Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article is devoted to the problem of the formation of priority strategic directions of the legal policy of the Russian state in the face of modern geopolitical challenges and threats. Due to the specifics of such challenges and threats, special attention is paid to issues related to the formation and effective implementation of such strategies as the formation of an ideology of patriotism, ensuring information security, as well as countering attempts to falsify historical facts, preserving and strengthening the historical memory of society. It substantiates why these strategies are extremely important at the present time. It is demonstrated that the nature of special measures ensuring the implementation of the strategies considered by the authors involves the use of ideological and organizational and legal means as the main ones.
legal policy strategies, patriotism, information war, falsification of history, legal education, legal consciousness, modern threats
Для решения актуальных теоретико-правовых проблем государственного стратегического планирования требуется понимание сущности и содержания современных правовых стратегий, конструируемых государством, в целях обеспечения эффективности механизма правового регулирования общественных отношений, а также поиска средств и методов оптимизации действующего права и гармонизации правореализационной практики.
В современных условиях одновременно высокую значимость приобретает понимание тех проблем, с учетом которых должны осуществляться формирование и реализация правовых стратегий Российским государством. Так, именно трансформация современного геополитического миропорядка, отсутствие стремления ряда западных стран принимать участие в создании многополярной системы мира на основе взаимного уважения, доверия, а также соблюдения базовых принципов и норм, составляющих основу международного правопорядка, обусловили необходимость формирования Российским государством тех стратегических приоритетных направлений своего развития, которые оно сегодня реализует. Кроме того, потребность в упорядочении правовой жизни современного общества, а также проблема поддержания баланса частноправовых и публично-правовых интересов в реализации правовой политики сегодня во многом определяют необходимость консолидации органов государственной власти и институтов гражданского общества в обеспечении и защите национальных интересов Российского государства и оптимизации правового инструментария, используемого в решении значимых для общества и государства задач.
Очевидно, что в условиях девальвации норм международного права, снижения эффективности системы коллективной безопасности, а также обострения межгосударственных противоречий основные внутренние и внешние направления деятельности Российского государства сопряжены с противодействием угрозам суверенитету и территориальной целостности. Обозначим наиболее значимые проблемы, с которыми сталкивается Российское государство в настоящее время, а также правовые стратегии, формируемые с целью противодействия существующим угрозам.
Первой проблемой является «размывание» Соединенными Штатами Америки и другими недружественными иностранными государствами гуманистических ценностей и ориентиров, лежащих в основе международно-политического дискурса. В настоящее время наиболее актуальной становится проблема их замещения либеральными западными ценностями, основанными на идее свободы как вседозволенности, индивидуализме и эгоизме, отрицании традиционного характера института семьи и брака, а также прерывании преемственности поколений. Необходимо отметить, что стратегическое противостояние Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки имеет глубокие «корни» и попытки поиска новых форм взаимодействия в условиях, когда один актор стремится к мировому господству, а другой - к созданию многополярной системы международных отношений, не привели к каким-либо положительным результатам.
Так, например, председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, анализируя проблемы вмешательства Соединенных Штатов Америки во внутреннюю и внешнюю политику суверенных государств без резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обратил внимание на позицию президента США Барака Обамы, высказанную в 2014 году, которая заключалась в том, что «американцы и США, как особая нация и особое государство, вправе претендовать на гораздо большее, чем любая другая нация и любое другое государство», одновременно была проведена аналогия с германским Третьи Рейхом и нацистской идеологией, делавшей акцент на превосходстве и исключительности немецкого народа[1]. В связи с этим западные ценности не могут претендовать на универсальный характер, а Российское государство будет способствовать повышению устойчивости глобальной системы миропорядка и противодействовать попыткам Запада «вписать» либерально-демократические ценности в международную правовую жизнь, зависимую от политической конъюнктуры. Поэтому одной из чрезвычайно значимых стратегий для современного Российского государства является формирование идеологии патриотизма как национальной идеи. На сегодняшний день развитие высокоинтеллектуального, духовного общества, в генетический культурный код которого входят такие идеи, как служение, патриархальность, соборность, является одним из приоритетных направлений правовой политики Российского государства. Только патриотически ориентированное общество способно противостоять деструктивной западной идеологии, разрушающей духовный и нравственный потенциал российского народа, а также искажающей систему традиционных духовно-нравственных ценностей. Таким образом, патриотизм является фундаментом, на котором зиждется система безопасности личности, общества и государства. Небезынтересной в данном аспекте является позиция И.Б. Орлова, заключающаяся в том, что в основе патриотизма лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство[2]. Таким образом, патриотизм выражается в социальном чувстве любви и привязанности к Родине, готовности защищать Отечество и интересы государства.
