ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
Целью статьи является рассмотрение компьютерных симуляций в качестве одного из интерактивных методов проведения занятий и формулирование предложений по их эффективному использованию в процессе обучения бакалавров юриспруденции. Основой методологии исследования авторы избрали системный подход с применением формально-логического метода, а также методов теоретического познания и эмпирического исследования. В результате было сформулировано определение юридической компьютерной симуляции, представлена классификация таких симуляций. Предложен алгоритм планирования и проведения занятий с применением компьютерных симуляций. Делаются выводы о проблемах и направлениях последующего развития компьютерных симуляций для организации более эффективной системы подготовки бакалавров юриспруденции, которая и должна стать по замыслу авторов областью применения полученных ими результатов.
активные методы проведения занятий, аппаратные средства, бакалавр юриспруденции, интерактивные методы проведения занятий, компьютерная симуляция, программные средства.
В современных условиях информатизации общества компьютеризация образования превратилась в важное направление исследований вузовской педагогики. Не последняя роль в развитии мыслительной деятельности студентов, в реализации проблемного и исследовательского компонентов обучения отводится моделированию, т.е. виртуальному имитированию реальных объектов, ситуаций или среды в целом как в статике, так и в динамике. Компьютерные модели в силу своей гибкости и универсальности, наглядности и простоты освоения стали использоваться в образовательном процессе, в результате появились так называемые симуляционные методики, исследованию которых посвящена представленная работа.
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр)» (далее – ФГОС ВПО) утверждены требования к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата. Так, в п. 7.3 ФГОС ВПО указано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции,деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) [1].
Компьютерные симуляции остаются самым редким из интерактивных методов обучения, применяемых в российских вузах. Об этом свидетельствует тот факт, что во всем массиве публикаций, посвященных различным методам проведения занятий у обучающихся праву, нет ни одной работы, в которой бы анализировались особенности применения компьютерных симуляций в учебном процессе. Такая ситуация объясняется также тем, что у специалистов отсутствует системное и четкое понимание сущности и содержания данного метода.
В российских исследованиях по юридической педагогике юридическим компьютерным симуляциям посвящены работы Ж. Б. Ивановой, А. С. Кускова, Н. В. Перепёлкиной. Особенности и направления применения компьютерных симуляций в различных отраслях образования, науки и практики исследуют С. А. Байдурин, Е. В. Волобуева, Г. А. Горелкина, Д. М. Грибков, О. Ю. Иванов, Н. В. Иванова, А. С. Идрисов, И. К. Казак, Ю. В. Корчевская, И. Г. Краснолуцкий, Л. В. Кудинова, Л. М. Медведева, Т. Г. Мухина, С. А. Петрова, Н. А. Рутенко, А. А. Свистунов, О. О. Тогоев, В. В. Токарев, И. Ю. Травкин, И. Г. Ушакова, С. В. Шихов, Л. Б. Шубина и др.
Вышеуказанная проблема значительно глубже разработана в исследованиях зарубежных специалистов, расширительно понимающих симуляции и относящих к ним компьютерные симуляции и даже компьютерные игры. В своей работе мы опирались на исследования M. Aikenhead, C. Aldrich, T. Allen, Y. Baek, T. Bench-Capon, R. Bigelow, O. Billingham, J. Blackie, J. Boardman-Weston, A. Boon, C. Bruce, J. Cassidy, R. De Chiara, E. Fabiani, D. Gibson, R. Grimes, M. Hazen, T. Hazen, M. Jeeves, R. Jones, D. Kaneko, J. Lande, M. Le Brun, P. Leng, N. Lettieri, P. Maharg, R. Munro, E. Nicol, D. Noah, A. Paliwala, M. Petersen, E. Phillips, A. Polcini, M. Prensky, K. Randall, V. Scarano, J. Sonsteng, C. Strevens, I. Sugawara, D. Ward, R. Widdison.
