ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В рамках настоящей статьи были исследованы международные договоры и нормативные правовые акты принимаемые СССР в целях урегулирования правового положения иностранных граждан. Данные акты были крайне актуальными, поскольку в 20-х годах происходила глобальная перестройка мировой системы, образовался СССР, заключались мирные договоры и соглашения о сотрудничестве с соседствующими государствами. В ходе анализа делается вывод о тесном взаимодействии СССР и Германии на данном этапе, отмечается особый правовой статус немецких граждан и исследуются принимаемые в их целях международные соглашения.
иностранный гражданин, международные акты, соглашения, мирный договор, правовой статус, правовое положение, подданство, национальность
В рамках настоящего исследования особое внимание уделяется договорам заключенным с Германией, поскольку большинство иных развитых государств признали суверенитет СССР лишь после 1930-х гг. После окончания Первой мировой войны, произошло вынужденное сближение СССР и Веймарской Германии, что было обусловлено мировой изоляцией и последствиями войны. Отметим, что на данном этапе правового регулирования двусторонние международные договоры устанавливали особое правовое положение гражданина в зависимости от страны его происхождения [1].
Консул Веймарской Германии подготовил общие сведения о проживающих на территории СССР немецких гражданах в 1930 году. Всего в пределах СССР к этому времени было установлено 11.327 человек, которые распределялись по семи консульским округам так: в Харькове и Москве – по 4.000, в Киеве – 1104, Ленинграде – 700, Тифлисе – 600, Новосибирске – 450, Одессе – 363, Владивостоке – 110. Имущество их оценивалось суммой в 14.232.000 рублей. 450 германских граждан сибирского служебного округа консула Гросскопфа, в свою очередь, состояли из 211 «старожилов», то есть тех, кто жил в России с рождения или прибыл в неё с целью поселения, 152 бывших военнопленных и 87 «специалистов». В их число входили служащие, ремесленники, рабочие, учителя, инженеры, техники, монтеры и пр. Большинство германских граждан проживали в сельской местности, где насчитывалось 150 крестьянских дворов (35 старожильческих и 115 бывших военнопленных) [2].
Однако, говорить о том, что основная волна эмиграции на территорию СССР уже прошла – было нельзя, значительный поток немецких рабочих возник после 1933 года, с приходом к власти в Германии националистов, из-за ущемления сторонников социалистической партии, приверженцы идей Маркса искали новое государство, для своего спокойного проживания. Отметим, что данный отчёт включает лишь тех граждан, которые непосредственно обращались в немецкие консульства, соответственно в статистику не попадали лица, работающие в системе государственных органов СССР, прибывшие в период революции и в том числе военнопленные, которые решили принять гражданство Советского Союза.
Временное соглашение между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германией, заключённое в Берлине 6 мая 1921 г.
Фактически первым международным законодательным актом, определяющим правовой статус иностранных граждан, являлось соглашение от 6 мая 1921 года, которое регулировало правовое положение советских и немецких граждан после подписания Брест-Литовского мира [3].
Согласно данному соглашению, были установлены права военнопленных и интернированных лиц на территории как Германии, так и РСФСР, в частности к ним применялись законы страны пребывания, а также нормы международного права (Ст. VIII). Данный договор в том числе отражал и экономические начала, в частности предусматривал, что немецкие граждане, которые отправлялись на территорию РСФСР в целях ведения торговли, им обеспечивалась неприкосновенность всего имущества, которое было ввезено на территорию иностранного государства. При этом, его нахождение в стране должно было соответствовать нормам международного права, в частности лицо должно пройти паспортный контроль и иметь документ, удостоверяющий личность.
Данное соглашение также предусматривало возможность эмиграции лиц с территории России, имевших немецкое подданство, но в силу внешних причин, утративших таковое. Важным условием являлось то, что лицо эмигрировало для постоянного проживания на территорию Германии (Ст. IX). В том числе на территории государств, которые достигли соглашение, должны были быть созданы соответствующие консульства, которые имели возможность выдачи национальных паспортов и обеспечивающие защиту прав и свобод своих граждан.
Рапалльский договор от 16 апреля 1922 г. и Договор 1925 г.
Далее отношения СССР и Германии только расширялись, соответственно положение иностранных немецких граждан регулировалось ст. 2 Рапалльского договора от 16 апреля 1922 г., Договором 12 октября 1925 г. [4], дополнениями к нему в Протоколе от 21 декабря 1928 г. и итоговым решением Согласительной Комиссии от 12 июля 1930 г.
