Особенности законодательства Российской Федерации по предотвращению незаконного промысла водных биологических ресурсов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены понятие и особенности незаконного промысла водных биологических ресурсов, приведены актуализированные статистические данные по объемам такого промысла в России и в некоторых государствах. Особое внимание уделено нормам законодательства Российской Федерации по борьбе с данным негативным явлением и практике его применения. Наша страна не имеет комплексного специализированного законодательного акта по борьбе с незаконным промыслом водных биологических ресурсов, однако это не означает, что в российском законодательстве нет норм, карающих за него. Автор отмечает, что такие нормы есть и их немало, что подтверждается проведенным анализом. Выводы статьи могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических исследованиях, посвященных правовому регулированию отношений, связанных с незаконным рыболовством.

Ключевые слова:
законодательство Российской Федерации; водные биологические ресурсы; незаконный промысел; предотвращение незаконного промысла; ННН промысел.
Текст

В настоящее время одной из серьезнейших проблем, затрагивающих экономику и продовольственную безопасность Российской Федерации, является незаконный промысел водных биологических ресурсов.

Незаконный промысел водных биологических ресурсов – это широкое понятие. Оно включает в себя незаконную добычу не только в морских пространствах, но и в пресных водоемах (реках и озерах). Безусловно, по своим масштабам особняком стоит незаконный промысел морских живых ресурсов.

Международный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее – ННН промысел), одобренный Комитетом по рыболовству Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в 2001 г., впервые в международной практике дал развернутое определение этого термина. Согласно документу, незаконный рыбный промысел означает промысел, осуществляемый тогда, когда рыболовные суда действуют в нарушение применяемых международно-правовых и национальных нормативных правовых актов.

По данным ФАО, на такой промысел может приходиться до 26 млн. тонн рыбы в год, или более 15% общемирового годового вылова промышленного рыболовства. Помимо экономического ущерба незаконный промысел угрожает биологическому разнообразию и продовольственной безопасности многих стран 3, с. 2.

Незаконный промысел стал глобальной проблемой, он имеет место практически во всех акваториях Мирового океана, как в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, так и в открытом море. Такой промысел подрывает национальные и международные меры по сохранению рыбных запасов и управлению ими и ведет к истощению ресурсов 8. Это создает угрозу для средств существования людей, которые зависят от рыболовства.

Как полагает Департамент рыболовства и аквакультуры ФАО, во многих случаях международные документы оказались неэффективными в борьбе с незаконным промыслом из-за отсутствия политической воли, которая была бы направлена на то, чтобы поддержать усилия по его предотвращению2, с. 3-4.

Незаконный промысел морских живых ресурсов ежегодно наносит ощутимый ущерб экономике Российской Федерации. Например, в 2010 г. фактические поставки рыбы и морепродуктов из России в Японию в 2,5 раза превысили данные Федеральной таможенной службы России. В частности, допустимые уловы камчатского краба были превышены почти в 7 раз. Ущерб от нелегальных поставок российской рыбы и морепродуктов в Японию в 2010 г. составил примерно 800 млн долл. США.

Аналогичная ситуация и по поставкам морепродуктов в Республику Корею. Из ввезенных в 2010 г. в порт Донхэ крабов и крабовой продукции из российской Федерации лишь 6 % выловлено и изготовлено на законном основании 11.

Местом реализации незаконно выловленных живых ресурсов, добытых в морских районах, где Российская Федерация имеет суверенные права в отношении таких ресурсов, является также США. Так, в марте 2011 г. в порту Сиэтла была арестована крупная партия камчатского краба, добытого на российском континентальном шельфе, стоимостью 2,5 млн. долл. США. При этом большая часть партии не сопровождалась надлежащей документацией, а на таре отсутствовала необходимая маркировка 1.

По подсчетам ряда специалистов, стоимость мороженной рыбы, незаконно добытой и перемещенной за 15 лет из России на рынки Японии, КНР, Норвегии, составила около 6 млрд. долл. США. Стоимость ракообразных, перемещенных помимо таможенного контроля в Японию, Китай, Норвегию и США, оценивается примерно в 9 млрд. долл. США 12, с. 21.