В настоящее время сложилось два подхода к пониманию компьютерной симуляции – узкий и широкий. В узком понимании компьютерная симуляция предполагает использование специализированной компьютерной программы-симулятора, воссоздающей (моделирующей) реальные условия профессиональной деятельности и/или реальные объекты. Подобная позиция нашла отражение в большинстве работ отечественных специалистов. Т. Г. Мухина к компьютерным симуляциям относит интерактивные имитаторы реальных ситуаций, которые считаютсяэффективными и современными практическими учебными технологиями электронного обучения, т.е. обучения в интерактивном, дистанцированном формате через Интернет, локальную внутрикорпоративную сеть (Интранет), по электронной почте или с СD-RОМ [2. С. 70–71]. Суть симуляции заключается в помещении людей в «фиктивные, имитирующие реальные» ситуации с целью обучения или получения оценки проделанной работы, это обучение действием или в действии. Применительно к педагогической науке Л. М. Медведева и Е. В. Волобуева определяют компьютерные стимуляции как максимально приближенную к реальности имитацию образовательных процессов с использованием программного обеспечения образовательного назначения [3. С. 160]. Данная точка зрения, которую мы разделяем, примечательна тем, что авторы указывают на необходимость разработки и использования программного обеспечения именно образовательного, а не какого-либо иного назначения.
Имитационное моделирование (симуляция) – это распространенная разновидность аналогового моделирования, реализуемого с помощью набора математических средств, специальных компьютерных программ-симуляторов, позволяющих создавать в памяти компьютера процессы-аналоги, с помощью которых можно провести целенаправленное исследование структуры и функций реальной системы в режиме ее «имитации», осуществить оптимизацию некоторых ее параметров [3. С. 134-139]. Аналогичной позиции придерживается С. В. Шихов, называя главным условием существования симуляции компьютерную виртуальную реальность – синтез специального программного обеспечения и аппаратных средств, с помощью которых для пользователя создается имитируемое окружение, воспринимаемое посредством органов чувств как реальное или почти реальное. К области компьютерной виртуальной реальности относятся системы, обеспечивающие эффект «погружения» в виртуальный мир, в котором пользователь посредством органов чувств и с использованием специального дополнительного оборудования воспринимает имитируемое окружение [5. С. 225–226].
Учебная компьютерная симуляция – это компьютерная программа учебного назначения, реализующая язык предметной области, позволяющая определить и переопределить в терминах данного языка подлежащие изучению понятия, отношения и модели, входящие в данную предметную область, а также реализующая систему видов отображения и способы их сопоставления с указанными понятиями, отношениями и моделями [6. С. 190]. Отметим, что здесь под компьютерной симуляцией понимается не образовательная методика, а сама программа учебного назначения, при помощи которой такая методика реализуется. Определение понятия компьютерной симуляции применительно к сфере подготовки бакалавров юриспруденции ранее было представлено в работе А. С. Кускова и Н. В. Перепелкиной [7], где указано основное условие реализации компьютерной симуляции: наличие специализированного программного обеспечения, иных компьютерных средств и технологий, с помощью которых конструируется виртуальная реальность.
Итак, у узкого подхода есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, следует указать, что применительно к подготовке бакалавров юриспруденции компьютер является лишь средством, названным в тексте ФГОС ВПО. Однако в реальности симуляторы создаются не только при помощи компьютеров и специализированного программного обеспечения, так как средства и способы их воспроизведения многообразны. С другой стороны, именно компьютерные технологии позволяют реализовать наиболее сложные симуляции, а, значит, осуществить моделирование поведения субъекта в заданных условиях с целью приобретения и развития навыков правовой работы.
Сторонники широкого понимания компьютерной симуляции фактически ставят знак равенства между компьютерной симуляцией и любой образовательной методикой, в которой используется компьютер, относя к разновидностям компьютерных симуляций компьютерные игры. Так, часто встречается упрощенное понимание компьютерных симуляций как моделирование учебной ситуации и ее последовательного проигрывание с целью решения на компьютере» [8. С. 48].
