ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» НА ФОНЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена особенностям разработки и дальнейшей реализации образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Юриспруденция» с учётом введения в действие нового федерального образовательного стандарта в условиях интеграции образования в России в Европейский образовательный процесс и введения в действие профессиональных стандартов по юридическим профессиям

Ключевые слова:
Болонский процесс; высшее образование; образование; европейское образовательное пространство; профессиональный стандарт; федеральный государственный образовательный стандарт; юридическое образование; юриспруденция
Текст

Камышанова Анна Евгеньевна

 

Проблемы введения нового образовательного стандарта подготовки бакалавров «Юриспруденция»  на фоне интеграции образовательной системы России в европейское образовательное пространство

 

The problems of introducing new educational standards for bachelors in «Law» against the background of integration of the Russian educational system into the European educational space

 

Аннотация (русский)

Статья посвящена особенностям разработки и дальнейшей реализации образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Юриспруденция» с учётом введения в действие нового федерального образовательного стандарта в условиях интеграции образования в России в Европейский образовательный процесс и введения в действие профессиональных стандартов по юридическим профессиям

 

Аннотация (английский)

The article is devoted to features of development and realization of educational programs in the direction of preparation of bachelors in "Law" with the introduction of the new Federal educational standard in terms of integration of Russian education into the European educational process and the introduction of professional standards for the legal professions

 

Ключевые слова (русский)

Болонский процесс; высшее образование; образование; европейское образовательное пространство; профессиональный стандарт; федеральный государственный образовательный стандарт; юридическое образование;  юриспруденция

 

Ключевые слова (английский)

The Bologna process; higher education; education; European education; professional standards; Federal state educational standard; legal education; law

 

Текст доклада

В настоящее время Российская Федерация находится на этапе реформирования образования. В части изменений в системе высшего образования это связано прежде всего со стремлением России войти в европейское образовательное пространство.

25 мая 1998 г. в Париже  в связи с празднованием 800-летия Университета Сорбонна министры образования четырёх европейских стран (Клод Аллегр от Франции, Юрген Рюттгерс от Германии, Тесса Блэкстон от Великобритании и Луиджи Берлингуэр от Италии) подписали совместную декларацию, направленную на гармонизацию нацио­нальных систем высшего образования. Ее главными тезисами в том числе стали:

  • формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;
  • международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанных с прозрач­ностью и понятностью дипломов, степеней и квалифика­ций;
  • ориентация преимущественно на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования;
  • международное признание первой ступени высшего образова­
    ния (бакалавр);
  • предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра или доктора в последова­тельном режиме.

 

Далее 19 июня 1999 г. совместным заявлением европейских министров образования в г.Болонья была создана Зона Европейского высшего образования (так называемая «Болонская декларация»), в рамках которой были обозначены цели создания и продвижения европейской системы высшего образования:

- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

- принятие системы, основанной, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и (или) степени доктора, как это принято во многих европейских странах;

- внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами;

- содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: а) учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; б) преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом;

- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

- содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции Министров Высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации.

На совещании Министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

Данный процесс имеет под собой в качестве международной правовой основы заключённую в Лиссабоне 11.04.1997 года Конвенцию «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральным законом от 4 мая 2000 года №65-ФЗ). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 июля 2000 года.

Параллельно осуществляется Копенгагенский процесс, в рамках которого введена Европейская система квалификаций (ЕСК). ЕСК является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования. ЕСК является мета-системой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте.

Европейская рамка квалификаций (ЕРК) – инструмент обеспечения сопоставимости академических степеней и квалификаций в странах-членах ЕС. ЕРК официально принята Европейским парламентом 23 апреля 2008 г. и представляет собой рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачным отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат. ЕРК – это кроме того, механизм сопоставления национальных квалификаций. ЕРК представляет собой мета-рамку, состоящую из восьми уровней, каждый из которых описан в терминах знаний, умений и компетенций (понимаемых в данном случае как уровень ответственности, сложности и автономии), определяющих качественное отличие квалификаций одного уровня от другого.

ЕРК позволяет проводить сравнение квалификаций между странами и является ориентиром для разработки НРК.

В силу данных международных актов сегодня образование в Российской Федерации должно соответствовать двум критериям: 1) двухступенчатая система высшего образования; 2) соответствие выпускников определённой квалификации для их дальнейшего трудоустройства или продолжения образования.

В  связи с этим в России был принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 мая 2015 года в Трудовой кодекс РФ и в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения, касающиеся  квалификации работника и профессиональных стандартов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных  стандартов. Данные уровни полностью соответствуют Европейской рамке калификаций.

Отечественные уровни квалификации также предполагают 8 уровней и каждому соответствует образовательный ценз, называемый «Основные пути достижения уровня квалифи­кации».

В частности, 6 уровень квалификации предполагает освоение образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, 7 уровень - программы магистратуры или спе­циалитета, 8 уровень - программы подготовки научно-педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Одновременно вносились изменения в законодательство об образовании, целью которых стало приведение уровней профессионального образования в соответствие с требованиями Болонской декларации и Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе».