Существует масса примеров выявления российскими властями фактов незаконного промысла морских живых ресурсов.

В частности, Кольским районным судом Мурманской области было установлено, что в июле 2010 г. в акватории Кильдинского пролива Баренцева моря командой судна под руководством капитана Лобанова с использованием краболовок незаконно добыты 1077 экземпляров камчатского краба. В результате водным биологическим ресурсам Российской Федерации причинен материальный ущерб на сумму свыше 899 тыс. рублей. Свою вину подсудимый отрицал как в ходе следствия, так и в суде. Вместе с тем, государственному обвинению удалось представить суду доказательства, свидетельствующие о причастности Александра Лобанова к совершению преступного деяния. Приговором Кольского районного суда подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 256 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. руб. Также в полном объеме удовлетворен иск природоохранного прокурора о взыскании с Александра Лобанова суммы ущерба, причинённого водным биологическим ресурсам России в размере 899 295 рублей 9.

Другой случай произошел осенью 2011 г., когда в российской исключительной экономической зоне - районе Кита-Ямато Японского моря, незаконную добычу кальмара и рыбы вели более сотни судов без опознавательных знаков, как полагают российские пограничники, китайских 5.

Как известно, в результате многолетнего незаконного промысла катастрофически подорваны популяции осетровых видов рыб в Каспийском, Черном и Азовском морях. Россия еще в 2002 г. в одностороннем порядке ввела мораторий на промысел осетровых.

Нередко браконьеры (в т. ч. иностранные) нападают с применением оружия на пограничные отряды и инспекторов рыбоохраны. Например, в ноябре 2016 г. в Приморском крае возбуждено два уголовных дела по факту нападения северокорейских рыбаков с судна «Дое Янг-10» на российских пограничников. В ходе проверки на борту обнаружили незаконно добытые водные биоресурсы и ни одного документа, дающего разрешение на промысел в исключительной экономической зоне РФ 6.

Важно подчеркнуть, что незаконный промысел осуществляется не только в морях, но и в пресноводных водоемах. Одним из таких способов является массовое браконьерство лососевых под видом коренных малочисленных народов Севера. Хотя такая деятельность является незаконной, многие представители коренных малочисленных народов Севера все же принимают в ней непосредственное участие. Нередко пользователи из числа коренных малочисленных народов Севера применяют запрещенные орудии лова.

По мнению ряда практических работников, в некоторых промысловых районах созданы своего рода организованные преступные группы. Так, по данным заместителя руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства во многих районах Сахалина исторически сложились организованные преступные группы, которые ведут объемный промысел на нерестовых реках, нанося непоправимый ущерб биоресурсам 7.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в июне 2011 г. обратил особое внимание на усиление борьбы с браконьерством на Дальнем Востоке. «Наша задача — оберегать наши рубежи, в т.ч. защищать от браконьеров наши морские ресурсы», — сказал глава государства в ходе посещения погранкорабля «Командор» во Владивостоке. Д.А. Медведев потребовал от Погранслужбы жестче действовать в отношении браконьеров. «Здесь церемониться нечего, здесь нет ни чужих, ни своих. Это нарушение международных конвенций, касающихся охраны биозапасов Мирового океана», — заключил Президент Российской Федерации 10.

Российская Федерация не имеет комплексного специализированного законодательного акта по борьбе с незаконным промыслом водных биологических ресурсов. Это, однако, не означает, что в российском законодательстве вообще нет норм, карающих за него. Такие нормы есть и их немало.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УК РФ была введена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». В соответствии с документом установлена уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных водных биоресурсов (например, осетровых), принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу России (или) охраняемым международными договорами, их частей и производных. Данное преступление квалифицируется как контрабанда и наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Незаконные добыча и оборот – обязательными работами на срок до 480 часов. Либо исправительными работами на срок до 2 лет. Либо принудительными работами на срок до 3 лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года и без такового. Либо лишением свободы на срок до 3 лет с аналогичным штрафом или без такового и с ограничением свободы на тот же срок или без такового.

