from 01.01.2012 until now
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin (Department of State and Legal Disciplines, Associate Professor)
Belgorod, Russian Federation
Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article reveals the concept of legality as a social and legal phenomenon. When establishing the content of the category of legality, an important question is through what guarantees its reality is ensured. The article discusses general and special guarantees, under the influence and assistance of which the regime of legality is implemented, protected, and in case of violation, restored. Special attention is paid to measures to strengthen the rule of law. The definition of “legality” is introduced into scientific circulation.
legality, legal legality, legality, legal life, guarantees, factors, law and order, activities of employees of internal affairs bodies
Законность является важной составляющей правовой жизни общества. Этот социально-правовой феномен объективно возникает с целью упорядочения правовых явлений, обеспечения стабильности и гармоничности общественных отношений. Проблематика вопросов, связанных с пониманием и определением законности несмотря на их основательную проработку в течение длительных периодов отечественной юриспруденции, продолжают оставаться спорными [10, С. 15]. Категория законность не без основания претендует на одно из центральных мест в юридической науке и практике.
На сегодняшний день, в учебной и научной юридической литературе, не существует целостной дефиниции законности, которая раскрывала бы общность точек зрения на ее содержание.
Для советской юридической науки характерна концептуальная разработка категории «законность» в двух ракурсах - «революционной законности», несколько позже - «социалистической законности». На разработку теории «революционной законности» существенным образом повлияли революционные события, коренным образом подорвавшие идеи о «буржуазной законности». Концепция «революционной законности» была закономерно вытеснена «социалистической законностью».
Накопленный советской юридической наукой богатый опыт исследования теории социалистической законности, несмотря на его главным образом критическую оценку в современный период, по нашему мнению, заслуживает внимания.
В советской юридической литературе впервые был введен термин «социалистическая законность», который коренным образом отличался от законности буржуазной. Основой концепции социалистической законности выступают классические, характерные для дореволюционной правовой науки представления о законности, интерпретированные в контексте марксизма [16, С. 272]. Советских ученые считали, что в капиталистическом обществе законность лишь формально провозглашается, но на деле в силу органически присущих капитализму экономических и социальных свойств, не становится реальностью. В условиях социализма законность становится объективной потребностью экономического, социального, политического и культурного развитая общества, создаются объективные предпосылки для того, чтобы она могла стать реальным, обеспеченным режимом общественной жизни. Следует констатировать, что учение о социалистической законности постоянно модифицировалось и трансформировалась. Идею советской (социалистической) законности пронизывала причинно-следственная связь со специфическими для конкретного исторического этапа развития общества, основными направлениями деятельности государства.
Наиболее распространенным в юридической литературе является понимание законности в узком и широком смысле. В узком смысле законность – представляет собой строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов [5, С. 11], в широком смысле законность – это режим общественно-политической жизни, метод деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан, принцип государственного руководства обществом, функциональный элемент механизма правового регулирования общественных отношений, звено демократии и культуры. Теория законности в широком смысле формировалась и разрабатывалась в трудах таких видных юристов, как: С.С. Алексеев [2, С. 223], B.C. Афанасьев [3, С. 10], Н.Л. Гранат [6, С. 8], В.Н. Кудрявцев, Р.С. Мулукаев, Н.М. Рабинович, В.И. Ремнев, И.С. Самощенко, М.С. Строгович и многих других.
Исследуя категорию законность целесообразно обратиться к этимологическому ее содержанию. Термин «законный» - относительное прилагательное, от которого, образовано существительное «законность». Имена существительные в русском языке обозначают качества, свойства, состояния или называют какие-либо общие понятия [2, С. 9]. Термин «законность» не имеет в виду никакого конкретного предмета, изолированно размещенного в правовом пространстве. Равно как и другие существительные, он используется для отображения внешней по отношению к нему реальности. Интересным является именно предметное значение категории «законность», которое раскрывается посредством оценочной функции, отражающей тождественность положениям закона правотворческой и правореализационной деятельности.
Другими словами, законность представляет собой не деятельность, направленную на принятие и реализацию правовых норм, а характеристику этой деятельности и предъявляемые к ней требования, посредством которой выражается юридическая правомерность, законосообразность правотворческой и правореализационной деятельности.
В юридической науке существует также доктринальное и законодательное понимание и определение категории законность.
