сотрудник
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В представленной статье затрагиваются вопросы создания и деятельности Европола, а также некоторые особенности сотрудничества правоохранительных органов европейских государств с целью борьбы с трансграничной преступностью. Отмечается, что особое место занимает оперативная передача информации, совместные расследования, аналитическая поддержка, а эффективность партнёрства во многом зависит от уровня цифровой интеграции, стандартизации процедур и готовности к международному сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности
Европол, борьба с преступностью, региональное сотрудничество, правоохранительное взаимодействие, обмен информацией, координация полицейских усилий
Взаимодействие государств в рамках региональных организаций осуществляется в различных формах: как направление сотрудничества государств-членов международной региональной организации, осуществляемое в определенной структурном подразделении (например Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы, Центр Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по борьбе с транснациональной организованной преступностью, в том числе с пиратством на море); как работа специализированных международных площадок регионального уровня в сфере борьбы с преступностью в целом, а также отдельными категориями преступлений (например Европейское полицейское ведомство (Европол), Европейская организация правосудия (Евроюст), Американское полицейское сообщество (Америпол); Региональная полицейская организация АСЕАН (АСЕАНпол)); как взаимодействие региональных представительств международных и межрегиональных неправительственных организаций в области профилактики правонарушений и противодействия преступности (например Международная полицейская ассоциация (IPA), Международный комитет по борьбе с организованной преступностью (IKOKRIM), Международная Академия правоохранительных органов (ILEA), Международная ассоциация полицейских по борьбе с наркоманией).
Касаясь Европола [3][1] отметим, что данная организация - это международная региональная площадка, обеспечивающая широкомасштабное противодействие преступности. Решение об образовании Европола было принято на заседании Совета Европейского Союза 9-10 декабря 1991 года, проходившем в г. Маастрихт (Нидерланды). В период с 1 сентября по 31 декабря 1993 года в результате подготовительных мероприятий было приято решение о разработке Конвенции как необходимого правоустанавливающего и учредительного документа Европола. Так, 26 июля 1995 года состоялось подписание Конвенции о Европейском полицейском управлении (далее Конвенция 1995 года) [4].
Несмотря на очевидные успехи данной площадки, отметим, что сложившаяся практика внесения изменений в Конвенцию связанная как с расширением функций самого Европола так и компетенции Европейского Союза в области уголовно-правового регулирования выявили ряд проблем снижающих эффективность действий Европола. Процедура ратификации дополнительных протоколов вносящих те или иные изменения в Конвенцию требовала принятия соответствующих решений всеми государствами-учредителями Европола, что требовало значительных организационных и временных затрат, в силу чего оперативность реагирования Европола в рамках предоставленных полномочий существенно снижалась. Подобное положение побудило Европейский Союз начать разработку нового акта, закрепляющего правовой статус Европола на иных началах. Итогом данного процесса явилось принятие 6 апреля 2009 года решения о создании полицейского ведомства (Европол) [1] (Решение 2009 года) выступающего правопреемником по отношению к Европолу образованному в соответствии с Конвенцией 1995 года и приступившего к полноценному функционированию с 1 января 2010 года. С 1 января 2011 года штаб-квартира Европола располагается в Гааге (Нидерланды).
Структура Европола представлена национальными отделами, создаваемыми каждым государством-участником с целью выполнения полицейских функций при обязательном сохранении уважения национальных правовых систем и суверенитета участников. Директор наряду с Административным советом образуют органы Европола. Он же возглавляет Европол, назначаясь Советом Европейского Союза на четыре года из трех предложенных кандидатур. Директор является законным представителем Европола, отвечает за выполнение задач и текущее управление Европолом и несет ответственность за свою деятельность перед Административным советом (ст.38). Административный совет включает в себя по одному представителю от каждого государства-члена, а также представителя Комиссии Европейского Союза и возглавляется Председателем, деятельность которого обеспечивается Секретариатом. Административный совет принимает стратегию для Европола, которая включает критерии оценки, позволяющие определить, были ли достигнуты цели; осуществляет надзор за деятельностью Директора, в том числе за исполнением решений Административного совета; а также принимает любые решения или меры применения (ст. 37). Также в целях проверки обоснованности действий Европола осуществляет контрольную функцию общий контрольный орган, состоящий из представителей национальных контрольных органов, назначаемых государствами-членами. В соответствии с положениями Решения 2009 года Европол приобрел полномочия самостоятельного образования в рамках Европейского Союза [2]. Нормы итогового решения 2009 года причисляют к компетенции Европола организованную преступность, терроризм и другие перечисленные в приложении тяжкие формы преступности, затрагивающие два или большее число государств-членов таким образом, что ввиду масштабов, тяжести и последствий соответствующих преступлений возникает настоятельная необходимость в совместных действиях государств-членов (ч.1 ст.4), «связанные преступления», под которыми понимаются: 1) преступления, совершенные с целью приобрести средства совершения деяний, находящихся в сфере компетенции Европола; 2) преступления, совершенные с целью облегчить или довести до конца совершение деяний, находящихся в сфере компетенции Европола; 3) преступления, совершенные с целью обеспечить безнаказанность деяний, находящихся в сфере компетенции Европола (ч.3 ст.4).
