный раздел с характеристикой научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда, но и определять способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

Масштабность обозначенных стратегических целей и задач развития этой территории требует программного и проектного подходов, осуществление которых обеспчивается, как это установлено пунктом 4 статьи 2.1 Закона о наукоградах, комплексом мероприятий, предусмотренных Планом реализации Стратегии развития наукограда и способствующих одновременно как развитию научно-производственного комплекса наукограда, реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции, инновационных товаров и услуг, так и сохранению и развитию инфраструктуры наукограда, как совокупности организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения этого городского округа и функционирование его НПК, но не входящих в него.

Таким образом, выделение НПК среди ключевых признаков наукограда определяет его градообразующий характер применительно к соответствующим муниципалитетам, в связи с чем наличие НПК в претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса муниципальном образовании является обязательным.

Согласно статье 1 Закона о нукоградах научно-производственным комплексом признается вся совокупность организаций, осуществляющих в наукограде научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. В развитие данного определения в пункте 5 статьи 2.1 названный закон устанавливает требования к составу НПК, согласно которым в НПК должны входить организации или их обособленные подразделения[7], зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего наукограда и являющиеся научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг[8],  организациями, осуществившими полностью или частично приготовления[9], необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг), хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат научным организация и образовательным организациям высшего образования[10].

Возвращаясь к данному в статье 1 Закона о нукоградах определению НПК, необходимо отметить значимую характеристику научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, которые осуществляются организациями НПК именно в наукоградах: такая деятельность должна осуществляться в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Такие приоритеты определены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»[11]. К соответствующим приоритетам названным указом отнесены безопасность и противодействие терроризму, индустрию наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Отмеченная особенность приведенного нормативного положения Закона о наукоградах с учетом его системной связи с означенным выше указом, имеет концептуальное значение для анализа законодательного регулирования местного самоуправления в наукоградах. Осуществение организациями НПК на территории наукоградов деятельности непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, при наличии в Законе о наукоградах требований к реализации в наукоградах органами местного самоуправления в соответствии с документами стратегического планирования соответствующего муниципалитета мероприятий, способствующих развитию научного, научно-технического потенциалов и использования НПК наукограда, позволяет ставить вопрос об установлении федеральным законом особенностей местного самоуправления в наукоградах, в том числе в контексте допускаемых статьей 55 Конституции Российской Федерации ограничений прав и свобод человека и гражданина и в устанавливаемых ею пределах.

Рассматривая тенденции правового регулирования особенностей местного самоуправления на территориях с особым правовым режимом, Л.А. Нудненко[12] обращает внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой при установлении в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации ограничений как прав и свобод граждан, так и прав местного самоуправления федеральный законодатель связан конституционными принципами равенства и соразмерности, а также вытекающими из них требованиями формальной определенности, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств, и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания[13].

Такие особенности правового регулирования должны непосредственно учитывать и специфику общественных отношений в наукоградах, которая по мнению А.Ю. Докучаева[14], определяется участием в них органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены наукограды, органов местного самоуправления наукоградов и организаций, входящие в состав НПК. Однако, в действующем законодательстве отсутствует механизм взаимодействия органов исполнительной власти различных уровней, органов местного самоуправления наукоградов и организаций НПК, на что также указывает Н.М. Гаврилова[15], выделяя особый статус наукоградов среди иных территорий с научно-техническим и инновационным потенциалами.

Необходимое взаимодействие органов местного самоуправления наукоградов и организаций их НПК, как отмечает М.И. Самодуров[16], может быть реализовано посредством формирования научно-технических советов[17] в качестве особенности организации местного самоуправления в наукоградах с определением особого порядка их образования с участием представителей указанных организаций и приданием таким советам необходимых полномочий по участию в решении отдельных вопросов местного значения наукоградов.

