ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается научное понимание термина «воспитание», приведены узловые подходы к пониманию сущности воспитания, как современных исследователей, так и ученых прошлых периодов. Дана краткая характеристика специфики воспитательных мер в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, которую определяет глубина целей, задач, форм ратного труда и служебно-боевой деятельности. Перечислены виды воспитательной работы с военнослужащими, которая проводится в соответствии с существующими требованиями. Правовое воспитание определяется как неотъемлемая составляющая работы по воспитанию личного состава. Даны некоторые определения сущности правовоспитания существующие в российской юридической науке и приведена авторская дефиниция правового воспитания военнослужащих. Определяются цель и основные задачи правового воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Подвергнута исследованию роль правового воспитания в профилактике правового нигилизма, как деформации правового сознания. Отмечено, что правовоспитательная деятельность в армейской среде проводится с возмужалыми людьми, поэтому организуется и ведется на основе андрагогической и акмеологической парадигм с использованием форм и средств, соответствующих теории и практике воспитательной работы. Сделан вывод о том, что правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – это целенаправленное, систематическое воздействие с целью формирования у них профессионально значимого правосознания оптимальными методами, формами и средствами, и несмотря на то, что армейская система правового воспитания успешно решает поставленные задачи, существует ряд проблем требующих своего решения, а указанная система совершенствования на основе современных моделей систем, технологий, форм правовоспитательной работы.

Ключевые слова:
военнослужащие Вооруженных Сил, правовое воспитание, парадигмы воспитания, правовой нигилизм, правосознание
Текст

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (ВС РФ), стоящие на страже нашей Родины берут на себя дополнительную социальную ответственность, что в свою очередь побуждает их к социально значимому правомерному поведению. Стержневой фактор формирования такого поведения – правовое воспитание. От уровня правовой воспитанности каждого военнослужащего зависит правовой климат в подразделении, военной части, что, в конечном счете, является показателем правовой зрелости и культуры ВС РФ в целом. Это указывает на актуальность выбранной темы и сподвигает к проведению специального исследования проблем правового воспитания военнослужащих ВС РФ.

Актуальность выбранной темы обусловила постановку научной задачи исследования – выявление проблемных вопросов правового воспитания военнослужащих ВС РФ и нахождение путей их решения, а также определение основных парадигм, на базе которых организуется и ведется правовове воспитание в ВС РФ.

Данные вопросы широко освещены в литературе в научных трудах В. А. Сластенина, Е. В. Бордовской, И. П. Подласого, С. Я. Батышева, А. Г. Шабанова, В. С. Кукушина, М. П. Щетинина, Л. И. Токарской, А. Д. Лопуха, Е. В. Бондаревской, Л. И. Новиковой, В. А. Мудрика, В. Я. Загвязинского, А. М. Рябченко, Н. Е. Щурковой, О. В. Григорьева и др. Преодоление различных форм негативного поведения военнослужащих стало темой исследований М. В. Гирской, Н. В. Даничева, Е. Ю  Суховецкой, К. Г. Федоренко и др. авторов.

Необходимо отметить, что руководство страны осознает важность деятельности по воспитанию военнослужащих ВС РФ для решения задач обеспечения национальной безопасности России. Такая высокая оценка этой деятельности для сохранения государственной безопасности позволяет обеспечивать достаточно высокое качество подготовки и комплектования войск военнослужащими, а сложившаяся система правового воспитания формировать достаточный уровень знакомства с требованиями действующего законодательства.

Но наряду с несомненными успехами существуют некоторые проблемы, связанные с ненадлежащим качеством отбора военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Преодоление таких проблем может быть обеспечено за счет использования возможностей современных психолого-педагогических и социальных технологий. Сложившаяся же практика отбора военнослужащих указанной категории представляется весьма противоречивой.