Доктринальный подход к определению понятия и сущности законности наиболее ярко отражается в трудах следующих ученых. Так, Н.Я. Соколов обосновывает, что сущность законности составляет реальное состояние правомерности поведения каждого человека, деятельности государственных органов, других организаций, а также любых отношений между субъектами права [14, С. 34]. По мнению Н.С. Малеина - законность необходима не только в сфере правоприменения, а в первую очередь в сфере законотворчества [12, С. 27].
B.C. Афанасьев [3, С. 10] характеризуя законность констатирует, что обеспечение законности представляет собой одну из актуальных задач социального управления и укрепление законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение, деятельность различных субъектов общественных отношений. Для успешного воздействия на состояние законности необходимо знание механизмов реализации в деятельности людей правовых норм; тех факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность; средств, при помощи которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.
В законодательном понимании законность как всеобщий, общепризнанный принцип является краеугольным камнем правового государства и гражданского общества, нашедший свое отражение и закрепление в Конституции Российской Федерации. Законность - это не просто принцип, закрепленный в Конституции РФ, а особый режим, пронизывающий всю государственно-правовую действительность. Понимание принципа законности не сводится к простому следованию букве закона. Это комплексная система, включающая в себя взаимосвязанные юридические императивы, которые проявляются в различных нормах и принципах правовой системы. Одним из ключевых элементов законности является принцип верховенства Конституции РФ, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, которая четко определяет: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ". Это означает, что все остальные правовые акты (законы, указы, постановления и т.д.) должны соответствовать Конституции РФ. Обязанность соблюдения закона возлагает на все субъекты правотворчества, правоприменения и граждан соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на них правовые акты. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
В юридической литературе реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия соответствующих гарантий законности, которым посвящена обширная литература.
Под гарантиями законности понимаются общесоциальные факторы и специальные государственно-правовые средства, при воздействии и помощи которых обеспечивается соблюдение норм права, т.е. реализуется, охраняется, а в случае нарушения - восстанавливается режим законности.
Гарантии законности подразделяются обычно на общие и специальные [4, С. 53]. Общие гарантии, которые иногда именуются предпосылками законности, делятся на экономические, социально-политические и идеологические.
К экономическим гарантиям относят: равноправие между разными формами собственности; наличие и защита частной собственности; наличие свободного предпринимательства; стабильность денежной системы и налоговой политики; своевременная оплата труда и другие. Речь идет, таким образом, о воздействии на соблюдение, исполнение правовых норм экономической системы общества.
Социально-политическими гарантиями являются социальная структура нашего общества, отсутствие антагонистических классов и эксплуатации человека человеком, разделение властей и сотрудничество между собой, наличие плюрализма мнений и идеологий и т.д. В эту группу гарантий, таким образом, включаются различные явления, связанные с действием социальной структуры нашего общества в политической системы общества.
Идеологические гарантии законности это - общественное сознание, основанное на передовом мировоззрении, идеология и мораль, высокий уровень духовной культуры, патриотизм и др. Таким образом, общие гарантии законности - это элементы, явления, процессы общественного бытия и сознания, которые существуют независимо от задачи обеспечения законности, но объективно своим существованием и функционированием ее укрепляют, действуя во всех сферах государственной и общественной жизни, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.
Некоторые авторы (Б.А. Викторов [5, С. 21], Н.Г. Кобец [9, С. 28], В.М. Чхиквадзе [17, С. 247] и др.) выделяют в особые группы общественные и социально-культурные гарантии. К общественным гарантиям они относят деятельность по укреплению законности и правопорядка общественных организаций и формирований, всю систему мер, применяемых в этом направлении общественностью. В качестве социально-культурных гарантий рассматриваются культура, образ жизни, воспитание социальной активности и ответственности граждан и проч. Другие же ученые относят эти гарантии частью к социально-политическим, частью к идеологическим специальным.
Говоря о специальных гарантиях, некоторые теоретики связывают их выделение с тем обстоятельством, что они «выражены и закреплены в законе». Это не совсем точно, ибо в законе закреплены и многие из общих гарантий законности. Представляется, что в основу выделения специальных гарантий должно быть положено их специальное назначение, их цель. Они создаются именно для того, чтобы обеспечить строгое, точное, неуклонное соблюдение, исполнение правовых норм. Среди них можно выделить правовые (или нормативные) и организационные (или организационно-правовые) гарантии.
