сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена анализу международной правосубъектности Евразийского экономического союза. Проанализированы предпосылки евразийской интеграции, этапы становления и перспективы развития Евразийского союза.
евразийство, Договор о создании Евразийского экономического союза, Евразийский союз, ЕАЭС, международная право-субъектность.
Евразийский экономический союз - это региональная, экономическая, бессрочная международная организация. Для создания такого мощного интеграционного объединения потребовалось несколько десятилетий.
Фундамент евразийского объединения был заложен учеными в среде русской эмиграции в Софии в начале ХХ в. Ведущую роль в разработке нового направления философской, культурной и политической мысли сыграли князь А.А. Ливен, князь Н.С. Трубецкой, музыковед П.П. Сувчинский, историк русской культуры Г.В. Флоровский и экономист П.Н. Савицкий.
Еще до образования нового течения Н.С. Трубецкой издал книгу «Европа и человечество», в которой выступил с критикой всей западной цивилизации. Впервые публично евразийство, как направление, заявило о себе 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии докладами Н.С. Трубецкого и Г.В. Флоровского. В августе 1921 г. был опубликован сборник четырех авторов «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев».
В первом сборнике евразийцев было упомянуто учение о России - Евразии как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, но соединяющем в себе многие их элементы. Евразийская идея не отрицает национального своеобразия, а лишь утверждает наличие единых ценностей, объединяющих народы России-Евразии.
В работе «Наследие Чингисхана» (1925 г.) Н.С. Трубецкой показывает что, «нужно, чтобы братство народов Евразии стало фактом сознания, и притом существенным фактом. Нужно, чтобы каждый из народов Евразии, сознавая самого себя, сознавал себя… как члена этого братства, занимающего в этом братстве определенное место. И нужно, чтобы… сознание своей принадлежности именно к евразийскому братству народов стало для каждого из этих народов сильнее и ярче, чем сознание его принадлежности к какой бы то ни было другой группе народов» [1].
П.Н. Савицкий, развивая данное учение, сформулировал экономико-географический аргумент о том, что хозяйство Евразии может развиваться только как единая система, используя внешнеэкономические связи лишь в дополнении к внутриэкономическим связям [2].
Идеи евразийцев нашли отражение среди эмигрантской молодежи, что дало толчок к развитию учения, но уже в середине 1920-х гг.годов евразийское движение столкнулось с кризисом. С 1926 г. начала издаваться газета «Евразия», которая привела к возникновению в евразийской организации марксистских идей [3]. Н.С. Трубецкой не смог смириться с такой эволюцией евразийства и покинул евразийскую организацию.
Однако евразийство как направление не прекратило свое существование. В развитие идей евразийства внесли вклад Н.Н. Алексеев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Гумилев, Н.А. Бердяев, Г.В. Вернадский. Л.Н. Гумилев сформулировал свой евразийский тезис: «надо искать не столько врагов - их и так много, а надо искать друзей, это главная ценность жизни. И союзников надо искать искренних…[4]». Исходя из теории Г.В. Вернадского о государственных процессах, на евразийском пространстве должно появиться объединение стран, основанное на принципах взаимной выгоды и добровольности [5].
На сегодняшний день евразийская идея выступает в качестве ответной реакции на попытки Запада навязать России свой политический курс. Современными сторонниками евразийства являются А.Г. Дугин, В.В. Малявин, Г.Д. Чесноков. Мнение этой группы авторов сводится к одному: «только сплочение евразийских народов вокруг спасительной евразийской идеи, евразийская идентичность способны противостоять гегемонистским устремлениям западной цивилизации, объявляющей различные регионы Евразии сферой своих жизненных интересов...[6]». Идеи представителей евразийства во многом актуальны, помогают нашему обществу сформулировать устойчивый интерес к пониманию евразийской сущности, понять, что евразийские народы связаны общностью исторической судьбы. Обстоятельства, в которых идеологи евразийства создавали свою философско-политическую концепцию, имеют сходство с ситуацией начала 1990-х годов, когда советское общество столкнулось с кризисом самоопределения.
