аспирант
Электрогорск, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 10.09 История государства и права
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Предметом исследования в данной статье является местное самоуправление Украины в его исторических формах. Местное самоуправление играет огромную роль в современной Украине в формировании гражданского общества и построении демократизма. Автор проводит анализ формирования и развития местного самоуправления Украины. В данной статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, в которых содержатся определения, имеющие отношение к понятию местного самоуправления. Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания. В процессе исследования использовались такие методы и подходы как социокультурный подход, позволивший рассмотреть местное самоуправление сквозь призму культуры, а также анализ и диахронный сравнительно-правовой метод. В процессе рассмотрения было раскрыто понятие «местное самоуправление» с правовой позиции Совета Европы и законодательства Украины. Проведенный анализ нормативных правовых актов, а также их практического применения в регионах Украины, позволил рассмотреть местное самоуправление Украины динамике его развития.
история государства и права, местное самоуправление, законодательство Украины, местный референдум, местная инициатива, муниципальное право зарубежных стран, самоуправы, советы
Проблема развития и становления современных институтов государственной власти на территории бывшего Советского Союза представляет огромный интерес, поскольку каждое государство после распада Советского Союза пошло по своему уникальному пути развития, сочетая в себе различные политико-правовые культуры.
Местное самоуправление Украины играет важное значение в формировании гражданского общества данного государства, являясь одним из институтов демократии.
Становление местного самоуправления Украины связано с «плавным» переходом Украины от социалистического общенародного государства к суверенному, независимому, демократическому, социальному и правовому государству.
В то же время законодательство Советского периода оказало огромное влияние на формирование и развитие институтов публичной власти Украины, ярким примером является то, что вплоть до 1996 г., а именно, до дня принятия новой Конституции – 28 июня 1996 г., действовала Конституция 1978 г., с изменениями, касающимися только учреждения института Президента Украины.
При этом необходимо отметить, что с 1991 года начался длительный процесс самоидентификации государств, входивших в Советский Союз. Как отмечает С. Берч «десятилетний переход сыграл решающее значение для определения параметров Украинского государства, определения Украинской национальной самобытности и построения демократических институтов»[5, с. 14]. Все это повлияло на специфику формирования и создания органов местного самоуправления Украины.
Кроме того, В. Пархоменко отмечает, что «перестройка организации местного самоуправления, которая началась одновременно с провозглашением независимости Украинской государственности новой эпохи, вызвала интерес к роли этого института в разные периоды истории Украины»[7, с. 8].
Тем не менее, до 1996 г. деления власти на государственную и местную в законодательстве Украины не существовало, и по своей сути Украина являлась централизованным государством.
Таким образом, чтобы понять, что собой представляют современные органы местного самоуправления Украины, необходимо обратиться, в том числе, к историческим формам органов государственной власти на местах.
Возникает вопрос о необходимости изучения органов государственной власти на местах в Советский период. В то же время в современной Украине можно наблюдать два противоположных субъекта публичной власти Украины – это местные государственные администрации Украины и органы местного самоуправления. При этом местные государственные администрации входят в систему органов исполнительной власти, однако, в соответствии с Законом Украины от 9 апреля 1999 г. «О местных государственных администрациях» местные государственные администрации могут осуществлять полномочия местного самоуправления, при их делегации соответствующими советами.
Итак, первое упоминание о местном самоуправлении в истории государства и права Украины было в 1918 г. в связи с созданием Украинской Народной Республики после Октябрьской революции. В Конституции указанного государства провозглашалось, что местные дела возлагаются на выборные Рады и Управы общин, волостей и земель[3, ст. 26]. Кроме того, указанным выборным Радам и Управам принадлежала «единственная непосредственная местная власть»[3, ст. 26]. При этом министры УНР исключительно контролировали и координировали их деятельность, а в статье 50 указанной Конституции декларировалось, что такие рады являются учреждениями местной самоуправы.
После установления Советской власти на территории Украины были созданы Советы Рабочих, Крестьянских и красноармейских депутатов (городские и сельские), а также избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы), а также Съезды Советов (губернские, уездные и волостные), а также избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы), входившие в систему государственных органов Украинской Социалистической Советской Республики в соответствии с Конституцией Украинской ССР 1919 г.
Дальнейшее свое развитие данный институт государственной власти получил в подразделе «органы местной власти» раздела II Конституции Украинской ССР 1929 г.
В этот период к органам местной власти на местах относились советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также районные съезды советов и избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы).
Впервые в Конституции Украинской ССР 1929 г. была указана компетенция местных органов власти. Так, перед ними ставились такие задачи как принятие мер к культурному и хозяйственному подъему территории, составление и утверждение местных бюджетов, решение дел, имеющих местное значение для данной территории и другие функции.
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
2. Закон Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине»//Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1997, № 24, ст. 170.
3. Конституция Украинской Народной Республики от 29 апреля 1918 г.
4. Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения [Текст]: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 30 марта 2012 г./под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2013. 444 с.
5. Birch, Sarah. Elections and Democratization in Ukraine. Basingstoke (Hants.): Macmillan press; London: St. Martin press, 2000. XII. 212 p.
6. Литвиненко I.Л. Iсторичнi традицii становлення i розвитку мiсцевого самоврядування в Украiнi // Вiсник Хмельницького iнституту регiонального управлiння та права. 2002. № 1. С. 43-49.
7. Пархоменко В. Iсторичнi коренi мiсцевого самоврядування в Украiнi // Аспекти самоврядування. 1998. № 1. С. 7-9.
8. Статут Полiтичноi партii «Iнтернет партiя Украiни», затверджено І зiздом Iнтернет партii Украiни Протокол №1 вiд 27 вересня 2007 р.
9. Ярмиш О.Н., Серьогiн В.О. Державне будiвництво та мiсцеве самоврядування в Украiнi: Підручник. Харкiв: Вид-во Нацiонального ун-ту внутр. справ, 2002. 656 с.