Более строгое наказание предусматривается за названные преступления, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также организованной группой.

При этом имущество, полученное в результате совершения данных преступлений, конфискуется.

В соответствии со ст. 8.17 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. (с последующими изменениями) нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Одним из эффективных средств предотвращения незаконного промысла является регламентация процедуры пересечения государственной границы Российской Федерации российскими и иностранными судами без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и передачи в пограничные органы данных об их местоположении.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии с территории РФ, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов для перегрузки во внутренних морских водах и в территориальном море РФ уловов водных биоресурсов, рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, добытых (выловленных) в районах, определенных Правительством РФ, и подлежащих доставке на территорию РФ, в случаях, если неблагоприятные гидрометеоусловия не позволяют осуществить перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной и иной продукции из водных биоресурсов за пределами территориального моря РФ.

Такие суда должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 августа 2014 г. «Об утверждении Правил Передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля» передаче в пограничные органы подлежат следующие данные о местоположении судна: название судна, его позывной сигнал и идентификационный номер ИМО (при наличии); государство, под флагом которого судно осуществляет плавание; географические координаты местоположения судна, дата и универсальное координированное время на момент определения географических координат местоположения судна.

Постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 863 устанавливает порядок уведомления пограничных орагнов и намерении пересечь государственную границу РФ российскими судами, имеющими право на неоднократное перечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в частности совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, осуществляющих плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также убывающими во внутренние морские воды или в территориальное море РФ в целях торгового мореплавания ( за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства) с последующим прибытием в российские порты, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное лицо не позднее чем за 24 часа до выхода российского судна из порта, из которого и планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы РФ, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган, к которому прилагаются план перехода российского судна; судовая роль; список пассажиров (при их наличии).

В январе 2015 г. Росрыболовство и Пограничная служба ФСБ России подписали Временный порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу РФ судами рыбопромыслового флота, имеющими право на неоднократное перечение Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и передачи в пограничные оргнаны данных об их местоположении.

Неотъемлемой частью российского законодательства являются решения российско-иностранных двусторонних комиссий по рыболовству. На сессиях таких органов стороны согласовывают порядок контрольных пунктов (точек) для входа иностранных судов в исключительную экономическую зону РФ.

В качестве примера рассмотрим основное содержание Положения о порядке прохождения иностранными судами контрольных пунктов (точек), одобренного на 28-й сессии Российко-Корейской смешанной комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства в декабре 2014 г.

Такие контрольные пункты устанавливаются в исключительной экономической зоне РФ в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий за соблюдением настоящего Положения иностранным судам, осуществляющим (или) морские ресурсы исследования в исключительной экономический зоне России, при входе этих судов в зону РФ с целью осуществления рыболовства и при выходе из нее.

Контрольные пункты представляют собой морские районы, ограниченные окружностью радиусом 2 или 3 морские мили. Эти пункиы являются обязательными для прохождения судами при каждом входе (выходе) в исключительную экономическую зону РФ при пересечении линии ее внешней границы или заменяющей ее делимитационной линии для осуществления рыболовства и (или) морских ресурсных исследований и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также при выходе из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой продовольствием, тарой и другим материалами.

Прохождение судами контрольных пунктов включает проход судов через контрольные пункты и проведение на судах контрольно-проверочных мероприятий. Капитаны судов (при одиночном плавании) или старшие группы судов (при групповом плавании) не позднее, чем за 24 часа до предполагаемого времени прохождения контрольного пункта обязаны передать информацию в пограничное управление ФСБ России по субъекту РФ.

Судно считается прошедшим контрольный пункт с момента завершения на судне контрольно-проверочных мероприятий и получения разрешения на проход через контрольный пункт или (при наличии разрешения на свободный проход через контрольно-проверочных мероприятий, с момента завершения прохода через контрольный пункт.