Очевидно, что обеспечение эффективной организации деятельности государства и институтов гражданского общества, направленное на патриотическое воспитание, к настоящему времени продемонстрировало положительные результаты. Так, по данным мониторингового исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященного восприятию россиянами патриотизма, большая часть россиян, девять из десяти, называют себя патриотами (91 %), безусловными патриотами называют себя 52 %, каждый второй[3]. Тем не менее, несмотря на указанные позитивные тенденции, укрепление патриотических чувств, защита традиционных духовно-нравственных ценностей по-прежнему входит в перечень стратегических приоритетов государственной правовой политики Российского государства. В современных условиях в наиболее явном виде свое выражение в правовой практике находит стратегия повышения уровня правосознания и правовой грамотности общества. Эффективность реализации обозначенной стратегии определяется комплексом мероприятий, формируемых компетентными субъектами, а также стратегическими линиями правового поведения самих субъектов, вовлеченных в сферу действия современного права.
К перечню специальных мероприятий, обеспечивающих реализацию названной стратегии, следует отнести:
-во-первых, создание юридических механизмов и гарантий обеспечения прав и свобод граждан;
-во-вторых, эффективную организацию системы мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики с целью определения пробелов, коллизий в праве или квалифицированного молчания законодателя;
-в-третьих, создание эффективной системы правового просвещения и правовой помощи гражданам, с целью формирования национальной идеи патриотизма, как детерминанта российского государственного единства;
-в-четвертых, развитие социальных институтов, принимающих активное участие в процессе воспитания на основе национальных ценностей и отечественной традиции;
-в-пятых, обеспечение эффективного функционирования правоохранительной системы, с целью укрепления доверия граждан к правоохранительным органам и повышения уровня защищенности граждан как от противоправных посягательств, так и от нарушений со стороны лиц, наделанных государственно-властными полномочиями.
В качестве второй проблеме следует рассматривать обострение политического противостояния вследствие ведения информационной войны против Российского государства. Технологический прогресс, изменивший способы социально-экономической и политико-правовой деятельности, формы взаимодействия международно-правовых акторов, а также расширение границ информационного пространства, обусловленное цифровой трансформацией общества, привели к информационной конфронтации, которая в настоящее время стала неотъемлемым атрибутом международных правоотношений.
В настоящее время информационные войны являются одной из форм преднамеренной эскалации межгосударственных конфликтов, основной целью которых является дестабилизация политической и социально-экономической сфер жизни общества. В отличии от традиционного понимания войн, которые ведутся с помощью различного оружия, средств, физической силы, для информационной войны характерным является символическое насилие, осуществляемое посредством внедрения в массовое сознание искаженной информации, ставшей продуктом мифотворчества заинтересованных деструктивных сил. Так, А.В. Манойло, рассматривая проблемы информационной войны как угрозы российской нации, обращает свое внимание на то, что «технологии информационных войн, основанные на манипулятивном управлении политическим сознанием и поведением граждан, исключительно опасны: их главная задача – разделить и поляризовать общество, разорвать его на множество клочков и фрагментов, заставить эти фрагменты искренне ненавидеть друг друга с тем, чтобы затем столкнуть их между собой, инициировав борьбу на уничтожение, или объединить их агрессию в единый поток и направить его против действующей власти»[4]. В указанном контексте, например, для Соединенных Штатов Америки и Великобритании в рамках политического дискурса традиционным стало использование различных идеологем, оправдывающих агрессию в отношении других государств и маскирующих вторжение под гуманитарную помощь. Так, фабрикация западными странами информационных поводов агрессии в отношении других государств нашла свое отражении, например, во время мексиканской революции 1910-1917 г.