Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plehanova», (department of state and legal and criminal and legal disciplines, professor)
employee from 09.09.2015 until now
Russian Federation
The article examines the different approaches of legal scholars to understand the category “public administration”. Authors express judgment on the need for both a broad and a narrow approach to the interpretation of this concept. They give a reasoned response of the elements that form this concept.
government, public administration, organizational activities, goal setting, management subject, management object, management system
В научной литературе по вопросам управления выделяются следующие виды управляемых систем: механические, биологические, социальные. В механических системах управление осуществляется совокупностями машин и технологическими процессами. Объект управления биологических систем — процессы, происходящие в живых организмах. Социальные системы относятся к наиболее сложным. В основе их функционирования лежит управление общностями людей. Со структурно-функциональной точки зрения общество — это целостная система с иерархией подсистем различной степени сложности и организации. Каждая из этих подсистем, являясь компонентом системы более высокого уровня, в свою очередь, заключает в себе собственные системы, которые тоже подвержены слиянию.
Управление в тех или иных формах всегда было присуще человеческому обществу. По мере развития общества возрастали значение управления и осознанность в его необходимости. Как отмечает известный ученый в области социального управления В.Г. Афанасьев, вместе со становлением общества в нем сложились и действуют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные) и, соответственно, два механизма управляющего воздействия на общественную систему — стихийное регулирование и сознательное управление [2, с. 306]. Стихийные регуляторы действуют в тех случаях, когда людьми не познаны, и в силу этого не используются, объективные закономерности развития общества. К ним, например, можно отнести закономерности развития рыночных отношений, когда имеют место многочисленные столкновения и переплетения различных, нередко противоположных друг другу сил и явлений, действия спроса и предложения, сумм и продаж и т.д. В основе таких закономерностей, в конечном счете, лежит закон стоимости, выступающий в качестве управляющей силы производства товаров (услуг) и распределения труда. И, наоборот, с познанием этих закономерностей управление приобретает качественно новый тип организации общественной жизни, так как учитывается тенденция развития экономических процессов и иных сфер жизнедеятельности общества. Иначе говоря, с понятием управления как специфического социального явления мы непременно связываем сознательное начало, волю и знание человека [3, с. 29].
1. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya [Theory of public administration]: course of lectures. Moscow: Omega-L Publ., 2004.
2. Afanasyev V.G. Nauchnoe upravlenie obschestvom [Scientific management of society]. Moscow: Politizdat Publ., 1973.
3. Kondzhakulyan K.M. Bucephala system of executive power: a comparative legal study. Zakon i pravo [Policy and law], 2014, no 4.
4. Bratanovsky S.N. Konstitucionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia]: Textbook. Moscow: RIOR Publ., 2011.
5. Bratanovsky S.N., Dzhambalaev S.D, Epifanov A.E. Teoriya gosudarstva i prava: [Theory of state and law]: Textbook. Moscow: Uniti-Dana, 2013.
6. Bratanovsky S.N., Kocherga S.A., Bratanovskaya M.S. Subyekti administrativnogo prava [The subjects of administrative law]. Moscow: Moscow State University, 2014.
7. Marx K., Engels F. Collected Works. Vol. 21. Moscow, Politizdat Publ., 1962.
8. Obschee administrativnoe pravo [General administrative law]: Textbook. Voronezh: Publishing house of Voronezh State University, 2007.
9. Uvarov V.N. Gosudarstvennaya sluzhba i upravlenie [Public service and administration]. Petropavlovsk, 2004.