Одним из механизмов такого соответствия явилось  изменение подходов к образовательным стандартам. Сегодня основная масса образовательных организаций при осуществлении подготовки по различным направлениям высшего образования в своей деятельности подчиняется требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет назначение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). В силу ст.11 ФГОС обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Кроме того, п.7 ст.11 ФЗ «Об образовании» определяет, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

Эти нормы означают, что в результате получения высшего образования  выпускник должен соответствовать требованиям как ФГОС, так и Профессионального стандарта.

В соответствие со ст.195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Таким образом, сегодня создана нормативная основа для разработки образовательных программ, нацеленных на подготовку выпускника, при этом качество подготовки должно соответствовать как требованиям ФГОС, так и требованиям профессиональных стандартов.

При подготовке юристов в России традиционно встречаются некоторые проблемы.

Приказом Минобрнауки России от 19 августа 2016 года №1077 утверждено Положение о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 40.00.00. Согласно п. 2 Положения ФУМО создано с целью участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке ФГОС ВО, примерных образовательных программ высшего образования, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания высшего образования.

Разработчиком ФГОС бакалавриата стал Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), результатом деятельности которого стал  принятый 1.12.2016г. ФГОС  по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень – бакалавриат). Сам ФГОС содержит в п.5.7 указание, что при разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерных основных образовательных программ не было по действующему до 1.09.2017г. стандарту подготовки бакалавров 2010 года, велика вероятность, что они не скоро появятся и в соответствие с новым ФГОС 2016 года. В связи с этим у разработчиков ОП по направлению «Юриспруденция» нет кокретных ориентиров в процессе  определения требований к результатам освоения образовательной программы с учётом профессиональных стандартов.

При формировании Образовательной программы (ОП) Также необходимо учитывать Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 №ДЛ-1/05вн).

Основная цель указанных Методических рекомендаций – вывести на уровень полного соответствия требований к результатам подготовки выпускников требованиям профессионального стандарта. Таким образом, основной задачей при разработке ОП является максимальное приближение уровня подготовки студентов к уровню, обозначенному в профессиональном стандарте.

В настоящее время в РФ существует только один профессиональный стандарт для юристов - утвержденный Приказом Минтруда России от 23 марта 2016 года №183н стандарт «Следователь-криминалист», предусматривающий 7 уровень квалификации, что не соответствует уровню подготовки бакалавров. Требования к квалификации по юридическим профессиям установлены по множеству юридических профессий, но они сформулированы настолько неопределённо, что этого явно недостаточно для создания единого профессионального стандарта. Также разработан, но пока не принят проект профессионального стандарта «Юрисконсульт».

Какие-то отдельные квалификационные требования изложены в специальных законах, подзаконных актах и ведомственных актах, устанавливающих квалификационные требования.

Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ст.2 указано, что оказывая юридическую помощь, адвокат: 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. По сути, это и есть виды деятельности, именуемые в профессиональных стандартах «трудовые функции».

Типовой должностной регламент помощника Председателя суда (судьи) Верховного Суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда (утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 06.12.2010 №272) также содержит ряд должностных полномочий, которые можно интерпретировать в качестве трудовых функций. Однако в общем полное отсутствие профессиональных стандартов существенно затрудняет разработку образовательной программы.

В условиях отсутствия профессиональных стандартов по юридическому профилю существует противоречивая ситуация: с одной стороны нет формальных требований к работникам по юридическим профессиям (ни квалификационных ни содержательных), с другой стороны Методические рекомендации по разработке ОП содержат алгоритм разработки образовательных программ и необходимость их ориентации на профессиональные стандарты. При этом сегодня большое внимание уделяется контролю качества подготовки выпускников, которые должны быть готовы к работе по профессиональным стандартам. Однако в отсутствие таких ПС образовательная организация заведомо не в состоянии обеспечить надлежащее качество образования, так как критерии этого качества отсутствуют.

Представляется, что государство в лице Министерства труда и социального разввития должно ускорить разработку профессиональных стандартов по юридическому профилю и также необходимо приводить в соответсвие с современными требованиями законы и иные правовые акты, устанавливающие квалификационные требования к различным работникам и должностям (эти акты должны содержать положения и формулировки, аналогичныен профессиональным стандартам).

 

 

Список использованных источников:

  1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года. Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан» (заказчик - Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации) [Электронный ресурс]  http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/ (дата обращения – 7.06.2017г.)
  2. Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ «О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №19. Ст.2031.
  3. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А.. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. [Текст] – М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009
  4. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №18. Ст.2625
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 мая 2013 г. Регистрационный №28534 [Текст] // Российская газета от 13 июня 2013 г. №125
Список литературы

1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года. Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан» (заказчик - Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации) Электронный ресурс http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/ (дата обращения - 7.06.2017г.)

2. Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ «О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Текст// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №19. Ст.2031.

3. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А.. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. Текст - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009

4. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст// Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №18. Ст.2625

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 мая 2013 г. Регистрационный №28534 Текст // Российская газета от 13 июня 2013 г. №125


Войти или Создать
* Забыли пароль?