Некоторые авторы, предельно расширяя содержание и сферу применения симуляционных методик, пишут не о компьютерных, а об образовательных симуляциях, безотносительно к средствам, при помощи которых они реализуются. Так, в литературе встречается понятие «образовательная симуляция», т.е. структурированный сценарий с подробно разработанной системой правил, заданий и стратегий, которые созданы с определенной целью: сформировать специфические компетенции, которые могут быть прямо перенесены в реальный мир» [9].
В силу того, что симуляции активно используются в практике бизнеса, интересной представляется следующая позиция: «Главная идея бизнес-симуляции заключается в построении искусственного мира (моделировании) и помещении в него обучаемого на определенный срок с возможностью наблюдения за его поведением в рамках определенных правил (имитация); при этом участник создает видимость того, что он является определенным персонажем моделируемого мира, и «притворяется», что играет по его правилам» [10. С. 170]. В данном случае не делается акцент на том, что для реализации такой симуляции должны использоваться специализированные программные и аппаратные средства.
Широкий подход к пониманию компьютерных симуляций активно развивается и в зарубежной практике. Например, с определенными допущениями, можно назвать компьютерной симуляцией игру «Adventures in Contract Law» (Приключения в договорном праве), разработанную и описанную Marlene Le Brun [11]. На диске с игрой содержатся кроссворд и настольная игра, состоящая из игр «Проводник по Договорному праву» (уровни 1–4) и «Приключения Агнес в стране контрактов» (уровень 5). Зарубежные авторы часто упоминают и деловые игры, в которых компьютер используется как инструмент межгрупповой и межличностной коммуникации. Такова, к примеру, его роль в игре «The Delict Game»: команды студентов используют в процессе интерактивного взаимодействия электронную почту, форум и общедоступные документы.
Однако игра «The Delict Game» отводит компьютеру скромное место, делая его желательным, но не обязательным элементом. Напротив, игра «Adventures in Contract Law» требует обязательного использования компьютера, но воспроизводит реальность достаточно условно, так как в ее основе лежат кроссворд и настольные игры, средства визуализации примитивны, а сценарий не дает студенту возможности всесторонне проявить себя, оставляя его в положении игрока, а не профессионала. В случаях «The Delict Game» и «Adventures in Contract Law» компьютер не становится в итоге средством, при помощи которого пространство вокруг студента полностью виртуализируется и появляется особая среда – вторая реальность, «условия, близкие к боевым».
Линейка юридических компьютерных симуляций, выпущенных в США в 1980–1990-е гг., включает видеоигры, развивающие навыки проведения расследования и полицейской работы («First Degree», «Murder One», «Blue Force», «Police Quest», «Law And Order»), обучающие поведению в судебном процессе («Interactive Courtroom», «Objection!», «The Paper Case», «Make Your Case», «Judged»). Такие видеоигры задают профессиональный алгоритм решения юридических задач, позволяют примерить на себя функции реального субъекта юридической деятельности, развивают навыки межличностного общения, способствуют принятию решений, от которых зависит развитие профессиональной истории, разыгрываемой в виртуальном мире.
В ряде таких видеоигр реализована возможность ведения заметок, ознакомления с нормативно-правовыми актами, учебной литературой, получения обратной связи от программы. Компьютерная симуляция «The Paper Case», посвященная изучению английского гражданского процесса, позволяет игроку по мере обнаружения новой информации пополнять файл, который можно просмотреть в любое время. Симуляция «Objection!» оценивает производительность игрока, отслеживает его неправильные ответы и определяет проблемные области. В «Interactive Courtroom» игроку предоставляется возможность либо задавать вопросы и получать соответствующие ответы, либо возражать на вопросы, которые задают ему, и в результате получить решение от судьи.