Необходимо выработать жестко структурированную, нормативно-упорядоченную систему воспитания, как в служебное, так и неслужебное время по основным видам воспитания. Ее организация и проведение должна соответствовать уставам, приказам и возложена на командиров, штабы, органы по работе с личным составом. При этом нужно помнить, что организация и проведение воспитания военнослужащих ВС РФ, его формы, методы, средства в силу специфики задач, решаемых военнослужащими, имеют существенные особенности.

В связи с этим немаловажно осмыслить научное понимание термина «воспитание».

Я.А. Коменский в «Великой диалектике» отмечал: «Всем рожденным людьми безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными» [1].

Ж.-Ж. Руссо полагал, что «все, чего мы не имеем при рождении и без чего нам не обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием» [2].

Директор Царскосельского лицея В.Ф. Малиновский в 1803 году делал о том, что «попечение всякого общества имеет быть о воспитании: не только о науке, но и приготовлении с детства добрых нравов, умеренности и любви Отечества» [3].

Д. Дьюи, основатель англосаксонской философии образования прагматизма, сделал заключение, что «школа может создать в проекте такой тип общества, который хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы и характер взрослого общества» [4]. Сегодня мы видим, – сказанное им было успешно реализовано.

Современные российские авторы считают, что воспитание:

  • это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика. [5]
  • это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [6].
  • это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях выработки у них качеств, необходимых для воинской службы и боевой деятельности [7].

Как следует из анализа приведенных выше подходов к воспитанию, не существует единого понимания и определения его сущности. Несмотря на определенную российской действительностью специфику, существует преемственность в главном: воспитание – это важнейший социальный институт и в широком смысле слова деятельность по передаче общественно-исторического опыта нации, формированию всесторонне развитой и социально-зрелой личности.

ВС РФ готовят защитников Отечества, что, безусловно, предопределяет, наряду с глубиной целей, задач, форм ратного труда и служебно-боевой деятельности, специфику воспитательных мер. Влияние современных СМИ и нигилистически ориентированной части общества, на психику военнослужащих, даже при условии относительной закрытости военных частей от внешнего мира, весьма велико. Но консервативность армейской среды, разумная стратегия командиров и начальников помогли избежать деструктивных факторов в вопросах подготовки военнослужащих ВС РФ. Армейская система воспитания сохранена, совершенствуется, включает в себя штатные воспитательные структуры, ведет подготовку специалистов по работе с личным составом.

В соответствии с существующими требованиями воспитательная работа с военнослужащими проводится по различным видам воспитания (патриотическое, нравственное, правовое, экологическое, экономическое, воинское, физическое и др.) Воспитательная деятельность в системе морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности проводится в различных формах: информационно-воспитательная, культурно-досуговая, индивидуально-воспитательная, военно-социальная, морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности и работа по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка. Неотъемлемой составляющей работы по воспитанию личного состава в ВС РФ является правовое воспитание.

Правовое воспитание в ВС РФ основывается на общечеловеческих и национальных культурных ценностях, российских правовых теориях и ценностях военной службы. Правовоспитательная работа организуется на основе андрагогической (воспитание зрелого человека) и акмеологической (ориентация на достижение вершины возможностей) парадигм с учетом действующих в этой сфере общефилософских законов (единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные); социологических закономерностей (зависимость от состояния государства, общества, ВС РФ); психологических (развитие личности военнослужащих в деятельности и коллективе; целостность ее формирования, единство правового воспитания, обучения и самовоспитания) и педагогических принципов (единство правового обучения и воспитания, моделирование правоприменительной деятельности военнослужащих, личностного подхода, ориентации на развитие личности военнослужащего ВС РФ).

Учитывается и тот факт, что правовое обучение и воспитание военнослужащих ВС РФ «должно быть по возможности разносторонним, поскольку для построения правового государства, гражданского общества необходима любая отрасль права, а знание ее – играет важную роль в формировании правового сознания личности ее способности к саморегуляции» [8, с.11].