Впервые идею формирования Евразийского Союза государств в истинном виде выдвинул Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в марте 1994 г. Казахстанский лидер, выступая перед научным сообществом МГУ, высказал девиз будущей интеграции: «Евразийский Союз необходим: мы просто обречены доверять друг другу» [7]. По справедливому мнению Н.А. Назарбаева, «экономика - это ум, а культура - душа. Без чего-то одного из них наша жизнь не может быть полноценной» [8]. Оба этих компонента Н.А. Назарбаев воплотил в проект Евразийского союза.
По мнению Н.А. Назарбаева, формирование Евразийского Союза должно происходить «без ущемления суверенитета, возможности вмешательства во внутренние дела друг друга, уважения прав каждого народа, определившего порядок общественного устройства в своей стране» [9]. Приоритетными аспектами интеграции признавались экономическая целесообразность и добровольность объединения. В проекте создания Союза подчеркивалось, что его главной целью является социально-экономическое развитие, укрепление безопасности на евразийском пространстве.
Инициатива Н.А. Назарбаева прозвучала в то время, когда укрепление независимости и развитие экономического сотрудничества противостояли друг другу, и была поддержана далеко не сразу. Однако постепенно сложилось понимание, что интеграция - это необходимое условие реализации тех новых возможностей, которые сформировались после распада СССР. Н.А. Назарбаеву удалось систематизировать мировой опыт, применить его к постсоветской интеграции. Лидеры Республики Беларусь и Российской Федерации, А.Г. Лукашенко и В.В. Путин, активно поддержали идею Н.А. Назарбаева, которая, благодаря совместным усилиям, успешно начала реализовываться.
В процессе сближения евразийских государств можно выделить несколько основополагающих этапов. Подписание Соглашения о Таможенном союзе Республики Беларусь, Казахстана и России в 1995 г. определило «интеграционное ядро» государств. Вскоре к договоренностям присоединились Киргизия и Таджикистан. В 2000 г. Межгосударственный Совет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан образовал интеграционную структуру - ЕврАзЭС. С октября 2007 г. начался второй этап интеграции. Был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а с 1 января 2010 г. начал действовать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В 2012 г. наступил следующий этап - формирование Единого экономического пространства, представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. Также в 2012 г. заработали такие органы, как Суд ЕврАзЭС и Евразийская экономическая комиссия.
Нормативно-правовая база интеграции периода 1994 - 2014 гг. заложила основы взаимодействия постсоветских государств на евразийском пространстве и предпосылки для создания нового, более мощного, интеграционного объединения. Так 29 мая 2014 г. в Астане главы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. С 1 января 2015 г. начали отсчитывать первые минуты работы ЕАЭС.
Заключение Договора - событие исторического значения с точки зрения развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. В Договоре о создании Евразийского экономического союза нашли отражение идейные постулаты евразийцев, преломленные через предложения Президента Казахстана [10].
Договор о Евразийском экономическом союзе состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей и 33 приложений. В первой части изложены основные цели, задачи, принципы, определен правовой статус ЕАЭС как международной организации, установлена система органов, компетенция и порядок их функционирования. Вторая часть и третья части посвящены Таможенному союзу и Единому экономическому сообществу соответственно, а четвертая часть содержит переходные и заключительные положения.
Важное место в договоре занимает преамбула. В современном международном праве нет международных договоров без преамбулы. Доктрина утверждает, что преамбула нужна для того, чтобы подвести к тексту договора, указать на цели его принятия [11]. Преамбула Договора о ЕАЭС закрепила основные идеи и задачи, высказанные Президентом Казахстана в 1994 г. Исходя из преамбулы, в ст. 4 Договора сформулированы цели ЕАЭС: «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка в рамках Союза, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики». В провозглашенные цели не попали никакие намеки на политическую интеграцию в рамках Союза, так как во время подготовки текста Договора принципиальная позиция Беларуси и Казахстана заключалась в том, что политический суверенитет стран является незыблемым. И в этом контексте экономическая интеграция призвана укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой, а не наоборот.
Международная правосубъектность ЕАЭС основана на принципах уважения особенностей политического устройства государств-членов, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества и равноправия сторон, соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции, а также на принципах Устава ООН и других общепризнанных принципах и нормах международного права [12]. Договор о Евразийском экономическом союзе регламентирует отношения, касающиеся вопросов таможенного регулирования, функционирования финансовых рынков, внешней торговли, налогообложения, развития энергетики, транспорта, промышленности, интеллектуальной собственности, а также вопросы трудовой миграции.