С развитием в XXI в. сетевых технологий появилась техническая возможность вовлекать в учебную деятельность большие группы студентов и организовывать игровые симуляции в сетевом пространстве. Именно такую юридическую игру описывает P. Maharg – автор идеи виртуального города Ardcalloch, существующего в виде сайта. В 2003 г. на базе сайта была организована симуляция, построенная на рассмотрении страхового случая. В игре приняли участие 256 студентов, разделенные на 64 виртуальные организации, под которые на сайте создавались отдельные страницы, снабженные инструментами планирования работы. Половина организаций выступала за потерпевшего (застрахованного), половина – за страховщика. Сетевой формат позволял привлекать в качестве консультантов практикующих юристов. Такая игра требовала серьезных аппаратных и программных средств, так как ее автор стремился создать условия для проведения студентами большинства известных юридических транзакций: заключение сделок, подача исков, уплата обязательных платежей и т. д. Активность каждой организации должна отслеживаться и выстраиваться в виде схемы транзакций, по которой можно оценивать ее работу. В целях моделирования профессиональных ситуаций предполагалось использовать виртуальных клиентов, поведение которых определялось самим компьютером. Работа студентов в Ardcalloch должна сопровождаться серией видеолекций, содержащих инструкции по осуществлению юридических процедур, а за организациями (группами организаций) закреплялись тьюторы.
Итак, широкий подход имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществом такого понимания симуляционных методик в том, что возможность их применения не увязывается с обязательным использованием специализированных программных и аппаратных средств, а это, соответственно, расширяет пространство их реализации. С другой стороны, отсутствие специализированных программных и аппаратных средств исключает существование компьютерных симуляций, приводит к их смешению с деловыми и любыми другими обучающими играми. Учитывая данное обстоятельство, мы все-таки придерживаемся узкого понимания компьютерных симуляций.
Опираясь на проведенный анализ, приходим к выводу, что компьютерная симуляция есть интерактивный метод проведения занятий, заключающийся в активизации учебной (в форме репродуктивной и творческой) деятельности студентов путем создания максимально приближенной к условиям реальности виртуальной имитации (симуляции) правовых явлений и процессов с помощью специализированных программных и аппаратных средств, компьютерных сетей и иных технологий, в результате чего достигается цель более глубокого усвоения изучаемой дисциплины и формирования опыта, необходимого для будущей профессиональной деятельности в правовой сфере. Из представленного нами определения вытекают следующие признаки компьютерной симуляции как интерактивного метода проведения занятий.
1. В основе любой компьютерной симуляции заложена виртуальная имитация правовых явлений и процессов, что выражается в моделировании максимально близких к реальным условий осуществления профессиональной юридической деятельности, в создании модели виртуальной среды.
2. Сама виртуальная имитация формируется, запускается и реализуется при помощи специализированных программных и аппаратных средств, компьютерных сетей и технологий, без наличия которых компьютерная симуляция невозможна в принципе.
3. Специализированные программные и аппаратные средства, используемые для проведения компьютерных симуляций, должны предполагать возможность воздействия на ход симуляции как со стороны студента, так и со стороны преподавателя, что отличает компьютерные симуляции от компьютерных игр, где алгоритм действий игрока заложен изначально и изменить его невозможно.
4. Для компьютерных симуляций характерна самая высокая степень самостоятельности студентов, при этом обучающийся находится в замкнутой виртуальной среде, подстроенной под него, а не под внешние потребности, а роль преподавателя постепенно минимизируется (стратегия угасающей помощи).
5. Игровой элемент в симуляции не обязательный, главное в компьютерной симуляции – не только выполнение студентами поставленной задачи, но и отслеживание их поведения и реагирования на изменившуюся среду, анализ особенностей мышления и принятия решений в обстоятельствах, в которые погружают обучающегося. Следовательно, оценке должны подвергаться реакция на изменившуюся среду, умение использовать информацию, оперативность решения поставленных задач, коммуникационная активность.