г., когда Соединенные Штаты Америки осуществили прямую военную интервенцию, оккупировав порт Веракрус; в 1937 г. в Никарагуа при участии американских войск происходит военный переворот; в 1961 г. – «операция в заливе Кочинос» - хрестоматийный пример интервенционистского поведения США, попытка прямого вторжения на Кубу; в 1953 г. ЦРУ и Секретная разведывательная служба Великобритании провели совместную операцию «Аякс» по свержению премьер-министра М. Мосаддыка и его правительства в Иране, национализировавших иранскую нефтяную промышленность; в 1965 г. в Доминиканской Республике началась интервенция американской морской пехоты в гг. Бараона и Айна; в 1973 г. при прямой поддержке США в Чили произошел военный переворот, в результате которого был свергнут демократически избранный президент С. Альенде и установлена диктатура А. Пиночета; в октябре 1983 г. армия США и коалиции из 6 стран Карибского бассейна вторглись в Гренаду с целью свержения неугодного Вашингтону правительства премьер-министра М.Бишопа; 1999 г. — операция «Союзная сила» против Союзной Республики Югославия; 2003 г. — вторжение США и их союзников в Ирак с целью свержения С.Хусейна и др[5]. Таким образом, многолетняя провокация и культивация агрессивной информационной среды является одним из направлений деятельности западного блока в целях оправдания агрессии.
Очевидно, что на сегодняшний день ряд зарубежных стран, используя разнообразные методы организованного распространения взглядов, фактов, информации искаженного характера, посредством применения информационных технологий активно воздействуют на информационную инфраструктуру, создают угрозу дестабилизации общественно-политической обстановки, основ конституционного строя, а также обеспечения эффективной реализации и защиты прав и свобод человека. Необходимо отметить, что наиболее очевидным способом совершенствования механизма регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере является формирование стратегии обеспечения информационной безопасности. Реализация указанной стратегии предполагает оптимизацию правового инструментария, находящегося в руках государства, при решении следующих задач:
-во-первых, осуществление мониторинга информационного пространства с целью выявления и нейтрализации угроз различных форм информационного деструктивного воздействия;
-во-вторых совершенствование механизма повышения защищенности и устойчивости информационной среды, которая оказывает существенное влияние на массовое сознание граждан, в том числе недопущение распространения террористической и экстремистской идеологии, возбуждения социальной, расовой, религиозной и национальной ненависти;
-в-третьих, усиление, в условиях противостояния внешним угрозам и попыткам осуществления информационного давления, контрольно-надзорной деятельности за средствами массовой информации;
- в-четвертых, обеспечение международного сотрудничества в области регулирования средств массовой информации и недопущения оказания деструктивного воздействия на внутригосударственные демократические институты;
- в-пятых, развитие цифровой грамотности населения, обеспечивающее формирование критического мышления, базовых навыков в области информационных технологий, поиска и оценки необходимой информации, а также создание положительного опыта взаимодействия акторов с современным цифровым инструментарием.
Третьей проблемой является фальсификация исторической правды и манипуляция историческим сознанием. Очевидно, что на сегодняшний день чрезвычайно значимые для российских граждан исторические события подвергаются деструктивной критике и негативным оценкам, что оказывает существенное негативное влияние на формирование в массовом сознании идеологии патриотизма, чувства долга и любви к российской истории и культуре. Фальсификация, как сознательное искажение исторических фактов с целью «демонизации» исторических событий и образов исторических деятелей, является инструментом ведения гибридной войны прозападных идеологов и их союзников, способствует распространению идеологии экстремизма и терроризма.
