ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF THE MOTIVE OF RELIGIOUS HATRED IN THE COMMISSION OF EXTREMIST CRIMES
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the present stage, crimes of an extremist nature with religious motives are becoming increasingly common in the Russian Federation. This phenomenon is due to the rapid spread of extreme religious views and ideologies in Russia. According to statistical data of identified crimes of an extremist nature in the Russian Federation, there is a sharp rise. If 2019 was characterized by a decline of 53.8% in the number of detected crimes, then until August 2020 a sharp increase of 44.1% in the number of detected extremist crimes was recorded.

Keywords:
motive of the crime, religious hatred, extremist crimes, religious extremist organizations, worldview, religion, criminal punishment
Text

Распространение преступлений экстремистской направленности по мотиву религиозной ненависти связаны в основном с противоречиями религиозных конфессий, что характеризуются тем, что они возникают в духовной сфере и касаются духовных ценностей. Существует несколько аспектов рассмотрения причин межконфессиональных конфликтов. Наиболее распространенная точка зрения гласит, что противоречия религиозных конфессий связаны со столкновением лиц, имеющих различия в мировоззрении. Политический аспект связывает такие конфликты со стремлением объединенных одной религией лиц, находящихся в меньшинстве, достичь политической и религиозной независимости.

Ключевой целью статьи является изучение отдельных аспектов, касающихся мотива религиозной ненависти при совершении преступлений экстремистской направленности.

Задачи научной статьи можно выделить следующие:

  1. Определить понятие мотива религиозной ненависти;
  2. Изучить подходы к рассмотрению мотива религиозной ненависти.
  3. Изучить деятельность наиболее известных межрегиональных экстремистских организаций;
  4. Предложить меры по предупреждению преступлений экстремистской направленности по мотиву религиозной ненависти

Мотив религиозной ненависти – это внутреннее побуждение человека для совершения преступления, связанное с длительным негативным отношением к лицу, исповедующему другую религию или принадлежащему к иной религиозной конфессии.

Мотив религиозной ненависти можно рассмотреть с двух позиций: в качестве обстоятельства, влияющего на назначение меры наказания и в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Так, статья 63 Уголовного Кодекса относит мотив религиозной ненависти к обстоятельствам, отягчающим наказание.

В качестве квалифицирующего признака состава преступления мотив религиозной ненависти рассматривается в таких статьях Уголовного Кодекса как статья 213 «хулиганство», статья 116 «побои», статья 111 «умышленное причинение тяжкого вреда здоровья», статья 105 «убийство» и так далее. Во всех вышеперечисленных статьях мотив религиозной ненависти учитывается при квалификации преступления и назначения соответствующего наказания.

Е.П. Сергун по данной проблеме считает, что «наиболее правильным является употребление понятия «ненависть» для мотива преступления, но в качестве альтернативы корректнее использовать понятие «нетерпимость».[1, с.2] Целью религиозной ненависти можно считать попытку индивида доказать, что его религиозные убеждения являются единственными правильным, а взгляды других людей ошибочны. К преступлениям, совершенных по мотивам религиозной ненависти можно отнести как преступления, в состав которого входит конкретно мотив религиозной ненависти, так и преступления, в которых показано явное противоборство представителей одной религии с другой.

Стоит также отметить, что преступления экстремисткой по мотиву религиозной ненависти совершаются индивидами не только из-за чрезмерных религиозных убеждений, так называемого «фанатизма», но и под воздействием религиозных экстремистских организаций. Экстремистская организация – объединение, в отношение которого судом было принято уже вступившее в силу решение либо о признании, либо о ликвидации или запрете деятельности по причине признания её экстремистской Главная цель таких организаций – с помощью попавших под влияние людей совершение «их руками» преступлений и завладение чужим имуществом, но не прямым путем, а с помощью «пожертвований». А.В. Павлинов считает: «что любая экстремистская организация является террористической организацией»[2, с.4]. Иными словами, любая организация, которая осуществляет деятельность экстремистского характера является ещё и террористической организацией, так как их деятельность сопряжена с насилием.

Организатор с помощью психологического воздействия влияет на субъект и тот, готов делать любые «благие дела», под которыми завуалированы преступные деяния. Существует целый список запрещенных религиозных организаций, которые были признаны судом экстремистскими, например, «Национал-большевистская партия», международная организация «Нурджулар»,  Межрегиональное общественное объединение «Формат-18» , Межрегиональное общественное движение «Славянский союз» и так далее.