Весьма сложная проблема анализа внутренней и внешней структуры компьютерных симуляций с целью выделить их основные компоненты (элементы). В этом вопросе у специалистов нет единого мнения. Качественная симуляция включает три структурных компонента: хорошо продуманную рабочую модель профессиональной среды, предполагающую ключевые варианты типов поведения и взаимодействий с другими людьми; сценарий процесса симуляции, направленный на развитие интуиции, поиск альтернативного нестандартного пути решения проблемы; наставника (ментора), который использует стратегию скэффолдинга (scaffolding), основной характеристика которой – «угасающая помощь» со стороны преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов [2. С. 71].
Некоторые авторы полагают, что такой метод проведения занятий требует наличия следующих компонентов: а) субъекты компьютерной симуляции – наставник (преподаватель) и обучаемые; б) виртуальная модель реальной (жизненной, судебной, иной правовой профессиональной) практики или среды; в) виртуальный сюжет процесса компьютерной симуляции, т.е. система стратегических и тактических приемов поиска решения проблемы, выхода из нестандартной правовой ситуации; г) технико-технологические средства компьютерной симуляции (компьютеры, интернет-доступ, справочные правовые системы, ЭБС, базы данных и т. д.) [7. С. 64].
Исходя из определения и признаков компьютерных симуляций, можно считать основным компонентом любой компьютерной симуляции специализированное программное обеспечение, реализуемое при помощи аппаратных средств и создающее виртуальную среду, имитирующую реальность. В связи с этим необходимо остановиться на перечислении и анализе имеющихся в свободном и коммерческом доступе специализированных программ, которые могут быть использованы для разработки и реализации юридических компьютерных симуляций.
Начнем с того, что известное нам зарубежное и российское юридическое программное обеспечение и специализированные веб-сервисы не могут рассматриваться в качестве симуляторов на том основании, что они предназначены для применения в практической, а не образовательной среде. Так, зарубежные программы для юристов направлены на оптимизацию поиска, выборки и сортировки документов. Например, в странах англо-саксонского мира востребованы поиск и обнаружение судебных прецедентов, мониторинг практики их применения в конкретных делах. Поэтому разработчики программного обеспечения в США и Великобритании предлагают системы анализа больших данных с целью выработки оптимальной тактики и стратегии судебных тяжб, преобразования неструктурированных данных в структурированные.
Российские программные продукты для юристов во многом воспроизводят возможности иностранных аналогов. Первое место по популярности занимают программы для работы с официальной правовой информацией, комментариями законодательства и формами документов, известные как справочные правовые системы, которые, однако они, не могут рассматриваться в качестве компьютерных симуляций даже с учетом того, что активно используются в учебном процессе при подготовке бакалавров юриспруденции. Симуляция имеет место, когда обучающийся отрывается от реальности и переносится в искусственно созданные условия, воспроизводящие реальные процессы, но такие условия всегда остаются учебными, смоделированными.
Не является учебной средой ни один из имеющихся оптимизаторов бизнес-процессов – программных продуктов, сочетающих элементы органайзеров (календарь, заметки, напоминания, контакты), картотек и баз данных (дел в производстве, клиентов и т. д.), систем облачного хранения и синхронизации данных (например, Битрикс24, востребованный в ряде юридических компаний). Подобные программные продукты позволяют юристам решать бизнес-задачи, ни одна из которых, однако, не является учебной. В данном ряду находятся такие разработанные специально для практикующих юристов проекты, как Aflatum, СУДиДЕЛО, Xsud, CS-Suits (Претензии и иски) и CS-Tasks (Задачи), программы «Согласования и договоры», «Управление делами юридических лиц», электронный помощник управления юридической службой Jeffit, Юридический офис, ЮристАссистент, LawMatic B1, B2, LawMatic B2 Server.