 Вместе с тем анализ состояния правонарушений и воинской дисциплины в войсках свидетельствует о наличии проблем девиантного поведения, проявлений правового нигилизма, которые не имеет административного решения и требует научной разработки. В корне проблемы – низкий уровень правового сознания военнослужащих, в том числе и офицеров, которые в большинстве своем имеют юридическую подготовку.

В российской юридической науке правовое воспитание не имеет однозначного определения сущности (См. табл.)

 

Определение сущности феномена правового воспитания

различными исследователями

 

п/п

Наименование источника

Определение сущности правового воспитания

Его цель

1.

Теория государства и права. Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

Целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Развитие правосознания человека и правовой культуры в целом.

 

2.

Демченко Г.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе. Дис. канд. юрид. наук. М., 1978.

Процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества.

Повышение правового сознания.

3.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М., 1998.

Деятельность широкого диапазона, от собственно образовательной, разъяснительной работы… до воспитания на собственном опыте.

Юридический всеобуч.

4.

Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX–XXI вв. М., 2003.

Целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права.

Обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков.

 

Анализируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что правовое воспитание военнослужащих ВС РФ представляет целенаправленное, систематическое воздействие на военнослужащих и воинские коллективы с целью формирования у них профессионально значимого правового сознания и правовой культуры оптимальными методами, формами и средствами обучения, воспитания, саморазвития и привития устойчивых навыков правопослушного поведения.

При этом правовое сознание означает «сферу общественного, группового и индивидуального сознания… обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка» [31, с. 468] и является в силу вышесказанного наиболее значимой целью правового воспитания. Правовая культура, характеризует уровень правового сознания и включает степень знания права. Правовая культура характеризуется интенсивностью убеждений в ценности права представлена профессиональным, социально-групповым, традиционно-бытовыми сегментами.

Большинство источников трактует сущность правовой культуры как систему правовых идей, убеждений, ценностей, правовых традиций, навыков и стереотипов поведения, используемых для регулирования деятельности определенной социальной общности, с одной стороны, как систему, с другой – как уровень развитости правового сознания и правопослушного поведения. Высокая правовая культура является, антиподом правового нигилизма.

Анализ широкого круга источников, позволил прийти к выводу о том, что современная система правового воспитания военнослужащих ВС РФ представляет собой нормативно упорядоченную и организационно оформленную совокупность компонентов. (См. рис.)

 

Система правового воспитания в ВС РФ

 

Целью правового воспитания является формирование уважения к праву, обеспечение сознательного правомерного поведения военнослужащих и обеспечение их правовой активности. Указанная цель достигается решением основных задач правового воспитания.

Бесспорно, научная постановка задач правового воспитания военнослужащих ВС РФ является немаловажной проблемой. Поставленные задачи должны учитывать специфику правового воспитания военнослужащих ВС РФ и обеспечивать индивидуальный подход к каждому. А это требует постижения уровня и характера правосознания военнослужащих, осмысления того, что правосознание состоит из различных сфер: государственно-правовой, административно-правовой, служебно-боевой и т.д.

Но необходимо отметить, что потенциал страны в вопросах правового воспитания военнослужащих должен использоваться с максимальной отдачей. Поэтому ставя задачи правового воспитания военнослужащих ВС РФ нужно сконцентрироваться на том, что разовьет установленные сферы их правового сознания, детализирует и углубит правовые знания и представления.

Исходя из сказанного выше выделяем три основные задачи по правовому воспитанию военнослужащих ВС РФ:

1) первая задача заключается в развитии правового сознания военнослужащих ВС РФ (правомерное поведение основывается на высокоразвитом сознании). Правовое воспитание является основным средством формирования профессионального правового сознания, обуславливающего своими сущностными составляющими наиболее важные качества, значимые в специфической профессиональной деятельности военнослужащих ВС РФ, и обеспечивающего их качественную правовую, служебно-функциональную и психологическую подготовку.