Нормативные гарантии находят отражения непосредственно в самих нормах права. Они корреспондируют, соответствие правовых норм общественным отношениям, наличие служебных норм, обеспечивающих единообразное исполнение основных юридических императивов.
Организационные гарантии заключаются в существовании определенных организационных форм правовой деятельности и контроля за ней. Прежде всего, это - установленные в целях обеспечения законности элементы структуры и соответствующие функции всех государственных органов, предприятий, учреждений, общественных формирований. Каждая государственная и общественная организация, независимо от своих основных целей, выполняет и задачу обеспечения законности в работе своего аппарата и подчиненных органов (в сферах, например, производства, управленческой деятельности, связей с другими учреждениями, гражданами и т.д.). Поэтому применительно к каждому из них право определяет и эти цели, и организационные средства их осуществления.
Задача обеспечения законности непосредственно возложена на правоохранительные органы. При освещении в литературе вопросов обеспечения законности обычно рассматриваются указанные гарантии законности, причем основное внимание уделяется воздействию специальных гарантий - влиянию правовых норм, правосознания, и особенно, правового контроля [1, С. 114]. Следует отметить, однако, что при этом не учитывается или учитывается не в полной мере ряд обстоятельств. 1. Характер правового поведения людей, от которого зависит состояние законности, определяется не только правовыми и организационными факторами. На их поведение действуют экономические (материальные), социальные, политические и другие условия. 2. В рамках теории о гарантиях, основываясь на этимологии этого слова, могут рассматриваться лишь те факторы, которые оказывают на состояние законности позитивное влияние. Но наряду с ними на правовое поведение людей воздействуют и разнообразные негативные факторы (недостатки в правовом регулировании, чуждая мораль и т.п.). Они, естественно не охватываются учением о гарантиях, однако без их знания и учета невозможны ни понимание механизмов обеспечения законности, ни успешная практическая деятельность по ее укреплению. 3. Укрепление законности тесно связано с рядом других вопросов, таких как правовое поведение (правомерное и противоправное), профилактика правонарушений, эффективность действия правовых норм и др. Этими вопросами занимаются различные отрасли юридической науки - общая теория государства и права; социология; юридическая психология; криминология и др.
Задача обеспечения законности требует, таким образом, знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности, таким образом, равно как и предупреждение правонарушений, является не только правовой, но имеет комплексный характер. Важно знать механизмы воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности различных субъектов общественных отношений.
Все факторы, воздействующие на состояние законности, образуют сложную, многоуровневую социальную систему. Все элементы этой системы влияют на состояние законности во всех видах правовой деятельности, всех участников общественных отношений, применительно ко всем социальным уровням. Система, таким образом, является универсальной. Все ее элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут влиять на поведение людей как прямо, непосредственно через сознание, так и косвенно - через другие факторы. Выбор соответствующего варианта поведения осуществляется в борьбе противоположностей - под воздействием положительных и отрицательных влияний со стороны факторов, входящих в систему. Воздействие системы на различные сферы законности имеет специфический характер, который определяется, прежде всего, видом правовой деятельности и составом осуществляющих ее субъектов. Эта специфичность проявляется в особенностях правового регулирования, материально-технического обеспечения, организации работы, системы правового контроля и т.п.
Формирование гражданского общества и правового государства требует качественно нового уровня законности. Правовая законность - фундаментальная категория теории правового закона. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, т.е. действенность правового закона характеризуется понятием «правовой законности». По нашему мнению, закон может считаться правовым в том случае, если ему присущи следующие признаки: представляет собой нормативно-правовой акт правового государства обладающий высшей юридической силой; является обязательным для исполнения всеми участниками общественных отношений; выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей и олицетворяющий всеобщий характер социальной справедливости; воплощает в себе принцип формального правового равенства всех членов общества; имеет гуманистический, реальный, прогностический, стабильный характер; закрепляет права, свободы, законные интересы и правовые обязанности человека и гражданина и создает отлаженный социально-правовой механизм обеспечения (реализации, охраны и защиты) прав человека; соответствует основополагающим общечеловеческим ценностям и идеалам [11, С. 40].