Организационно-правовой формой сотрудничества Европола с государствами и международными организациями является заключение соглашений. Европол, несмотря на структурное положение, в соответствии с решением Совета Европейского Союза от 19 ноября 1999 года, подтвержденное Решением 2009 года наделен полномочиями по заключению договоров со странами, не входящими в Европейский Союз, а также международными учреждениями и организациями. Отдельно упоминается о взаимодействии с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), соглашение с которой, Европейским полицейским ведомством было заключено в 2001 году.
Механизм заключения соглашений Европола с третьими странами включает в себя несколько элементов обязательно учитывая специфику национального права государства или особенности документов, регламентирующих деятельность той или иной организации. Проект соглашения для каждого конкретного государства или международной организации разрабатывается в соответствии с информационными и аналитическими материалами, полученными от представителей того или иного государства или организации в ответ на специальный запрос подразумевающий предоставление интересующей информации. Особое место в процессе сотрудничества участников занимает информационное взаимодействие через защищённые каналы, проведение совместных операций, использование единой технической инфраструктуры и создание условий для межведомственного взаимодействия.
Заключение соглашений с международными организациями сопряжено с учетом ряда специфических условий не встречающихся при заключении соглашений с государствами в качестве стороны договора. Подходы к урегулированию и рассмотрению тех или иных вопросов противодействия преступности могут быть различными у государства-учредителя или участника и международной организации, выступающей как субъект международного права.
В заключение отметим, что создание новых и совершенствование существующих региональных структур и систем безопасности знаменует собой постепенное смещение тенденций развития международного сотрудничества по противодействию преступности от информационно-аналитического и координирующего взаимодействие правоохранительных органов к совместной деятельности по проведению оперативно-розыскных мероприятий, расследованию преступлений, осуществлению специальных операций в рамках специализированной организационной структуры (организации), что в свою очередь обуславливается не только непрекращающимся ростом транснациональной преступности, но и усилением интеграционных процессов в мире, прежде всего на евразийском континенте, способствующих развитию данных процессов во всех сферах жизнедеятельности современного общества.
[1] Существующий перевод полного наименования Европола «по аналогии» с Интерполом как «Европейская полицейская организация» является ошибочным. Ср.:1)Европейское полицейское ведомство – Office européen de police (франц.), European Police Office (англ.); 2) Международная организация уголовной полиции – Organisation internationale de police criminelle (франц.); International Criminal Police Organization (англ.). (Автор согласен с приведенным мнением и использует в работе именно данное наименование Европола – полицейское ведомство).
1. Решение Совета от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) (2009/371/ПВД) // Journal officiel de l’Union européenne L 121 du 15.5.2009, p. 37. (Перевод и предисловие Четверикова А.О. // Право Европейского Союза - URL: https://eulaw.ru (дата обращения: 21.11.2024 г.).
2. Международное право: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Вылегжанина. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – С. 675.
3. Четвериков А.О. Решение о создании Европола // Право Европейского Союза - URL: https://eulaw.ru (дата обращения: 21.03.2025 г.).
4. Конвенция от 26 июля 1995 г. о создании Европейского полицейского управления – URL: https://www.eclan.eu/en/eu-legislatory/convention-of-26-july-1995-on-the-establishment-of-a-european-police-office-europol-convention (дата обращения:5.06.2025 г.).