Формируемое правовое сознание включает в себя правовые идеи, теории, представления, взгляды (правовую идеологию); правовые чувства, эмоции, переживания (правовую психологию). На их основе возникает процесс позитивной, маргинальной, нейтральной либо негативной оценки военнослужащими ВС РФ права, правовой практики служебно-бытовой деятельности и на ее основе правопослушной либо девиантной формы поведения;

2) вторая задача правового воспитания военнослужащих ВС РФ – усвоение необходимых правовых знаний, то есть развитие когнитивной компоненты правового сознания. При постановке данной задачи необходимо учесть, что в структуре правового сознания выделяют три компонента: знание права, отношение к праву, готовность к правомерному поведению.

Необходимо отметить, что для выполнения служебно-боевых задач требуется, освоение военного законодательства и специфики административно-правового регулирования определенной среды отношений, обусловливаемых военной службой в ВС РФ.

3) третья задача заключается в формировании у военнослужащих ВС РФ практических умений и навыков деятельности в сфере права. Как свидетельствует правовая действительность, хорошие правовые знания не всегда сопутствуют правопослушному поведению, в правовом воспитании наиболее значима воспитательная деятельность – формирование профессионально значимых морально-этических регулятивов личности, вовлечение военнослужащих ВС РФ в «социально-значимую правопослушную деятельность и ее мотивация, стимулирование правовой профессиональной активности. Именно сознательная правовая активность основанная на глубоких знаниях и твердых правовых убеждениях и есть желаемый результат правового воспитания»[11. c 70] военнослужащих ВС РФ.

Основные методы правового воспитания в ВС РФ обусловлены его спецификой и следует отметить, что наиболее слабо представлены в современном правовом воспитании методы превенции отклоняющегося поведения.

Основные формы правового воспитания жестко определены нормативно. Их содержание, периодичность проведения, состав ответственных лиц и порядок отчетности заданы требованиями наставлений, руководств, приказов и иных нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что в целом система правового воспитания в ВС РФ успешно решает поставленные задачи. Вместе с тем, существует потребность в совершенствовании этой работы, что детерминируется увеличением числа военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Это связано с реализацией решений руководства государства об постепенном увеличении количества военнослужащих, в комплектовании ВС РФ. Выполнение указанного решения, как показывает войсковая практика, приводит к существенному повышению среднего возраста военнослужащих и изменению их социальных характеристик, что требует всестороннего учета этого фактора в правовоспитательной деятельности.

Наряду с багажом знаний и умений военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, привносят в подразделения и негативный личностный опыт. Некоторые – связи с криминальной средой, другие – безответственность, многие – нигилистические правовые установки.

Правовой нигилизм, это характеристика деформированных основ правового сознания, его идеологическая и психологическая составляющие, которые отрицательно относятся к требованиям уважения и соблюдения права, пониманию его важности, укрепления правопорядка и формирования правопослушности поведения. Правовой нигилизм – антипод законности, является показателем реального правового климата в воинском коллективе (мерилом развитого правового сознания либо правового нигилизма).

Существует достаточно консолидированное мнение (от офицеров первичных должностей, специалистов правоохранительных органов до Председателя правительства и Президента России) о высоком уровне правового нигилизма. Как свидетельствует опыт, до 40% преступлений и около половины грубых дисциплинарных проступков совершается на этой почве.

В силу вышесказанного существующую модель системы правового воспитания военнослужащих ВС РФ, целесообразно дополнить моделью предупреждения правового нигилизма и технологии ее внедрения, расширив при этом традиционный набор форм и средств правовоспитательной работы.

