Russian Federation
The article examines the different approaches of legal scholars to understand the category “public administration”. Authors express judgment on the need for both a broad and a narrow approach to the interpretation of this concept. They give a reasoned response of the elements that form this concept.
government, public administration, organizational activities, goal setting, management subject, management object, management system
В научной литературе по вопросам управления выделяются следующие виды управляемых систем: механические, биологические, социальные. В механических системах управление осуществляется совокупностями машин и технологическими процессами. Объект управления биологических систем — процессы, происходящие в живых организмах. Социальные системы относятся к наиболее сложным. В основе их функционирования лежит управление общностями людей. Со структурно-функциональной точки зрения общество — это целостная система с иерархией подсистем различной степени сложности и организации. Каждая из этих подсистем, являясь компонентом системы более высокого уровня, в свою очередь, заключает в себе собственные системы, которые тоже подвержены слиянию.
Управление в тех или иных формах всегда было присуще человеческому обществу. По мере развития общества возрастали значение управления и осознанность в его необходимости. Как отмечает известный ученый в области социального управления В.Г. Афанасьев, вместе со становлением общества в нем сложились и действуют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные) и, соответственно, два механизма управляющего воздействия на общественную систему — стихийное регулирование и сознательное управление [2, с. 306]. Стихийные регуляторы действуют в тех случаях, когда людьми не познаны, и в силу этого не используются, объективные закономерности развития общества. К ним, например, можно отнести закономерности развития рыночных отношений, когда имеют место многочисленные столкновения и переплетения различных, нередко противоположных друг другу сил и явлений, действия спроса и предложения, сумм и продаж и т.д. В основе таких закономерностей, в конечном счете, лежит закон стоимости, выступающий в качестве управляющей силы производства товаров (услуг) и распределения труда. И, наоборот, с познанием этих закономерностей управление приобретает качественно новый тип организации общественной жизни, так как учитывается тенденция развития экономических процессов и иных сфер жизнедеятельности общества. Иначе говоря, с понятием управления как специфического социального явления мы непременно связываем сознательное начало, волю и знание человека [3, с. 29].
1. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya [Theory of public administration]: course of lectures. Moscow: Omega-L Publ., 2004.
2. Afanasyev V.G. Nauchnoe upravlenie obschestvom [Scientific management of society]. Moscow: Politizdat Publ., 1973.
3. Kondzhakulyan K.M. Bucephala system of executive power: a comparative legal study. Zakon i pravo [Policy and law], 2014, no 4.
4. Bratanovsky S.N. Konstitucionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia]: Textbook. Moscow: RIOR Publ., 2011.
5. Bratanovsky S.N., Dzhambalaev S.D, Epifanov A.E. Teoriya gosudarstva i prava: [Theory of state and law]: Textbook. Moscow: Uniti-Dana, 2013.
6. Bratanovsky S.N., Kocherga S.A., Bratanovskaya M.S. Subyekti administrativnogo prava [The subjects of administrative law]. Moscow: Moscow State University, 2014.
7. Marx K., Engels F. Collected Works. Vol. 21. Moscow, Politizdat Publ., 1962.
8. Obschee administrativnoe pravo [General administrative law]: Textbook. Voronezh: Publishing house of Voronezh State University, 2007.
9. Uvarov V.N. Gosudarstvennaya sluzhba i upravlenie [Public service and administration]. Petropavlovsk, 2004.