В области функционирования финансовых рынков и развития валютной политики в целом, договор предусматривает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала на территориях государств-членов, сотрудничество в валютно-финансовой сфере и повышение доверия к национальным валютам государств (ст. 64) [13]. «Валютный союз - высшая форма экономической интеграции, для достижения которой государствам ЕАЭС необходимо пройти длительный совместный путь, включающий этапы согласованных действий в экономике, валютной политике, формирования общего рынка [14]».
Однако уже сейчас поставлен вопрос о введении единой валюты: обсуждается два названия - «алтын», происхождение которого корнями уходит в Золотую Орду, или «Евраз», как прототип евро. Действительно ли единая валюта ЕАЭС в скором времени вытеснит рубль? Возможно, но на сегодняшний день государства находятся на разных стадиях решения данного вопроса, не созданы объективные предпосылки для введения единой валюты. По мнению, Т.М. Сулейманова, министра по экономике и финансовой политике ЕЭК, и других экспертов, «единая валюта должна быть подкреплена крупными международными резервами, которыми в ЕАЭС пока обладает только Россия» [15].
Важное место в структуре договора занимают разделы. XX, XXI и XXIV, регламентирующие отношения в сфере энергетикие, транспорта и промышленности. Договором о ЕАЭС предусмотрены цели осуществления промышленной политики, среди них: «ускорение и повышение устойчивости промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленных комплексов, осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности, устранение барьеров в промышленной сфере» [16].
Между государствами-членами установлены договоренности по развитию различных отраслей промышленности. Так, уже в 2016 г., согласно договоренностям стран, должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 г. - общий рынок электроэнергии, а к 2025 г. - рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
Особое внимание в договоре уделено отношениям в сфере интеллектуальной собственности (разд. XXIII). В договоре унифицирован перечень международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, на основании которых государства-члены ЕАЭС осуществляют свою деятельность в данной сфере. Среди них: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 г., Договор о патентном праве 2000 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и Протокол к Мадридскому соглашению 1989 г., Сингапурский Договор по товарным знакам 2006 г.
На основании этого перечня сформулированы основные направления деятельности: поддержка научного и инновационного развития и совершенствование механизмов использования объектов интеллектуальной собственности. Особенностью в данной сфере отношений является то, что договор устанавливает региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Согласно данному принципу, разрешается использование товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории любого государства-члена. Благодаря таким новациям в сфере интеллектуальной собственности повышаются эффективность и привлекательность развития данной сферы, упрощаются процедуры, связанные с обеспечением защиты интеллектуальной собственности. В перспективе планируется создание единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов.
Реализовывая дееспособность, ЕАЭС осуществляет международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями, а также заключает с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Доказательством этого служит возможность ЕАЭС стать наблюдателем при ООН. Государства-члены ЕАЭС уже направили в Секретариат ООН заявку о предоставлении Союзу статуса наблюдателя в ООН, однако решение по данному вопросу еще не принято.
Получение статуса наблюдателя в ООН может стать следующим шагом в повышении легализации союза на международном уровне. Поскольку этим статусом обладал ЕврАзЭС, то ЕАЭС, как правопреемник, имеет все шансы.
Деликтоспособность, как третий элемент правосубъектности, свойственна ЕАЭС. Однако она реализуется только в рамках Союза, по отношению государств-членов друг другу: «ответственность за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия», «за нарушение законодательства государств-членов о закупках» [17]. Деликтоспособность ЕАЭС в глобальном масштабе договором не предусмотрена.
Не менее важным признаком ЕАЭС является его организационное единство. Важность единства подчеркнул Н.А. Назарбаев во время подготовки проекта Евразийского Союза. По его мнению, именно формирование институтов и механизмов нового интеграционного объединения должно было стать первым шагом к практической реализации евразийской стратегии [18]. Организационная структура ЕАЭС состоит из Высшего Евразийского Экономического Совета (ВЕЭС), Евразийского межправительственного совета, Евразийской Экономической комиссии (ЕЭК) и Суда ЕАЭС. Органы ЕАЭС находятся в строгой взаимосвязи друг с другом, вышестоящие органы обладают правом вето на решения нижестоящих.