Исследуя роль правового воспитания в профилактике правового нигилизма, необходимо отметить, что правовоспитательная деятельность в ВС РФ проводится с возмужалыми людьми. В силу сказанного при безусловном признании теоретических и аксиологических основ воспитания, правовоспитание организуется и ведется на основе андрагогической и акмеологической парадигм с использованием форм и средств, соответствующих теории и практики воспитательной работы ВС РФ. Андрагогическая и акмеологическая парадигмы как база указанной деятельности привносят следующие особенности:

  1. логика, последовательность, содержание, методы и формы правовоспитательной работы с военнослужащими жестко определены нормативно в Общевоинских уставах ВС РФ, руководствах, наставлениях, приказах командиров и начальников и в силу сказанного вольному толкованию и самовольному изменению не подлежат;
  2. с учетом специфики служебно-боевой деятельности, которая строится в соответствии с требованиями Общевоинских, боевых уставов, наставлений к основным формам организации и всестороннего обеспечения боя, правовоспитательная работа в боевой обстановке и при выполнении служебно-боевых задач производится в форме «морально-психологического обеспечения», структура и содержание которого носят специфический характер;
  3. участие военнослужащих в правовоспитательных мероприятиях обязательно. Изменение их личностных качеств, которые определены для них как присущие военнослужащим и целенаправленно формируются в ходе воспитания в соответствии с требованиями руководящих документов, подвергается регулярному мониторингу и оценке. Результаты докладываются по подчиненности в установленной форме и фиксируются письменно в служебных документах и личном деле военнослужащего;
  4. подготовка командного состава к правовоспитательной деятельности в вузах ВС РФ стандартизирована на основе компетентностного подхода, ее объем определен основной образовательной программой и квалификационными требованиями;
  5. в ходе правового воспитания и обучения военнослужащие ВС РФ самостоятельно формируют предписанные им законодательством и должностными обязанностями личностные качества в обязательном порядке. Несоблюдение этих требований влечет за собой меры административного, материального воздействия и осуждения от лица организаций армейской общественности.

В связи с этим в построении модели предупреждения правового нигилизма военнослужащих ВС РФ особенно важным становятся педагогическая превенция правового нигилизма, выбор оптимальной технологии ее реализации, использование форм и средств воспитания, повышающих ее успешность.

Вышеперечисленные недостатки в подготовке военнослужащих ВС РФ являются побудительным мотивом совершенствования существующей системы правового воспитания. Нужна разработка современных моделей систем, технологий, форм правовоспитательной работы с военнослужащими (особенное внимание должно быть уделено военнослужащим по контракту), отвечающих характеру демократической государственности, социально-политическим реалиям Российской Федерации.

Таким образом, в результате проведенного исследования возможно сделать следующие выводы:

  1. воспитание это важнейший социальный институт и в широком смысле слова деятельность по передаче общественно-исторического опыта нации, формированию всесторонне развитой и социально-зрелой личности;
  2. правовое воспитание военнослужащих ВС РФ представляет целенаправленное, систематическое воздействие на военнослужащих и воинские коллективы с целью формирования у них профессионально значимого правосознания оптимальными методами, формами и средствами обучения, воспитания, саморазвития и привития устойчивых навыков правопослушного поведения;
  3.  правовое воспитание является стержневым видом воспитания военнослужащих ВС РФ. Оно играет ключевую роль в организации и осуществлении воспитательной деятельности офицерского состава по предупреждению правового нигилизма военнослужащих.
  4. правовое воспитание военнослужащих ВС РФ ведется на основе андрагогической и акмеологической парадигм.

 

 

 

 

Список литературы

1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

2. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

3. Равкин, З.И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры: 1811–1817. Историко-педагогический очерк. М.: МПСИ, Флинта, 1999. 152 с.

4. Дьюи, Д. Школа и общество / Пер. с англ. Г.А. Лучинского. 2-ое изд. М., 1924. 386 с.

5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 508 с.

6. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2015. Воспитание военнослужащих

7. Бархаев Б. П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф. Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. М.: Воениздат. 2006. 488 с.

8. Юшин С.В. Проблемы правового воспитания. Автореф.: дис. ... канд. юр. наук. М., - 1983.

9. Большой юридический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.Я. Суханова и В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003. 704 с.

10. Григорьев О.В., Томских С.Н. Цель и задачи правового воспитания курсантов в военно-педагогическом процессе вуза // Право и образование. 2010. № 7.


Войти или Создать
* Забыли пароль?