Между тем, в действующей редакции Закона о наукоградах органам местного самоуправления наукоградов предоставлено право создать научно-технический совет исключительно для координации исполнения Плана по реализации Стратегии развития наукограда и обеспечения прозрачности процедур его реализации. Отсутствие в законе установления, определяющего статус научно-технического совета в структуре органов местного самоуправления наукограда, и императивного предписания о создании органами местного самоуправления такого совета, привело к отсутствию едиообразия в практике создания и функционирования научно-технических советов в условиях, когда согласно Закону о наукоградах порядок создания, функции и полномочия такого совета определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда.

Рассматривая отмеченные положения через призму российского конституционализма, важно отметить позиции В.Т. Кабышева и Т.М. Пряхиной, согласно которым в конституционном механизме реализации власти народа исключительно важное место принадлежит местному самоуправлению[18]. Это позволяет сделать вывод, что особенностями организации местного самоуправления в Законе о наукоградах, как это допускается статьей 81 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[19] (далее – Закон о местном самоуправлении), должно быть предусмотрено участие предствителей организаций НПК в решении вопросов местного значения для обеспечения реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права в условиях, когда законодатель определил градообразующий характер НПК для городских округов, имеющих статус наукограда или претендующих на присвоение такого статуса.

Как было отмечено ранее, Закон о наукоградах допускает присвоение статуса наукограда исключительно городским округам, которыми согласно Закону о местном самоупрвлении являются один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

С учетом рассмотренных выше особенностей наукоградов, в частности, обязательности определения в стратегиях их развития способов и механизмов развития научного, научно-технического потенциалов, осуществления организациями НПК научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, очевидным становиться приведенное ограничение по виду муниципального образования, которому может быть присвоен статус наукограда: для достижения органами местного самоуправления наукоградов установленных законом целей и задач может быть необходимым осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых им на основании федеральных законов и законов субъектов федерации, на территории которых находятся соответствующие наукограды.

Вместе с тем, требует отдельного анализа вопрос о наличии практики передачи государственных полномочий органам местного самоупраления наукоградов, как это установлено статьей 132 Конституции Российской Федерации, допускающей наделение федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Буквальное толкование норм статьи 8 Закона о наукоградах, определяющих порядок, условия и цели предоставления наукоградам государственной поддержки не позволяет сделать однозначный вывод, что в соответствии с названным законом органам местного самоуправления, в частности, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального и регионального бюджетов для осуществления мероприятий Плана реализации Стратегии развития наукограда как финансовые средства, передаваемые наукоградам в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями.

При этом проводимый ежегодно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии со статьей 3 Закона о наукоградах мониторинг[20] осуществления мероприятий, включенных в Планы реализации Стратегий развития наукоградов, очевидно содержит признаки проведения государством контроля[21] за реализацией органами местного самоуправления полномочий, как это установлено статьей 132 Конституции Российской Федерации при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Однако не представляется возможным сделать одназначный вывод о правовой природе описанной выше государственной поддержки наукоградов как финансировании наделения органов местного самоуправления наукоградов государственными полномочиями, например, по обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала, которые в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

Сделанный вывод может быть дополнен позицией Е.А. Марданшиной[22], которая обращает внимание, что ни Законом о наукоградах, ни каким-либо иным федеральным законом наукограды не наделены дополнительными полномочиями и возможностями в области местного самоуправления, что отличало бы их от других муниципальных образований со статусом городских округов с учетом уникальности наукоградов как территорий с высоким научно-техническим потенциалом.

Таким образом, в полной мере не использована правовая конструкция, заложенная в Законе о наукоградах, и для наиболее эффективного участия органов местного самоуправления наукоградов в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации посредством сохранения и развития научного, научно-технического и инновационного потенциалов требуется совершенствование нормативно-правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в наукоградах как в городских округах с установлением соответствующих особенностей, как это допускает статья 81 Закона о местном самоуправлении.

Вместе с тем очередным недостатком Закона о наукоградах является отсутствие дефиниции научно-технического потенциала. Давая достаточно подробную характеристику такому признаку наукограда как научно-производственный комплекс, в Законе о наукоградах при этом не содержится определение «научно-технический потенциал», несмотря на использование этого термина применительно к наукограду в статье 1 названного закона, что позволяет его охарактеризовать как один из признаков наукограда, а также отсутствуют положения, позволяющие измерить уровень такого потенциала, поскольку Закон о наукоградах определяет наукоград как городской округ, имеющий высокий научно-технический потенциал.