Отметим, что согласно Рапальскому договору, как мы уже отмечали ранее, были отозваны все претензии, связанные с применением к немецким гражданам уголовно-правовых и административных норм, при условии, что такие претензии не будут удовлетворяться со стороны иных стран [5].
Был составлен первый раздел договора 1925 г., «Соглашение о поселении и общеправовой защите». В рамках настоящего акта была предоставлена возможность свободного перемещения советских и немецких граждан между государствами, при условии соблюдения ими законодательства страны пребывания и в том числе при получении необходимых удостоверяющих документов и отметок о пересечении границы с данной страной. С точки зрения основополагающих прав и свобод, иностранные граждане должны были рассматриваться наравне с гражданами страны пребывания. По этому же договору им предоставлялись широкие имущественные и гражданские права, в части приобретения и распоряжения имуществом.
Если рассматривать договор СССР и Германии, то он был наиболее разработанным, что обуславливалось тесным сотрудничеством государств на данном этапе исторического развития. Схожие положения в части возможности свободного въезда и выезда, в том числе, имелись в соглашениях с Великобританией, Данией, Италией (были заключены значительно позже, с моментом признания СССР как суверенного и самостоятельного государства), однако они не включали отдельные положение о реализации имущественных прав иностранными гражданами [6].
Данные соглашения, в частности, предусматривали, если иностранный гражданин въезжал в страну для постоянного поселения, то он мог беспошлинно и беспрепятственно ввозить инструменты, утварь и иное имущество необходимое ему для осуществления своей профессии и промысла, в том числе элементы обихода, необходимые для ведения домашнего и подсобного хозяйства. Касаемо драгоценностей и иных значительных материальных ценностей, то каждая страна самостоятельно устанавливала свои собственные лимиты и правила их ввоза и регистрации.
Отказ во въезде для постоянного переселения, мог бы обоснован лишь по тем основаниям, что лицо привлекалось к уголовной ответственности или по иным основаниям представляло угрозу для безопасности государства. Отдельные положения касались возможности гражданина свободно пользоваться правом на свободу совести, без притеснений посещать места отправления религиозного культа, свободно проводить похоронные и иные религиозные процессии. Особо остро этот вопрос стоял при реализации данного права на территории СССР, поскольку церковь подверглась гонению на государственном уровне.
На законодательном уровне регламентировалась деятельность инженеров и иных квалифицированных кадров, которые по заказу хозяйственных обществ (фактически государственных предприятий), могли осуществлять поручения и вели консультативную работу в сфере, где у них имелась квалификация. Довольно часто европейские специалисты привлекались в СССР для проведения индустриализации страны.
В том числе допускался обмен рабочими кадрами между государствами, с сохранением их права на социальное обеспечение в соответствующей стране. Следует отметить, что при таком обмене существовала оговорка, согласно которой такой гражданин полностью освобождался от государственных повинностей: обязанности налоговых выплат, несения воинской обязанности, дополнительных принудительных трудовых повинностей, контрибуций и иных меры по стимулированию экономики государства пребывания.
В качестве исключения была описана процедура реквизиции транспортных средств, лошадей, повозок, катеров и др., в случае начала военных действий, когда необходимость в них находится на особо высоком уровне. Допускалась и процедура выселения, когда использование помещения или земельных участков необходимы для ведения боевых действий и сохранения жизни граждан. Главным условием оставалось исключительное равенство при применении данных процедур с гражданами данной страны.
Процедуры по конфискации, отчуждению имущества, допускались лишь при условии последующей компенсации со стороны государственных органов и при их обоснованности принятыми законодательными актами. Данные положения в процессе восстановления народного хозяйства СССР и стали предметом дискуссии с представителями Германии, поскольку СССР в период коллективизации массово проводили процедуру по объединению крестьянских хозяйств, без учета прав иностранных граждан, руководствуясь в первую очередь интересами страны.
Отметим, что данные соглашения также регулировали процедуру въезда и выезда из страны. Согласно которому, договорившиеся стороны должны были обеспечить свободный и своевременный въезд, и транзит иностранных граждан по своей территории. Дипломатические и консульские представительства, исходя из своих полномочий должны были выдавать соответствующие визы, которые возможно было бы использовать при въезде в государство. Рекомендовалось, чтобы такие визы выдавались незамедлительно без направления соответствующего запроса в государственные органы. Одновременно с этим, должна быть предоставлена виза на выезд, с установлением сроков пребывания в стране.