В случае получения судном разрешения на свободный проход через контрольный пункт без проведения контрольно-проверочных мероприятий, капитаны судов (при одиночном плавании) или старшие группы судов (при групповом плавании) обязаны сделать в промысловом судне соответствующую запись с указанием судового времени, координат судна, наименования контрольного пункта, даты и судового времени получения разрешения на свободный проход через контрольный пункт без проведения контрольно-проверочных мероприятий, фамилии, имени и отчества должностного лица, передававшего указанное разрешение. При этом проход через контрольный пункт является обязательным.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 2 мая 2015 г. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море». Он предусматривает внесение изменений в ч. 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях такого содержания: «Нарушение правил, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и открытом море».

Кроме того, данным Законом внесены изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г., связанных с распространением ряда его положений на промысловые районы открытого моря. В частности, согласно дополнения в ч. 4 ст. 19 указанного Закона, промышленное рыболовство должно осуществляться судами под Государственным флагом РФ в открытом море только в соответствии с правилами рыболовства, устанавливаемыми Правительством РФ.

Изложенные выше правовые нормы должны способствовать искоренению незаконного промысла российскими судами в открытом море, в т.ч. в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства.

Еще одним важным документом по борьбе с незаконным промыслом водных биологических ресурсов является Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2534-р, которым оно утвердило Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Следует отметить, что впервые в отечественной научной литературе предложение о необходимости разработки и принятия такого российского национального плана было выдвинуто К.А. Бекяшевым еще в 2006 г. 4.

По сравнению с аналогичным планом других государств Национальный план РФ является компактным и состоит из двух разделов: понятийного аппарата и перечня мероприятий по противодействию незаконному промыслу и устранению причин и условий, способствующих его формированию и развитию.

Национальный план РФ разработан на основании Конституции РФ, Кодекса ведения ответственного рыболовства ФАО, Международного плана действий ФАО по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла 2004 г., Соглашения ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла 2009 г.; Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р, Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 г. и законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Цель Национального плана РФ - повышение эффективности мер по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Для реализации этой цели и устранения причин и условий, способствующих формированию и развитию такого промысла, Российская Федерация обеспечит выполнение следующих мероприятий:

а) проведение федеральными органами исполнительной власти анализа законодательства Российской Федерации на соответствие его нормам международного права в области противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу и представление в Правительство РФ предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации, в том числе в части: регулирования деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов; создания и установления порядка ведения и использования перечня судов рыбопромыслового флота, в отношении которых достоверно подтверждено осуществление незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла; регулирования порядка фрахтования судов рыбопромыслового флота для целей рыболовства; маркировки судов рыбопромыслового флота и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; инспектирования судов, плавающих под флагом иностранного государства, в российском морском порту;

б) усиление контроля за оборотом уловов водных биоресурсов, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых за ее пределы;

в) создание системы отслеживания происхождения уловов водных биоресурсов на всех этапах их перемещения;

г) создание на базе существующих отраслевых систем единой системы контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, переработку и транспортировку уловов водных биоресурсов, а также за освоением квот добычи (вылова) водных биоресурсов с определением головного межведомственного оператора указанной системы;

д) введение в действие электронного судового журнала и использование усиленной квалифицированной электронной подписи капитанами судов рыбопромыслового флота в целях фиксации и передачи информации о рыбопромысловой деятельности;

е) установка на судах рыбопромыслового флота дополнительных средств технической аудио- и видеофиксации, а также средств дистанционного доступа к необходимой информации;

ж) введение в действие системы документального подтверждения законности происхождения ввозимых на территорию Российской Федерации уловов водных биоресурсов;

з) установление возможности захода в российские морские порты судов, плавающих под флагом иностранного государства, которые документально подтвердили законность происхождения находящихся на их борту уловов водных биоресурсов;

и) развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу и незаконному обороту уловов водных биоресурсов;

к) повышение эффективности мер контроля за судами под флагом иностранного государства в ответ на ведение ими незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла в морских пространствах, в которых Российская Федерация осуществляет суверенные права в отношении водных биоресурсов;