Вышеуказанные программы созданы не для обучения, а для организации претензионно-исковой, договорной и корпоративной работы организации. Среди них есть программы, созданные для сопровождения отдельных категорий дел, например, для взыскания задолженности с членов ТСЖ и собственников, раздела имущества супругов. При всей практической полезности ни те, ни другие не могут называться симуляторами, потому как не моделируют какую бы то ни было реальность, а сами являются реальностью – полезными инструментами, которые по степени сложности обеспечиваемого взаимодействия разделяются на оптимизаторы индивидуальной юридической деятельности, оптимизаторы работы юридической службы (организации) и оптимизаторы взаимодействия подразделений организации, включая юридическую службу.
Помимо программ для юристов, можно выделить программы, заменяющие труд специалиста и облегчающие подготовку документов правового характера. Сайт DoNotPay, к примеру, позволяет гражданам экономить на юридических услугах при помощи онлайн-робота, благодаря которому оспорены уже 160 тыс. парковочных талонов в Нью-Йорке и Лондоне, а также получено государственное жилье в Великобритании. В данном контексте, если и можно говорить о симуляторе работы юриста, то только с оговоркой, поскольку целью его создания было не обучение, а защита прав малоимущих.
Можно выделить и другие группы программ и сервисов, созданных для упрощения рутинного юридического труда: калькуляторы – программы для автоматизации юридических расчетов, существующие в дистрибутивном и веб-формате; классификаторы – базы данных, информационные системы, содержащие реестровую информацию, в отношении которой обеспечиваются поиск, систематизация, обновление, хранение и использование; сайты для подготовки, обсуждения, направления в органы власти обращений по наиболее значимым, резонансным проблемам и отслеживания их исполнения. По вышеприведенным основаниям ни один из этих программных и браузерных продуктов симулятором ни в узком, ни в широком смыслах не является.
Итак, компьютерные симуляции обладают рядом очевидных преимуществ по сравнению с иными методами проведения занятий:
– воссоздают те или иные правовые явления и процессы, обстановку реальной деятельности и процессы взаимодействия, а также «запускают» условия, стимулирующие мотивацию студентов, обеспечивающие их максимальную включенность в образовательный процесс и имитирующие исполнение ими профессиональных ролей в повседневной деятельности;
– дают возможность уйти от традиционных методов обучения, где в центре внимания находится преподаватель (роль которого в процессе симуляции постепенно ослабевает), и сместить акцент на студента, предоставив последнему возможность отрабатывать навыки, допускать и исправлять ошибки, анализировать ситуацию и делать выводы [12. С. 44–45];
– предоставляют обучаемому возможности для самостоятельной работы в удаленном режиме, получая при этом обратную связь с преподавателем по всем навыкам, развиваемым в процессе компьютерной симуляции, и для сравнения своего поведения с заданной ролевой моделью;
– предусматривают организацию эффективного контроля за процессом обучения студентов в ходе компьютерной симуляции, поскольку нацелены на конкретный результат, объективность оценки которого успешно достигается инструментальными и иными средствами;
– позволяют, не прерывая текущие процессы, происходящие в реальности, экономить время при изучении модели, оперативно изменять условия и задачи, стоящие перед студентами, приостановить процесс симуляции, что часто приводит к более объективному результату и всестороннему пониманию реальной правовой действительности;
- основаны на использовании программного обеспечения, справочных правовых систем, интернет-сайтов и иных средств, с которыми хорошо знакомы как студенты, так и преподаватели.