Порядок выдачи виз был несколько изменен Правилами выдачи полпредставительствами и консульствами местных виз иностранным гражданам в 1935 году. Согласно которому консульства и полпредставительства имели право самостоятельно выдавать местные визы следующим группам граждан:
1) Дипломатическим и консульским представителям иностранных государств на территории СССР, и в том числе сотрудникам этих представительств, выращивающихся на службу на территории СССР.
2) Женам и детям лиц, названным выше, в том числе в тех случаях, когда жены не являются бывшими российскими и советскими гражданами.
3) Иностранным гражданам, которые следуют через СССР транзитом по кратчайшему направлению к цели поездки (например, в иное государство). При этом для отдельных категорий граждан не допускалась выдача местных транзитных виз: итальянцам, японцам, югославам, болгарам, венграм и албанцам. Транзитные визы не выдавались офицерам иностранных государств и служителям культа, а также ограничению подвергались лица, которым раннее был составлен запрет на въезд на территорию СССР. Данные ограничения не распространяются на дипломатических и политических работников.
4) Полпредства и консульства в Монголии и Туве (ранее, самостоятельное государство Танна-Тува), могут выдавать визы местным купцам для ведения экономической деятельности на территории СССР.
5) Местная виза может быть выдана жителям стран Востока, которые имеют тяжелое заболевание и направляются для прохождения лечения на территорию ССС.
6) На территории Монголии, местные визы могут выдаваться работникам монгольско-советских организаций.
Как мы уже отмечали ранее, информация о задержании иностранного гражданина, должна была незамедлительно направляться в соответствующие консульские и дипломатические представительства с обоснованием применения таких мер. Такое уведомление должно быть направлено в крупных городах не позднее 3 дней, а на остальной территории страны – в течение 7 дней. Места содержания в том числе должны были отвечать требованиям консульских представительств, их посещение должно быть организовано свободно, как для непосредственно представителей консульства, так и иных уполномоченных лиц.
Вопросы задержания и пребывания иностранных граждан в органах исполнения наказания являлись предметом массовых споров и нарушений как со стороны СССР, так и Германии. Наибольшую роль в защите прав граждан играли консульские и дипломатические органы. По общему правилу консулы и дипломаты должны беспрепятственно и незамедлительно допускаться в места содержания иностранных граждан, однако, фактически это право реализовывалось лишь после проведения всех административных и процессуальных мер. В определенных случаях в интересах государства (например, если иностранный гражданин представлял угрозу для безопасности страны), то и допуск таких лиц был ограничен.
Через консульские представительства осуществлялась реализация судебных поручений, если на территории Германия было вынесено судебное решение в отношении гражданина Германии, пребывающего на территории СССР, то данная информация передавалась через консульства. При этом содержание таких поручений вручалось на 2 языках: государства отправителя и государства получателя. При этом вручение судебных поручений должно было осуществляться без применения насилия и физического принуждения к их принятию и подписанию.
Сотрудничество СССР и Германии за данный период претерпело множество изменений от тесного экономического сотрудничества, до серьезных разногласий, вызванных сменой политического руководства Германии. Несмотря множество трудностей, данный договор сохранял свою силу и активно применялся в регулировании правового положения иностранцев на территории как СССР, так и Германии. Фактически свое действие он прекратил лишь с началом Великой Отечественной войны.
В качестве примера мирных договоров данного периода, выделим Московский договор (РСФСР – Литва, 12 июля 1920 года).
Настоящий мирный договор ознаменовал прекращение военных действий между Литвой и РСФСР и определил правовой статус граждан, проживающих в Литве. По общему правилу, лица, которые находились на территории Литовского государства до 1914 года и проживающие на нем не менее последних 10 лет, признавались подданными Литовского государства, за исключением лиц, принадлежащих к гражданским и военным чинам. При этом, в течение года, с момента ратификации данного договора, любой гражданин, находящийся на территории Литвы, достигший возраста 18 лет, мог подать заявление о желании вступить в советское (российское) гражданство (данное право возникало и у советских граждан, по вступлению в гражданство Литвы). Срок в 1 год увеличивался для лиц, которые проживали в Азиатской России и Кавказе, что было обусловлено сложностью направления соответствующих письменных заявлений. Несовершеннолетние следуют за гражданством своих родителей.
