Статья посвящена проблеме соотношения права нравственности и религии. Основной акцент сделан на анализе взглядов Евгения Васильевича Спекторского (1875–1951) — известного российского правоведа, социолога и философа, обосновавшего положительное значение христианства для культуры в целом и для развития права и государства в частности.
право; мораль; нравственность; религия; христианская философия права; соотношение христианских и юридических добродетелей.
Одной из ключевых проблем современной юридической науки выступает проблема соотношения права и морали (нравственности). Ее актуализация в последнее время связана с процессом легализации явлений, находящихся за гранью нравственного (в частности, эвтаназии, однополых браков, легких наркотиков и др.). Сегодня звучат призывы к расширению каталога прав, например за счет права на смерть, права на удовольствие. В связи с этим весьма интересным представляется обращение к наследию правовой мысли XIX — начала XX в., когда данный активно обсуждался.
В трудах И. Фихте, А. Гумбольдта, Г. Еллинека, В.С. Соловьева, И.П. Новгородцева, А.Н. Ященко, В.Г. Щеглова, Г.В. Михайловского, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, М.А. Рейснера, Ф.В. Тарановского, Л.И. Петражицкого и мн. др. проблема соотношения права и нравственности выступала одной из ключевых.
Среди многочисленных теорий соотношения права и нравственности в можно выделить три основные. Первое учение в содержании права и морали не видело принципиальной разницы. «Каждое требование нравственности, — отмечал Г.В. Михайловский, анализируя эту теорию, — может быть облечено в форму юридической нормы; только эта форма и создает право. Вопрос же о превращении чисто-нравственного требования в юридическую норму есть вопрос целесообразности» [4, с. 143].
Второе направление, основоположниками которого являлись немецкие ученые И. Фихте и А. ГумОдной из ключевых проблем современной юридической науки выступает проблема соотношения права и морали (нравственности). Ее актуализация в последнее время связана с процессом легализации явлений, находящихся за гранью нравственного (в частности, эвтаназии, однополых браков, легких наркотиков и др.). Сегодня звучат призывы к расширению каталога прав, например за счет права на смерть, права на удовольствие. В связи с этим весьма интересным представляется обращение к наследию правовой мысли XIX — начала XX в., когда данный активно обсуждался.
В трудах И. Фихте, А. Гумбольдта, Г. Еллинека, В.С. Соловьева, И.П. Новгородцева, А.Н. Ященко, В.Г. Щеглова, Г.В. Михайловского, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, М.А. Рейснера, Ф.В. Тарановского, Л.И. Петражицкого и мн. др. проблема соотношения права и нравственности выступала одной из ключевых.
Среди многочисленных теорий соотношения права и нравственности в можно выделить три основные. Первое учение в содержании права и морали не видело принципиальной разницы. «Каждое требование нравственности, — отмечал Г.В. Михайловский, анализируя эту теорию, — может быть облечено в форму юридической нормы; только эта форма и создает право. Вопрос же о превращении чисто-нравственного требования в юридическую норму есть вопрос целесообразности» [4, с. 143].
1. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910.
2. Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины ХХ в. М., 2001.
3. История философии права / под ред. Керимова Д.А. СПб., 1998.
4. Михайловский Г.В. Очерки философии права. Т. I. Томск, 1914.
5. Новгородцев П. Право и нравственность // Сборник по общественно-юридическим наукам. Выпуск первый. Под редакцией профессора Ю.С. Гамбарова. СПб., 1899.
6. Оправдание добра. Нравственная философия // Собрание сочинений В.С. Соловьева / Под ред. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. Изд. 2-е. Т. 8. (1894-1897). СПб., 1911-1914.
7. Спекторский Е.В. Пособие к лекциям по энциклопедии права. Вып. 1. Киев, 1917.
8. Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925.
9. Спекторский Е.В. Христианство и культура // История философии права / Под ред. Керимова Д.А. СПб., 1998.
10. Ситников А.В. Право, нравственность и религия в современном обществе // Нравственные императивы в праве. 2010. № 3.
11. Ященко А. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1914.