- Вместе с тем данная образовательная методика не лишена и ряда недостатков, ограничивающих ее использование в учебном процессе:
- техника компьютерной симуляции не всегда предполагает стандартизированный подход к решению поставленных задач, так как, во-первых, модели, построенные разными исполнителями, существенно отличаются, и, во-вторых, студенты в силу разных личностных качеств и уровня подготовленности по-разному разрешают поставленные перед ними задачи;
- так как симуляция – это, в первую очередь, модель, отличающаяся от реальной действительности, студенты встречаются с трудностями в абстрагировании от моделируемой ситуации [1. С. 10–12], переносе смоделированных процессов, явлений и отношений в плоскость правовой реальности, что в итоге не гарантирует успешное решение поставленных задач;
- проведение компьютерных симуляций требует определенного уровня подготовленности студенческой аудитории как в плане наличия правовых знаний, умений и навыков, так и в плане навыков работы со специализированными программными и аппаратными средствами;
- необходимы специализированные программные средства и доступ к коммерческим версиям справочных правовых систем, что сопряжено с затратами на оснащение аудиторий, привлечение сторонних специалистов, приобретение, обслуживание и обновление программных продуктов;
- велик риск потерять роль виртуальной среды и перехода компьютерной симуляции к классической деловой игре, в которой главенствуют те или иные субъекты (например, преподаватель), а студенты ориентированы на разыгрывание ролей, а не на конкретные действия в виртуальном пространстве.
Для уяснения сущности компьютерных симуляций необходима их комплексная классификация, учитывающая специфику подготовки бакалавров юриспруденции. Проанализировав большое количество научных и методических работ, представляем классификацию юридических компьютерных симуляций с выделением их разновидностей (табл. 1).
Таблица 1
Классификация и виды юридических компьютерных симуляций
Основываясь на существующей теории компьютерных симуляций применительно к подготовке бакалавров юриспруденции, представим авторский алгоритм их разработки и проведения, предполагающий обязательное прохождение четырех этапов.
1. Этап ознакомления. Преподаватель готовится к проведению компьютерной симуляции, совершая следующие действия.
1.1. Определяет соответствующую рабочей программе дисциплины тему, в рамках которой будет проводиться компьютерная симуляция.
1.2. Формулирует цели, задачи, условия и исходные установки компьютерной симуляции с учетом степени подготовленности обучающихся.
1.3. Составляет перечень развиваемых при помощи компьютерной симуляции компетенций, знаний, умений и навыков.
1.4. Выбирает программные и аппаратные средства для проведения симуляции, знакомится с особенностями их работы, тестирует их и делает вывод о пригодности или непригодности для применения.
1.5. Подбирает имитационную модель и разрабатывает методические рекомендации по применению компьютерной симуляции, где также формулирует предполагаемые результаты и разрабатывает критерии оценки участников.
1.6. Оценивает возможности для проведения компьютерной симуляции с учетом места и времени ее начала и окончания, составляет перечень необходимых материалов и инвентаря.
Мы не ограничиваем этот этап активностью преподавателя, допуская привлечение наиболее самостоятельных студентов к формированию индивидуальных симуляционных моделей путем сбора и введения ими в программу информации по той или иной теме учебного курса. От качества и содержания представленной студентами информации будет зависеть индивидуальная траектория обучения при помощи компьютерной симуляции.
2. Этап подготовки. Преподаватель взаимодействует со студентами с целью их подготовки к проведению симуляции.
2.1. Информирует их о месте, дате и времени проведения занятия, выдает студентам задания по сбору необходимой первичной информации для ее последующей обработки и загрузки в программную среду.
2.2. Знакомит с методическими рекомендациями и правилами реализации компьютерной симуляции.
2.3. Распределяет и разъясняет роли студентов как в индивидуальном участии, так и в командном, в том числе характеризует свою роль в процессе симулирования (тьютор, инструктор, помощник, контролер, наблюдатель).
2.4. Организует пробное тестирование программных и аппаратных средств, создает условия для установления прямой и обратной информационной связи между участниками симуляции и преподавателем.
2.5. По окончании пробного тестирования выявляет проблемы и недоработки, принимает меры к их устранению.
3. Этап симулирования. Преподаватель и студенты непосредственно приступают к компьютерной симуляции.
3.1. Повторный инструктаж студентов и их активное вовлечение в процесс компьютерного симулирования.