Касаемо имущественных прав, лиц, подавших на оптацию, то они сохраняют свои имущественные права на собственность, находящуюся в государстве его проживания, оно не может быть произвольно лишено его по решению государственных органов.
Он также затрагивал права беженцев, предоставляя возможность свободного возвращения в государство постоянного проживания [7].
Схожие акты были заключены с Грузией, Эстонией, Латвией, Польшей.
Следующий вопросом является экономическая характеристика положения иностранных граждан на территории СССР. Опять же необходимо рассматривать ее в контексте взаимодействия с Германией, так в 1928 году возникли значительные противоречия по разработке марганцевых руд на территории Грузии (дело «Каруто»), поскольку немецкие фирмы жаловались на факт препятствования разработки данных месторождений после их перехода в собственность государственных трестов.
Согласно сведениям о наличии иностранцев на советских производствах за 1931 год, на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского и Ленина трудилось 16 немцев, на Запородье-Каменском металлургическом заводе им. Дзержинского – 41 немец, 3 американца, 16 французов и 6 прочих национальностей, на Донбасском металлургическом заводе – 10 немцев, 4 американца и 10 прочих национальностей, на Донбасском металлургическом заводе им. Ворошилова – 14 немцев и 1 прочей национальности, на Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича – 15 немцев, 1 американец и 13 прочих национальностей.
В том числе немецкие представители отмечали, что дальнейшая хозяйственная и промышленная работа стала невозможной, поскольку большинство принимаемых действий необходимо было согласовывать с торговым представительством СССР. Чем больше Советский Союз получал технологий и расширял свою техническую базу, тем чаще при советско-немецком сотрудничестве он отдавал предпочтение отечественным фирмам, распределяя заказы конкретно под свои государственные фирмы (на данном историческом этапе в СССР действовала плановая экономика, а в Германии – рыночная). Представители советской власти заявляли, что это является реакцией, на антисоветскую и антисоциалистическую деятельность на территории Германии [8].
Наличие множества конфликтов по вопросам положения как иностранных граждан на территории СССР, так и дальнейшего экономического сотрудничества с Германией, привели к переговорам в 1928 году, в рамках которой был принят Экономический протокол 21 декабря 1928 г., а затем, 25 января 1929 г., Конвенция о согласительной процедуре [9].
Таким образом можно заключить, что на данном этапе исторического развития только формировались международные законодательные акты, регулирующие права иностранных граждан на территории РСФСР и СССР. Наиболее интересным вопросом является определение гражданства по мирным договорам 1920-х гг., которое ставилось в зависимость от этнического происхождения человека, установить которое в соответствии с заключаемыми договорами довольно трудно. При этом, необходимо отметить, что большинство иностранных граждан пребывающих на территорию СССР на данном этапе - были специалисты из различных сфер промышленности, без их навыков и опыта бел невозможен процесс индустриализации и развития тяжелой промышленности СССР. Их нахождение на территории нашей страны, не несло опасности для функционирования общественных институтов, соответственно, данный подход следует перенять и на современном этапе развития России.
1. Белковец Л. П. Иностранцы в Советской России (СССР): регулирование правового положения и порядка пребывания (1917 – 1939-е гг.) Вторая часть // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 6. С. 220-284.2.
2. Politisches Archiv des Auswärtigen Amts (PA AA), Bonn, Berlin. Bd. 387.
3. Временное соглашение между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германией, заключённое в Берлине 6 мая 1921 г. // Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора. Сб. док. МИД СССР и МИД ГДР. Т. 1. 1917–1918 гг.; Т. 2. 1919–1922 гг. М.: Политиздат, 1968. Т.2. С. 318–323.
4. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Германией от 12 октября 1925 г. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/138572-dogovor-mezhdu-soyuzom-sovetskih-sotsialisticheskih-respublik-i-germaniey-ot-12-oktyabrya-1925-g
5. Рапалльский договор 16 апреля 1922 г. // ДВП. Т.5. С. 223–224.
6. Законодательство и международные договоры Союза ССР. С.170–171.
7. Договор между РСФСР и Литвой, заключенный в Москве 12 июля 1920 г. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/138407-dogovor-mezhdu-rsfsr-i-litvoy-zaklyuchennyy-v-moskve-12-iyulya-1920-g
8. ДВП СССР. Т.12. С. 102–104, 645–651.
9. СЗ СССР. 1931. №12. Ст 134; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций…М., 1935. Вып. VШ.