л) установление системы оповещения, предназначенной для распространения информации о фактах несоблюдения судами, плавающими под флагом иностранного государства, мер по сохранению и управлению водными биоресурсами;

м) обеспечение мероприятий, направленных на предотвращение участия граждан Российской Федерации в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле или его поддержки, в том числе на борту судна, плавающего под флагом иностранного государства;

н) усиление административных и уголовных санкций в отношении нарушителей законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, соответствующих уровню допущенных нарушений и учитывающих стоимость полученных уловов водных биоресурсов, повторность допущенных нарушений, а также величину ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания;

о) непредоставление мер государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел;

п) совершенствование системы регистрации судов рыбопромыслового флота;

р) определение правил обращения с конфискованными судами в целях недопущения их повторного вовлечения в незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел;

с) систематическое проведение оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Во исполнение п. 2 Распоряжения Правительства от 25 декабря 2013 г. № 2534-р Минсельхоз России своим распоряжением от 18 февраля 2014 г. № 14-р утвердил перечень мероприятий по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла.

Этот перечень мероприятий состоит из 22 пунктов и предусматривает подготовку восьми проектов законодательных актов, восьми нормативных правовых актов Правительства и семи ведомственных актов.

Таким образом, Россия стала еще одним государством, имеющей свой Национальный план действия по борьбе с ННН промыслом. По своей структуре и содержанию он отличается от аналогичных планов Австралии, Республики Корея, Канады, Японии и других государств. Национальный план РФ не содержит материальных и процессуальных норм, а включает лишь перечень важнейших мероприятий. Тем не менее, на наш взгляд, выполнение указанных мероприятий позволит повысить эффективность противодействия ННН промыслу и обеспечит экономическую, продовольственную и экологическую безопасность Российской Федерации.

Список литературы

1. Bernton H. U.S. agents seize 2,75 million worth of Russian king crab // Seattle Times. 2011. 1 March.

2. Model plan for Pacific Island Country. National plan of action to prevent, deter and eliminate illegal, unreported and unregulated fishing. FAO. Rome.2005. - 56 p.

3. The State of World Fisheries and Aquaculture 2016. Rome. - 200 p.

4. Бекяшев К.А. Россия должна иметь свой национальный план по борьбе с незаконным промыслом // Морское право и практика. - 2006. - № 1(9). - С. 2-9.

5. Более 100 китайских судов с завешенными названиями браконьерствуют в Японском море [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=256034&sec=1672 - Дата обращения 14.01.2017.

6. В Приморье возбуждены уголовные дела по факту нападения рыбаков из КНДР на пограничников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2811804 - Дата обращения 14.01.2017.

7. В Росрыболовстве признают существование браконьерских ОПГ на Сахалине [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sakhalin.info/fishing/85131/ - Дата обращения 14.01.2017.

8. Истощены 70% рыбных запасов Северной Атлантики - ЕК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/eco/20110708/398980601.html - Дата обращения 13.01.2017.

9. Капитан рыболовецкого судна признан виновным в незаконной добыче крабов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prok-murmansk.ru/special/news/2625-kapitan-ryboloveckogo-sudna-priznan-vinovnym-v-nezakonnoy-dobychi-krabov - Дата обращения 13.01.2017.

10. Пограничникам нужно обратить особое внимание на ситуацию с браконьерством в Татарском заливе - Медведев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/main.asp?id=241958&p=11 - Дата обращения 14.01.2017.

11. Росрыболовство подсчитало ущерб РФ от браконьерских поставок рыбы в Японию на уровне $800 млн [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fishretail.ru/news/rosribolovstvo-podschitalo-ushcherb-rf-ot-brakonerskih-253130 - Дата обращения 13.01.2017.

12. Сухаренко А.Н., Туровец А.Е., Жернова М.В., Хренков О.В. Незаконный оборот водных биоресурсов на Дальнем Востоке как угроза экономической безопасности России: монография. - Владивосток: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2014. - 66 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?