3.2. Работу студента в виртуальной среде, специфика которой зависит от особенностей программных средств, вида и сценария симуляции.
3.3. Работу программных средств, которые анализируют активность студента, подбирают студенту дальнейший режим (путь, сценарий) симулирования в зависимости от выявленного сочетания слабых и сильных сторон, знакомят студента с результатами наблюдения за ним, дают рекомендации и/или показывают предварительную оценку.
3.4. Деятельность преподавателя в соответствии с отведенной ему ролью: консультирование, обеспечение бесперебойной работы программного и аппаратного обеспечения, наблюдение и т. д.
4. Этап рефлексии. Подводятся – индивидуально, в команде, при помощи преподавателя и/или программных средств, комплексно – итоги компьютерной симуляции.
4.1. Вывод студентов из компьютерной симуляции.
4.2. Формулирование результатов и оценка студентов.
4.3. Работа над ошибками и выработка рекомендаций на будущее.
В заключение отметим, что метод компьютерного симулирования активно используется при подготовке врачей, экономистов, управленцев, инженеров, но не находит последователей в сфере подготовки юристов, что объясняется рядом причин. Во-первых, очевиден факт полного отсутствия теоретико-методологических разработок, касающихся применения компьютерных симуляций в юриспруденции. Во-вторых, отсутствуют специализированные программы-симуляторы, так как не финансируются их разработка и внедрение. В-третьих, преподавательское сообщество, слабо владея методологией компьютерного симулирования, не проявляет заинтересованности в использовании этого метода. Надеемся, что данная работа поможет привлечь внимание преподавателей к такому перспективному методу проведения занятий.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464 (в ред. от 31.05.2011 г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.05.2010 г. № 17337) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010. - № 26.
2. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 c.
3. Медведева Л.М., Волобуева Е.В. Интерактивные технологии обучения студентов педагогического вуза и их роль в повышении качества образования // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. М.: Издательство «Спутник+», 2014. С. 159-163.
4. Иванова Н.В., Петрова С.А. Активные формы и методы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, включенных в резерв управленческих кадров // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции. Самара: Издательство СНЦ, 2014. C. 131-137.
5. Шихов С.В. Компьютерная виртуальная реальность для инновационного военного образования // Философия образования. 2009. № 3. C. 224-232.
6. Травкин И.Ю. Учебные компьютерные симуляции как средства учебной деятельности // Статистика и экономика. 2012. № 4. С. 190-193.
7. Кусков А.С., Перепёлкина Н.В. Активные и интерактивные методы проведения занятий в процессе подготовки бакалавров юриспруденции // Право и образование. 2014. № 5. С. 60-75.
8. Горелкина Г.А., Корчевская Ю.В., Токарев В.В., Ушакова И.Г. Применение интерактивных форм обучения при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 - Природообустройство и водопользование // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2016. № 9. C. 48-54.
9. Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М. [и др.] Симуляционные методики в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22506 (дата обращения: 08.02.2017).
10. Иванов О.Ю. Бизнес-симуляции - инновационный подход к развитию персонала // Инициативы XXI века. 2009. № 4. C. 15-19.
11. Le Brun M. Gaming Contract Law: Creating Pleasurable Ways to Learn the Law of Contract // Murdoch University Electronic Journal of Law, 2003, vol., 10, no. 1.
12. Байдурин С.А., Идрисов А.С., Казак И.К., Рутенко Н.А. Эффективность симуляционного обучения студентов-медиков в освоении практических навыков // Медицинское образование-2013: тезисы докладов IV Общероссийской конференции с международным участием. М.: ПМГМУ им. И. М. Сеченова, 2013. С. 44-45.
13. Грибков Д.М., Краснолуцкий И.Г., Кудинова Л.В., Свистунов А.А., Тогоев О.О., Шубина Л.Б. Аттестация с использованием симуляции // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 1. C. 10-12.