Высшим органом Союза является ВЕЭС, состоящий из глав государств-членов. Данный орган рассматривает основные вопросы деятельности, определяет цели, направления развития ЕАЭС. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год, но также могут созываться внеочередные заседания. ВЕЭС обладает правом вето на решения, принимаемые Евразийским межправительственным советом. Межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств-членов, обеспечивает реализацию Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений ВЕЭС, рассматривает вопросы, по которым не достигнуто консенсуса. Межправительственный совет также имеет право вето на решения нижестоящего органа - ЕЭК.
Евразийская Экономическая комиссия является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС. Данный орган, состоящий из Совета и Коллегии, принимает решения нормативно-правового и организационно-распорядительного характера, а также рекомендации. Решения и распоряжения Совета ЕЭК принимаются консенсусом, а решения Коллегии ЕЭК - квалифицированным большинством. Таким образом, система органов управления ЕАЭС предусматривает четкий механизм соблюдения всех сторон. Любое решение может быть блокировано соответствующим постановлением вышестоящего органа.
Важное место в системе органов занимает Суд ЕАЭС. Он является постоянно действующим судебным органом, порядок работы которого определяется Статутом Суда Евразийского экономического союза. Суд ЕАЭС следует рассматривать как правопреемника суда ЕврАзЭС. Доказательством этого служит то, что в Договоре о прекращении деятельности ЕврАзЭС п. 3 ст. 3 закрепляет положение о сохранении силы решений Суда ЕврАзЭС. Кроме того, материально-техническая база Суда ЕврАзЭС передалась Суду ЕАЭС. По мнению Т.Н. Нешатаевой, судьи Суда ЕАЭС, принципиальными задачами суда являются формулирование единых правовых принципов евразийской интеграции, разрешение проблемных вопросов, поддержание баланса сил, сдержек и противовесов в деятельности наднациональных и межгосударственных органов Союза [19].
Суд рассматривает вопросы по заявлению государства-члена или хозяйствующего субъекта. От России также назначен исполнительный орган, уполномоченный на обращение в Суд ЕАЭС, им является Министерство юстиции Российской Федерации [20]. По результатам рассмотрения спора выносится обязательное для исполнения решение. Существует мнение, что именно преюдициальные заключения должны сыграть решающую роль в евразийской интеграции в сфере права, т.е. в части создания единообразной практики применения норм ЕАЭС национальными судами, на которые и ляжет основная тяжесть судебного толкования и применения этих норм.
Евразийская интеграция, начатая в 1994 г., продолжает реализовываться и имеет широкие перспективы будущего. В программной статье В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» заявлено, что по мере укрепления интеграционного проекта будет идти постепенное расширение круга участников ЕАЭС: «Евразийский Союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему партнеров, прежде всего стран Содружества» [21].
Закрепление евразийского внешнеполитического приоритета нашло также отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»[22] и в Концепции внешней политики России [23]. Доказательством реализации данных нормативных правовых актов является недавнее присоединение к ЕАЭС Армении (2014 г.) и Киргизии (2015 г.). Однако существуют различные точки зрения на евразийскую интеграцию. Так, О.Н. Сидоров, казахстанский аналитик, задачами интеграции считает: «Занять доминирующее положение в национальных экономических системах стран бывшего СССР, прибрав к рукам стратегические направления развития любой страны»; «не дать зарубежным партнерам опередить себя в разделе экономических пирогов бывших советских республик» [24]. Ряд экспертов из Узбекистана (Е.В. Абдуллаев, В.В. Парамонов, А. В. Строков и др.) вообще считают, что у евразийской интеграции нет будущего. С этим мнением трудно согласиться, поскольку в настоящее время ЕАЭС имеет проекты в различных отраслях:
- проект создания единого евроазиатского рынка, реализация которого направлена на экономическую интеграцию в Азии путем создания транспортного коридора от Южной Кореи до Европы, реализации крупных энергетических проектов на постсоветском пространстве, Корейском полуострове и в Китае;.
- в ходе VI саммита БРИКС В.В. Путин обозначил заинтересованность в сотрудничестве ЕАЭС с латиноамериканским регионом;
- в 2014 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял развернутое постановление, в котором содержатся конкретные рекомендации для палат Федерального Собрания, Правительству РФ по развитию процесса экономической интеграции [25].
