КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В научной публикации анализируются общие административно-правовые аспекты реализации компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области почтовой связи. Исследуются вопросы, связанные с необходимостью расширения перечня вопросов, находящихся в ведении региональных органов государственной власти. Рассматриваются нормы законодательства, мнения компетентных ученых-правоведов, обозначаются имеющиеся проблемы в данной сфере.

Ключевые слова:
административное право, государственное управление, почтовая связь, полномочия, субъекты Российской Федерации.
Текст

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области почтовой связи направлена на улучшение и совершенствование работы организаций федеральной почтовой связи. Практическая реализация их огромного потенциала способствует появлению новых хозяйствующих субъектов, рабочих мест, что в свою очередь, позволяет развивать различные отрасли отечественной экономики, налаживать международные контакты со всеми странами мира, расширять взаимовыгодное сотрудничество [2, c.107].

Понятие "компетенция" происходит от латинского "competere" и означает - добиваться, соответствовать, подходить. В настоящее время юридические словари определяют компетенцию как совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, коммерческих предприятий и организаций, а также общественных объединений граждан [17, c.231].

При отсутствии законодательного закрепления указанного понятия[12] вопросы широкоаспектного определения компетенции многогранно исследованы в российской юридической науке. Современные представления о компетенции во многом основаны на трудах дореволюционных российских ученых (В.Л. Безобразов, М.И. Свешников, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др.), а также исследованиях, проводившихся в советские годы (К.Ф. Шеремет, Н.Г. Александров, Б.М. Лазарев и др.). В настоящее время компетенция как правовая категория подробно освещена в работах Д.Н. Бахраха, Н.М. Конина, О.Е. Кутафина, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова и других. Большинство ученых определяют содержание компетенции посредством двух составляющих - предметы ведения и полномочия. Под предметами ведения обычно понимают те сферы хозяйственной, социально-культурной, административно-политической жизни, в которых соответствующий орган действует (т.е. вправе действовать) в соответствии со своим статусом, назначением. Полномочиями считается совокупность прав и обязанностей органа. Компетенция органа складывается только в сочетании его предметов ведения и полномочий. Иначе говоря, нельзя представить орган без сфер его деятельности, предметов ведения. Но и нельзя его представить без прав и обязанностей, которые он осуществляет для достижения своих целей [16,c.78, 7,c.281, 1,c.137].

Схожее мнение высказал Ю. К. Осипов, определяя значение исследуемого термина через призму установленных правовыми актам властных полномочий органов государственной власти и управления, выступающих одновременно их непосредственными обязанностями [11,c.11].

С.Н. Братановским и С.А Кочергой понятие "компетенция" рассматривается в двух значениях: в широком смысле, когда речь идет о полномочиях конкретного органа по осуществлению функций в определенной сфере, а также в узком смысле - в значении только круга основных (отраслевых) полномочий [5,c.114-117].

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" [13] содержит специальную норму – ст. 7, которая посвящена определению полномочий органов региональной власти в сфере правового регулирования почтовой связи и обеспечения деятельности организаций почтовой связи на своих территориях. Следует отметить, что в целом положения этой статьи основаны на общих принципах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. В частности, ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [14] устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами и подзаконными нормативными актами федерального уровня.

Далее, нелишним будет отметить, что в силу положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [15] содержание комментируемой нормы было существенно изменено. Эти изменения коснулись сокращения объема полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области почтовой связи. В настоящее время предусматривается всего три таких полномочия:

  • участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • содействие операторам почтовой связи в расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам;
  • внесение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, предложений о совершенствовании и развитии сети почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Ранее же предполагалось наличие семи полномочий.

Представляется, что подобное сокращение полномочий субъектов Российской Федерации в области регулирования почтовой связи обусловлено тем, что общее регулирование данной сферы общественных отношений находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, субъекты федерации получили право осуществлять правовое регулирование только отдельных, частных вопросов в данной сферe [10].

Обратим внимание на тот факт, что предыдущая редакция анализируемой статьи ранее устанавливала такое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области почтовой связи, как содействие реализации единой государственной политики в области почтовой связи. Представляется, что данное полномочие было исключено несколько необоснованно. В частности, ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ предусматривает, что одним из принципов деятельности региональных органов государственной власти является единство системы государственной власти и верховенство федеральных нормативных актов. Соответственно, в силу положений действующего российского законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны способствовать укреплению законности и авторитета федерального законодательства на всей территории страны. В силу этого органы государственной власти должны оказывать содействие федеральным органам государственной власти в реализации единых принципов государственной политики [3,c.189].