Не способствует устранению этого пробела и применение статьи 2 Закона о наукоградах, предусматривающей правовое регулирование статуса наукограда в том числе в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, поскольку в указанных законодательных актах также отсутствует дефиниция «научно-технический потенциал» при использовании в них самого этого термина.

В то же время, именно понимание содержания термина «научно-технический потенциал», причем исключительно применительно к такому потенциалу муниципального образования, во многом является определяющим для самого правового института «наукоград Российской Федерации» и особенностей местного самоуправления в наукоградах, как муниципальных образованиях, уникальным отличием которых является наличие высокого научно-технического потенциала, как это определено статьей 1 Закона о наукоградах.

В отсутствии законодательного определения научно-технического потенциала посредством анализа показателей деятельности организаций НПК наукограда, которые соответствуют установленным пунктом 8 статьи 2.1 Закона о наукоградах требованиям к таким комплексам, представляется возможным установить содержание научно-технического потенциала наукограда.

Из приведенного обоснования следует, что научно-технический потенциал наукограда формируется благодаря научной, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальным разработкам, осуществляемым организациями его НПК, с учетом их особого кадрового состава. С учетом положений статьи 2 Закона о наукоградах, для харакетристики этого признака наукограда следует руководствоваться определениями научной организации, научной, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, которые даны в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»  (далее – Закон о науке).

 Так, согласно статье 2 Закона о науке целью осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности, которая включает в себя фундаментальные научные исследования[23], прикладные научные исследования[24] и поисковые научные исследования[25], является получение и применение новых знаний. При определении деятельности как научно-технической необходимо учитывать положения Закона о науке, согласно которым такая деятельность направленна на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Концентрация в наукоградах, в первую очередь в соответствии с отраслями науки и промышленности, научных организаций, которые в соответствии со статьей 5 Закона о науке осуществляют в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность обеспечивает условия для формирования, сохранения и развития научно-технического потенциала наукограда благодаря высококвалифицированным кадрам научных организаций, привлечение которых в наукоград в том числе обеспечивается сотрудничеством научных организаций с образовательными организациями высшего образования, а также координацией их деятельности.

Развитию потенциала наукограда с очевидностью способствуют и осуществляемые организациями НПК, как это предусмотрено Законом о наукоградах, экспериментальные разработки, которыми Закон о науке признает деятельность, основанную на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленную на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Реализация результатов экспериментальных разработок обеспечивается посредством осуществления организациями НПК инновационной деятельности, определяемой Законом о науке как деятельность, включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры, как совокупности организаций, способствующих реализации инновационных проектов и обеспечение ее деятельности.

Данные положения позволяют сделать вывод, что наукоград обладает не только научно-техническим, но и технологическим, и инновационным потенциалами, что в полной мере не нашло своего отражения в Законе о наукоградах. Более того, в подпункте 1 пункта 3 статьи 2.1 названного закона указывается на необходимость отражения в Стратегии развития наукограда характеристики научного, научно-технического и инновационного потенциала организаций НПК наукограда, которые, как было показано выше, оказывают влияние на такой потенциал соответствующего городского округа. Однако в Законе о наукоградах нет указаний на необходимость характеристики в Стратегии развития наукограда его научно-технического потенциала и устранение этого правового пробела необходимо обеспечить внесением соответствующих изменний в названный закон.

При проектировании соответствующих норм должно быть учтено и предусмотренное Законом о наукоградах участие органов местного самоуправления в осуществлении инновационной деятельности, в том смысле, который этой деятельности придается Законом о науке. В частности,  предоставляемые наукоградам, как было указано ранее, в рамках государственной поддержки межбюджетные трансферты в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о наукоградах могут быть использованы для  развития НПК наукограда, в том числе малых и средних предприятий, реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции (инновационных товаров и услуг), а также для сохранения и развития инфраструктуры наукограда, когда такие мероприятия предусмотрены Планом реализации Стратегии развития наукограда.