Межрегиональное общественное объединение «Формат-18»  в 2010 году было признано экстремистским, его руководитель Максим Марцинкевич,  видеоблогер неонацистского толка, идеолог неформального международного общественного движения «Реструкт»[3], был трижды осужден по ст. 282 УК РФ «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», у организации «Формат-18» в сети Интернет был зарегистрирован и действовал сайт, где рекламируются для продажи музыкальные произведения, исповедующие и пропагандирующие праворадикальную идеологию.

«Национал-большевистская партия» – российская организация националистического характера, запрещённая в Российской Федерации, 10 июля 2010 была реорганизована в общество «Другая Россия», члены партии именуются как «лимоновцы» или «нацболы», является наиболее организованным радикальным молодёжным объединением. Во многом эта организация копировала идеалы итальянского фашизма.

Международная организация «Нурджулар» - в 2007 году была признана экстремисткой. Участники Нурджулара связаны с террористической организацией «Серые волки». Большинство сектантов являлись крупными бизнесменами, которые спонсировали подпольное издание экстремистских сочинений под общим названием «Рисале-и Hyp» турецкого автора Бадиуззамана Саида Нурси.

Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти, являются трудно доказуемыми, зачастую, не имея достаточных сведений о личности преступника, в частности о его религиозных взглядах, условиях совершения преступления, преступление квалифицирует неправильно, часто путая с другими составами преступлений.

Соответственно, для предупреждения и раскрытия преступлений экстремистской направленности по мотиву религиозной ненависти, можно предложить следующие действия:

  1.  усилить государственный контроль над деятельностью религиозных организаций, в том числе в которых участвуют иностранные граждане;
  2.  осуществить согласованность программ действий религиозных организаций с органами государственной власти;
  3. своевременная ликвидация локальных религиозных противоречий и конфликтов, в целях предотвращения их распространения.

Таким образом, мотив религиозной ненависти является внутренним побуждением лица, который связан с длительным негативным отношением, нетерпимостью к другому лицу, которое имеет другие социальные признаки, такие как отличия в мировоззрении или вероисповедании. Мотив религиозной ненависти может выступать как обстоятельство, отягчающее уголовное наказание и в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Противоречия между религиозными конфессиями – явление достаточно неновое [4, с.2]. религиозный мотив является одним из ведущих из-за существования самых разнообразных по своему характеру религиозных конфессий, а также религиозных объединений и организаций, зачастую осуществляющих свою деятельность нелегально, которые имеют цель пропаганды своих идеалов в массы, нередко прибегая к насилию. Учитывая различные мотивы совершения данного преступления, экстремистская деятельность имеет сложный характер и при квалификации преступлений зачастую возникают вопросы разграничения мотивов религиозной вражды и ненависти.

References

1. Sergun E. P. The problem of correlation of crimes against the foundations of the constitutional system and crimes of extremist orientation in the science of Russian criminal law // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sootnosheniya-prestupleniy-protiv-osnov-konstitutsionnogo-stroya-i-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti-v-nauke

2. Pavlinov A.V. Anti-state extremism: criminal-legal and criminological aspects. Moscow, 2008. With:304.

3. Link to the Wikipedia Internet source: https://ru.wikipedia.org/wiki/Marcinkevich ,_Maxime,_sergeevich

4. Goncharov V. V., Shalin V. V. Interreligious conflicts in the 21st century: socio-philosophical analysis // Conflictology / Nota Bene. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhreligioznye-konflikty-v-21-veke-sotsialno-filosofskiy-analiz

5. Sergun E. P. The problem of correlation of crimes against the foundations of the constitutional system and crimes of extremist orientation in the science of Russian criminal law // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sootnosheniya-prestupleniy-protiv-osnov-konstitutsionnogo-stroya-i-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti-v-nauke

6. Pavlinov A.V. Anti-state extremism: criminal-legal and criminological aspects. Moscow, 2008. With:304.

7. Link to the Wikipedia Internet source: https://ru.wikipedia.org/wiki/Marcinkevich ,_Maxime,_sergeevich

8. Goncharov V.V., Shalin V. V. Interreligious conflicts in the 21st century: socio-philosophical analysis // Conflictology / Nota Bene. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhreligioznye-konflikty-v-21-veke-sotsialno-filosofskiy-analiz


Login or Create
* Forgot password?