Некоторые ученые отдельное внимании при исследовании категории «законность» уделяют мерам упрочения законности: 1. обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения; 2. повышение ответственности юридических работников за законность принимаемых ими решений; 3. повышение уровня заработной платы; 4. повышение уровня профессиональной подготовки юристов, их правовой культуры; 5. усиление безопасности должностных лиц правоохранительных органов; 6. участие населения в охране общественного порядка [15, С. 164].
По нашему мнению данный перечень можно дополнить следующими основными направлениями деятельности органов внутренних дел по обеспечению законности и укреплению правопорядка: нормотворческая деятельность; образование государственных органов, действующих в сфере обеспечения законности; руководство и направление работы подчиненных органов, постановка перед ними задач, связанных с укреплением законности; контроль на своей территории за соблюдением требований законности; контроль за состоянием борьбы с преступностью и другими правонарушениями; организация связей и взаимодействия по обеспечению законности.
Подводя итог отметим, что в современном мире законность становится все более важной как в национальном, так и в международном масштабе, она является ключом к построению справедливого и устойчивого мира и правопорядка. Как особый правовой феномен законность характеризуется многообразными подходами к содержанию и пониманию, которые являются вполне обоснованными и имеют право на существование. Целесообразно акцентировать внимание на том, что при исследовании категории «законность» следует придерживаться комплексного подхода, который позволяет охарактеризовать ее как принцип, метод и особый режим функционирования социальных связей демократического, социального, правового государства и адекватного ему гражданского общества. В этой связи, говоря о законности применительно к современному государству, считаем необходимым ввести в научный оборот дефиницию «правозаконность», которая определяется как социально-правовое явление, основанное на законе, соответствующее сущности права и олицетворяющее идеи социальной справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, суверенитета посредством признания, соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, сердцевину которого составляют соблюдение и исполнение только правовых законов.
1. Averyanova O.V. The concept of legality and the system of means of ensuring legality in public administration // Leningrad Legal Journal. 2019. No. 2. P. 112 – 119.
2. Alekseev S.S. General theory of law. – M., 1981. 361 p.
3. Afanasyev V.S. Ensuring the rule of law: issues of theory and practice (based on materials from internal affairs bodies): Dis. ... Doctor of Law. sciences in the form of a scientific report. – M., 1993. 292 p.
4. Bulanin L.L. Difficult questions of morphology. -M., 1976. - 207 p.
5. Viktorov B.A., Liskin A.A. Soviet law guards the world. - M.: Gosyurizdat, 1960. - 68 p.
6. Garnet N.L. Socialist legality in the activities of internal affairs bodies. – M., 1985. – P. 8.
7. Zubarev S.M. General conditions (prerequisites) for ensuring legality in public administration // Current problems of Russian law. 2023. No. 9. pp. 47 - 58.
8. Klochkova A.V., Pristanskaya O.V. Current problems of the theory of legality and prosecutorial supervision: monograph / Academician. Gene. Prosecutor's Office of Russia Federation - M., 2012. - 262 p.
9. Kobets P.N. Crime prevention as a complex, multifaceted process in the conditions of Russia at the beginning of the second decade of the 21st century. Russian investigator. M., 2012. No. 20. P. 27-30.
10. Kramskoy I.S., Bogmatsera E.V., Lysenko V.A., Ryazanova N.A. The relationship between legality and legality in the activities of employees of internal affairs bodies // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1 (32). pp. 14-19.
11. Lysenko V.A., Ryazanova N.A. Legitimacy and legality in the activities of internal affairs bodies // textbook. 2015. 54 p.
12. Malein N. S. On legality in the transition period // Theory of law: new ideas. M., 1995. S. 26 -32.
13. Protasov V.N. Theory of law and state. Problems of the theory of law and state. – M., 2001. – 240 p.
14. Sokolov N.Ya. Professional culture of lawyers. Concept. Essence. Contents: textbook. – Moscow: prospectus, 2014. – 320 p.
15. Sokolov N.Ya. Professional culture of lawyers and the rule of law: a textbook. – Moscow: Prospekt, 2014. – 160 p.
16. Sokulov A.A. Formation of ideas about socialist legality in domestic legal science // Bulletin of Economic Security. 2016. No. 3. P. 271-275.
17. Chkhikvadze V.M. State. Democracy. Legality. - M.: Legal literature, 1967. - 520 p.