Очевидно, что осуществлением указанных мероприятий органы местного самоуправления наукограда формируют инновационный потенциал муниципального образования и способствуют развитию научно-технического потенциала организаций его НПК, в том числе реализуя предоставленные им статьей 8.1 Закона о наукоградах права, в частности, по предоставлению находящегося в муниципальной собственности имущества организациям НПК.

Понимание содержания научно-технического потенциала наукограда, влияния осуществляемой организациями НПК научной, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок на сохранение и развитие такого потенциала, в том числе при осуществлении органами местного самоуправления планов реализации стратегии их развития, а также градообразующего характера НПК отделяет наукограды от иных муниципальных образований и территорий, не являющихся муниципальными образованиями[26], где хозяйствующими субъектами осуществляется научная, научно-техническая, инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания и подготовка кадров. Все это в своей совокупности имеет существенное значение для концептуального подхода к выделению наукоградов как уникальных муниципальных образований и формирует основу для особого правового регулирования нормами специального закона, как это установлено Законом о местном самоуправлении, всего комплекса общественных отношений, связанных с присвоением, сохранением и прекращением статуса наукоградов, с особенностями организации и осуществления в них местного самоуправления, в том числе предоставление отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления наукоградов в связи с осуществлением ими задач научно-технологического развития Российской Федерации как основы научного и технологического суверенитета государства.

 

[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018, "Российская газета", № 97с, 09.05.2018, "Собрание законодательства Российской Федерации", 14.05.2018, № 20, ст. 2817), Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, "Российская газета", № 159, 22.07.2020, "Собрание законодательства Российской Федерации", 27.07.2020, № 30, ст. 4884).

[2] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2016, Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.

[3] Кузнецов М.И. Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России//Устойчивое развитие. Наука и практика. 2004. №2. С. 37. Глисин Ф.Ф., Разин В.Л., Хабарова Т.В. Наукограды в современной экономике России//Инновации. 2011. № 2. С. 71. Нетесова М.С. Города в структуре инновационной системы России//Контуры глобальной трансформации: политика, экономика, право. 2011. Вып. 5. С. 29. Данилова С.Н., Петров А.М., Тэйслина О.Г. Государственное развитие территорий с особым статусом//Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 75-76.

[4] "Собрание законодательства Российской Федерации", 12.04.1999, № 15, ст. 1750; "Российская газета", № 71, 14.04.1999.

[5] В настоящее время указанный статус присвоен 13 муниципальным образованиям, расположенным на территориях шести субъектов Российской Федерации : городской округ Троицк (город федерального значения Москва), городской округ Реутов, городской округ Фрязино, городской округ Протвино, городской округ Пущино, городской округ Дубна, городской округ Черноголовка, городской округ Королев, городской округ Жуковский (Московская область), городской округ Обнинск (Калужская область), городской округ Мичуринск (Тамбовская область), рабочий поселок Кольцово (Новосибирская область), городской округ Бийск (Алтайский край).

[6] Докучаев А.Ю. Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Вестник Томского государственного университета. 2010. № 2. С. 111.

[7] Зарегистрированные в наукоградах обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территориях других муниципальных образований, согласно пункту 6 статьи статьи 2.1 Закона о наукоградах включаются в состав НПК (при условии их соответстветствия требованиям, установленным пунктом 5 названной статьи) в силу сложившейся практики размещения научными организациями, университетами и организациями реального сектора экономики обособленных структурных подразделений в наукоградах с учетом ключевой отраслевой специализации их НПК, что позволяет в условиях территориально определяемого кооперационного взаимодействия в рамках такого комплекса существенно повысить результативность осуществляемой деятельность, вне основного метоположения указанных организаций.

[8] При условии, что доля произведенных организацией в течение календарного года высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполненных инновационных работ, оказанных инновационных услуг), как это определено подпунктом 2 пункта 5 статьи 2.1 Закона о наукоградах, в стоимостном выражении составляет не менее чем 50 процентов общего объема произведенных этой организацией в течение указанного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

[9] Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 2.1 Закона о наукоградах к таким приготовлениям, в том числе относятся проектно-изыскательские работы, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования.