По справедливому замечанию О.В. Коротковой «масштабы развернувшегося информационно-психологического воздействия на все слои общества настолько велики, что они способны поставить под сомнение не только историю российского государства, но и сам факт правомерности его существования как цивилизационной общности»[6]. Указанное демонстрирует, что фальсификация российской истории путем культивирования искаженных исторических мифологем разрушает историческую память и преемственность поколений. На сегодняшний день искажение исторической правды, направленное на стирание исторического прошлого Российского государства, дезавуирование его роли в победе над нацизмом осуществляется не только посредством преднамеренной подмены содержания фактов и событий прошлого, но и сознательного отождествления идеологии нацизма и коммунизма. Как верно полагает В.И. Коваленко «создание и проведение искусственной исторической параллели и якобы идеологической преемственности исторических деятелей путем намеренного сравнивания и уравнивания фашистского диктатора Гитлера с «советским диктатором» Сталиным»» является одной из схем осуществления фальсификации истории западными политтехнологами[7]. Очевидно, что такое манипулирование исторической памятью может заключаться в демонтаже мировоззренческой матрицы ее носителя, утрате чувства сопричастности к историческим процессам и событиям своего государства, а также созданию препятствий к сохранению гражданского единства и культурно-национальной самобытности.
Выступая на Параде Победы 9 мая 2024 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил, что «сегодня мы видим, как правду о Второй мировой войне пытаются исказить. Она мешает тем, кто привык строить свою, по сути колониальную политику на лицемерии и лжи. Они сносят мемориалы истинным борцам с нацизмом, ставят на пьедесталы предателей и пособников гитлеровцев, перечеркивают память о героизме и благородстве солдат-освободителей, о той великой жертве, которую они принесли во имя жизни»[8]. В связи с этим стратегия противодействия попыткам фальсификации исторических фактов, сохранения и укрепления исторической памяти является одним из приоритетных направлений правовой политики Российского государства в условиях противостояния современным геополитическим вызовам и угрозам. Эффективная реализация указанной стратегии обеспечивается, прежде всего, следующим комплексом мероприятий:
-во-первых, изучение исторических источников и памятников права, а также анализ исторических и источниковедческих работ с целью установления объективных исторических фактов;
-во-вторых, организация исторического просвещения, обеспечивающего понимание роли Российского государства в формировании многополярной модели международных отношений, современного миропорядка, системы международной безопасности;
-в-третьих, деполитизация и деидеологизация исторической науки, которые служат эффективным инструментом нивелирования возможности объяснения права притязать на определенную территорию или обосновать легитимность или нелегитимность власти определенных политических элит;
-в-четвертых, сохранение памятников истории и культурного наследия, реконструкция и реставрация памятников архитектуры, необходимые для понимания ценности культурных артефактов, формирования преемственности и чувства идентичности, а также уникальности и культурной самобытности многонационального народа.
Таким образом, угрозы, которым противостоит Российское государство в современных условиях, являются прежде всего идеологическими угрозами, с ними необходимо бороться для того, чтобы не дать исказить содержательное наполнение исторического знания, не допустить их разрушительного воздействия на развитие правовой системы современного российского общества. В то же время формирование и эффективная реализация стратегий, содержание которых определяется существующими геополитическим вызовами и угрозами, сегодня являются действенными средствами гармонизации всех сфер общественной жизни.
1. Kovalenko V.I. Fal'sifikaciya istorii kak instrument opravdaniya ekstremizma i terrorizma: psihologicheskie i kriminologicheskie aspekty // Filosofiya prava. 2022. № 4 (103). S. 66-74.
2. Korotkova O.V. Osobennosti popytok iskazheniya istorii pobedy SSSR vo vtoroy mirovoy voyne v usloviyah vedeniya informacionnoy voyny protiv Rossii // Pobeda SSSR vo Vtoroy mirovoy voyne i popytki perepisat' ee istoriyu: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (Moskva, 27 fevralya 2020 goda) / pod obsch. red. A.M. Bagmeta. – M.: Moskovskaya akademiya Sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federacii, 2020, 116 s.
3. Manoylo A.V. Informacionnaya voyna kak ugroza rossiyskoy nacii // Vestnik Rossiyskoy nacii. № 6 (52). 2016. S. 174-184.
4. Orlov I.B. Patriotizm v istorii Rossii: gosudarstvennaya ideologiya i cennostnyy potencial // Gosudarstvennaya ideologiya i sovremennaya Rossiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-obschestvennoy konferencii. Moskva, 28 marta 2014 g. M.: Nauka i politika, 2014. S. 107-113.