Далее укажем, что в анализируемой нами норме помимо отмеченного выше закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Данные полномочия должны быть реализованы путем принятия дополнительных нормативных актов федерального уровня. Однако, нормативных документов, посвященных этим аспектам, до настоящего времени не принято. Как нам представляется, такими актами могут быть предусмотрены как общие принципы содействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации развитию почтовой связи на соответствующей территории, так и конкретные меры, направленные на решение поставленной задачи.

В качестве примера правового регулирования анализируемых отношений на уровне субъектов Федерации можно назвать распоряжение Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2010 г. № 19-р [8]. В соответствии с данным нормативным актом Губернатор дал поручения отдельным ведомствам региона, направленные на обеспечение деятельности организаций почтовой связи на территории области, причем основу этих поручений составляет разработка и введение в действие ведомственной программы "Совершенствование и развитие почтовой связи на территории Новосибирской области".

Полномочие органов государственной власти субъектов Федерации, связанное с внесением в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, предложений о совершенствовании и развитии сети почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации имеет конституционную основу. В силу ч. 1 ст. 104 Конституции РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательная инициатива субъектов Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с предписаниями постановления Госдумы РФ от 22.01.1998 г. № 2134-II ГД "О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" [8].

Следует упомянуть о таком ранее существовавшем полномочии органов государственной власти субъектов Российской Федерации как содействие в привлечении инвестиций в объекты почтовой связи и оснащении этих объектов средствами механизации, автоматизации и информатизации. В настоящее время такая обязанность с органов государственной власти субъектов Российской Федерации снята, но необходимость в ней осталась [4, c.74]. Примером восполнения этих правовых пробелов может служить решение Мособлдумы от 27 декабря 2006 г. № 204 [9]. Которое содействует развитию почтовых организаций в указанных аспектов. В целом же укажем, что региональные органы государственной власти могут осуществлять такое содействие на основе различного рода соглашений с федеральными органами государственной власти в рамках действующего федерального законодательства в области почтовой связи.

Необходимо отметить такое полномочие, закрепленное ранее в ст. 7 Закона о почтовой связи, как рассмотрение предложений организаций почтовой связи о предоставлении им льготы по уплате налогов, зачисляемых в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, и иных льгот, а также установление указанных льгот. В настоящее время оно утратило силу. Вместе с тем, в силу положений статьи 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Таким образом, несмотря на изменение данной нормы, у субъектов Российской Федерации осталось право инициировать введение налоговых льгот по региональным налогам в отношении тех или иных субъектов, в том числе в отношении организаций почтовой связи.

В целом же анализ состояния секторов рынка услуг почтовой связи в России и перспективы их развития показывают, что уже в настоящее время некоторые из них находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг. По этим показателям в настоящее время наиболее развитым сектором является выплата и доставка пенсий и пособий. Во многом этому способствует реализация полномочий органами государственной власти субъектов Федерации в этой сфере. Меры государственной поддержки в отношении данного сектора должны быть направлены в первую очередь на предотвращение ухудшения качества услуг в сельской местности. Также укажем, что тенденции развития сектора почтовых переводов положительны как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения прогнозируемого роста их объема. Качество услуг, оказываемых операторами систем денежных переводов в крупных городах, уже соответствует базовому уровню развитых стран[6, c.29-33]. Повышение качества услуг, предоставляемых организациями федеральной почтовой связи на территории всей страны, напрямую зависит от реализации региональных государственных программ в области инфокоммуникационных услуг.

 

Список литературы

1. Алексеев А.П., Братановский С.Н.Муниципальное право России.Москва,2013.

2. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Необходимость системного подхода к противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе // Государство и право.2017.С103-108

3. Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Цели и задачи правового регулирования образования в России. .Право. Журнал Высшей школы экономики.2014.№5..

4. Братановский С.Н.,Братановская М.С. Административное право. Учебник.М..2016

5. Братановский С.Н.Кочерга С.А.Проблемы реализации прав обучающихся на перевод с платного на бюджетное обучение и восстановление в вузе // Государство и право.2016.№4.С.114-117.

6. Галицкая Н.В., Братановский С.Н.Понятие и содержания контроля и надзора в области обеспечения безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии.2013.№6(195).С.29-33

7. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2005 С. 281;

8. Доступ из справ. правовой системы «Гарант. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 801

9. Доступ из справ. правовой системы «Гарант»

10. Новикова Н.А., Полит О.И. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" (постатейный), 2012. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

11. Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 11.

12. При этом отметим, что ранее действовавший Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" использовал указанное понятие применительно к органу государственной власти. Указанный Закон определял ее как совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 2).

13. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3697

14. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005

15. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 35, ст. 3607

16. Четвериков B.C. Административное право. М., Инфра-М, РИОР, 2014. С. 78;

17. Юридическая энциклопедия / Под общей ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 231


Войти или Создать
* Забыли пароль?