[10] При условиии, как это определено подпунктом 4 пункта 5 статьи 2.1 Закона о наукоградах, что такие хозяйственные общества и партнерства созданы в установленном федеральными законами  порядке, указанными научными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего наукограда, в том числе совместно с другими лицами.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации, 11.07.2011, № 28, ст. 4168.

[12] Нудненко Л.А. Тенденции правового регулирования особенностей организации местного самоуправления//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1. С. 61-68.

[13] По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Воронежской области : постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 18. Ст. 2292.

[14] Докучаев А.Ю. Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Вестник Томского государственного университета. 2010. № 2. С. 111.

[15] Гаврилова Н.М. Территории инновационного развития России//Финансовый журнал. 2012. № 4. С. 82.

[16] Самодуров М.И. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 14. 2016. Вып. 1. С. 53-62.

 

[18] Кабышев В. Т., Пряхина Т. М. Теоретические проблемы российского конституционализма//Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2. С. 39-41.

[19] Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Российская газета. № 202. 08.10.2003.

[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 620 «Об утверждении Правил проведения мониторинга осуществления мероприятий, включенных в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, имеющих статус наукограда Российской Федерации, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственных комплексов наукоградов Российской Федерации»/Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.07.2016. Собрание законодательства Российской Федерации. 11.07.2016. № 28. Ст. 4745.

[21] Об осуществлении Минобрнауки России контрольных функций при проведении мониторинга свидетельствует предоставленное пунктом 4 статьи 3 Закона о наукоградах полномочие по представлению мотивированного ходатайства в Правительство Российской Федерации о  досрочном прекращении статуса наукограда, если при проведении мониторинга в течение трех последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей НПК наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 Закона о наукоградах, при этом результаты, определенные Планом реализации Стратегии развития наукограда, не достигнуты.

[22] Марданшина Е.А. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры//Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2012, вып. 3. С. 133-139.

[23] Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

[24] Исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

[25] Исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

[26] К таким территориям, в частности, могут быть отнесены имеющие специальное регулирование особые-экомические зоны технико-внедренческого типа, территории опережающего социально-экономического развития, инновационной центр «Сколково», инновационые территориальные кластеры и инновационные научно-технологические центры.

References

1. Gavrilova N.V. Territorii innovatsionnogo razvitiya Rossii//Finansoviy zhurnal. 2012. № 4. - S. 82.

2. Glisin F. F., Razin V. L., Khabarova T. V. Naukogrady v sovremennoy ekonomike Rossii // Innovatsii. 2011. № 2. - S. 71-77.

3. Danilova S. N., Petrov A. M., Teyslina O. G. Gosudarstvennoye razvitiye territoriy s osobym statusom // Vestnik Saratovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 4. - S. 75-76.

4. Dokuchayev A. YU. Problemy pravovogo statusa naukogradov Rossiyskoy Federatsii v aspekte realizatsii Federal'nogo zakona ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2. - S. 111-114.

5. Kabyshev V. T., Pryakhina T. M. Teoreticheskiye problemy rossiyskogo konstitutsionalizma // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy akademii prava. 1995. № 2. - S. 39-41.

6. Kuznetsov M. I. Naukogrady: intellektual'nyy potentsial i innovatsionnyy resurs razvitiya Rossii // Ustoychivoye razvitiye. Nauka i praktika. 2004. № 2. - S. 37.

7. Mardanshina Ye. A. Pravovoy status sub"yektov innovatsionnoy infrastruktury // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ekonomika i pravo. 2012, vyp. 3. - S. 133-139.

8. Netesova M. S. Goroda v strukture innovatsionnoy sistemy Rossii // Kontury global'noy transformatsii: politika, ekonomika, pravo. 2011. Vyp. 5. S. 29-35.

9. Nudnenko L. A. Tendentsii pravovogo regulirovaniya osobennostey organizatsii mestnogo samoupravleniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 1. - S. 61-68.

10. Samodurov M. I. Vzaimodeystviye organov mestnogo samoupravleniya i sub"yektov innovatsionnoy deyatel'nosti v naukogradakh // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 14. 2016. Vyp. 1. - S. 53-62.


Login or Create
* Forgot password?