3 декабря 2015 г. Президент РФ В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием, в котором отразил основные направления развития страны, в том числе в рамках Евразийского Союза. Российский лидер отметил, что создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы, достигнута принципиальная договорённость о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути», создана зона свободной торговли с Вьетнамом.
В.В. Путин высказал также идею о формировании нового экономического партнерства ЕАЭС-ШОС-АСЕАН: «Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Такое партнёрство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, что это партнёрство должно строиться на принципах равноправия и учёта взаимных интересов» [26].
Высказанная идея подверглась широкому обсуждению в научном сообществе. А.А. Маслов, заведующий школой востоковедения НИУ ВШЭ, отметил, что «Россия берет на себя инициативу глобального экономического передела [27]». Большинство экономистов сомневаются в жизнеспособности данной идеи в силу объективных причин:
- инициатива проекта «Шелкового пути», осуществляемая под контролем Китая;
- отсутствие конкретного источника финансирования нового блока;
- разногласия и противоречия между странами-членами в союзах ЕАЭС, ШОС и АСЕАН;
- отсутствие прочной единой торгово-экономической основы. Например, экономические цели ШОС выражены слабо, поскольку первоначально данная организация преследовала цели, направленные на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Несмотря на ряд этих трудностей, данная идея имеет место быть, так как ее наличие позволяет сделать вывод о том, что ЕАЭС имеет перспективы будущего. Необходимость объединения государств на евразийском пространстве, высказанная в 20-х годах ХХ в., затем нашедшая отражение в проекте Н.А. Назарбаева, на сегодняшний день является зримой реальностью. ЕАЭС - это качественно новый уровень взаимодействия государств. Дальнейшая реализация Договора и согласованное функционирование органов позволит ЕАЭС стать главным независимым выразителем интересов большинства постсоветского мира на евразийском пространстве.
1. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М., 1999. С. 502.
2. Cоболев А. Князь Н. С. Трубецкой и евразийство // Литературная учеба. 1991. № 6. С. 124.
3. Там же. С. 127.
4. Леветаль С. С. Идеи евразийства в трудах Н. С. Трубецкого // Гуманитарные исследования. № 5. Уссурийск: УГПИ, 2001. С. 228-229.
5. Мансуров Т. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь / М.: Реал-Пресс, 2011. С. 81.
6. Файзуллин Ф. С., Свириденко А. А. Евразийский соблазн - современный взгляд на проблему. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. С. 20.
7. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника Деятельности. 1994-1995 гг. / Научное издание, руководитель М. Б. Касымбеков; отв.ред. Б. Б. Темирболат. Астана, 2010. С. 205-207.
8. Мансуров Т. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь / М.: Реал-Пресс, 2011. С. 82.
9. Там же. С. 97.
10. Стародубцев Г. С. Эволюция идеи Евразийского Союза // Advances in law studies. Т 3. Выпуск 2. М.: РИОР, 2015. С. 89.
11. Тимец М. В. Преамбула - важная часть международного договора. / Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 8-9 апреля 2011 г. В 2-х ч. / Отв. ред. А. Х. Абашидзе, Е. В. Киселева. М.: РУДН, 2012. С. 480.
12. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014
13. Там же.
14. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. С. 118.
15. Таможенный союз - ЕАЭС: ступени реальной интеграции. URL: http: //www. ritmeurasia. org/news--201503-13- tamozhennyj-sojuz-eaes-stupeni-realnoj-integracii-17063.
16. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
17. Там же.
18. Мансуров Т. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. / М.: Реал-Пресс, 2011. С. 108.
19. Нешатаева Т. Н. Единообразное применение - цель Суда Евразийского экономического союза // Международное правосудие. 2015. № 2. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
20. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2015 № 252 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на обращение в Суд Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
21. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // URL: http: //izvestia. ru/news/502761.
22. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
23. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
24. Хопёрская Л. Евразийский интеграционный проект: позиция центральноазиатских элит // Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень. 2014. № 7. М.: РАН ИНИОН,. С. 87.
25. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.04.2014 № 122-СФ «О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе: перспективы развития и углубления экономической интеграции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http: //www. kremlin. ru/events/president/news/50864.
27. Россия поставит блок США //.URL: http: //www. gazeta. ru/business/2015/12/03/7932791.html.