УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И СТРАНАХ СНГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена формированию и теоретико-правовому анализу Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Содружестве Независимых Государств как самостоятельного института в системе государственной власти. Отмечается, что институт омбудсмена выступает как связывающее звено между обществом и институтами государства. Анализируется институциональный подход к Уполномоченному по правам человека (Омбудсмена) в стран-участниц СНГ как нового института в постсоветских государствах. Отмечается, что проблема защиты прав человека занимает одно из центральных мест в общей теории прав человека, поэтому основная функция института омбудсмена направленно на восстановление, обеспечение и защите прав и свобод человека. Автор обосновывает, что Уполномоченный по правам человека в странах СНГ оказал заметное влияние на формирование и развитие национальной государственности. Под его воздействием стала получать признание и все большее распространение защиты основных прав и свобод человека, т.е. демократии, легитимности власти базирующейся на наличии конституции как фундаментальном юридическом акте.

Ключевые слова:
Конституция, омбудсмен, Уполномоченный по правам человека, защитник, защита прав и свобод человека
Текст

Воситов Хамзаали Абдувохитович

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

стажер кафедры истории права и государства юридического института РУДН (Россия, Москва)

 

Vositov Khamzaali Abduvokhitovich

Senior lecturer of the chair of theory and history of state and law at law faculty of TSULBP (Tajikistan, Khujand)

An intern at the chair of history of state and law of PFUR's law institute. (Russia, Moscow)

E-MAIL: khamzaali0071@mail.ru

 

Институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмен) в Республике Таджикистан и странах СНГ.

 

Ключевые слова: Конституция, омбудсмен, Уполномоченный по правам человека, защитник, защита прав и свобод человека.

Аннотация. Статья посвящена формированию и теоретико-правовому анализу Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Содружестве Независимых Государств как самостоятельного института в системе государственной власти. Отмечается, что институт омбудсмена выступает как связывающее звено между обществом и институтами государства. Анализируется институциональный подход к Уполномоченному по правам человека (Омбудсмена) в стран-участниц СНГ как нового института в постсоветских государствах. Отмечается, что проблема защиты прав человека занимает одно из центральных мест в общей теории прав человека, поэтому основная функция института омбудсмена направленно на восстановление, обеспечение и защите прав и свобод человека. Автор обосновывает, что Уполномоченный по правам человека в странах СНГ оказал заметное влияние на формирование и развитие национальной государственности. Под его воздействием стала получать признание и все большее распространение защиты основных прав и свобод человека, т.е. демократии, легитимности власти базирующейся на наличии конституции как фундаментальном юридическом акте.

 

Institution of on human rights Ombudsman in the Republic of Tajikistan CIS countries.

 

Key words: Constitution, ombudsmen, Authorised on human rights, defender, protection of right and person's freedom.

Abstract. Article is devoted to formation and theorist-legal analysis of Authorised on human rights (Ombudsmen) in the Commonwealth of Independent States as independent institute in the system of public authority. It is noted that the institute омбудсмена acts as connecting link between society and state institutes. Institutional approach to CIS Authorised on human rights (Ombudsmen) in countries-participants as new institute in post soviet states is analysed. It is noted that the problem of protection of human rights takes one of the central places in the common theory of human rights, therefore the main function of the institute ombudsmen supplying and protection of right and persons freedom is directed to restoration. The author justifies that Authorised on human rights in CIS countries affected appreciable to formation and development of national statehood. Under his impact started to obtain recognition and all greater dissemination of protection of fundamental laws and person's freedom, i.e. democracy, legitimate of the authority of the constitution based on presence as fundamental deed.

 

Одним из основных механизмов по защите прав и свобод человека, который соединяет общественные и государственные институты, является омбудсмен – уполномоченный по правам человека. Впервые институт парламентского омбудсмена появился в 1809 г. в Швеции. Впоследствии этот институт  получил распространение и в других странах мира.

Омбудсмен[1] (древнескандинавское, шведское ombudsman – представитель чьих-либо интересов, поверенный) – специально избираемое (назначаемое), должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах – также частными лицами и объединениями[13, с. 536].

Принято выделять три модели института омбудсмена:                            1) исполнительный омбудсмен, который является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, им подконтролен и подотчетен; 2) независимый омбудсмен, может быть назначен президентом или парламентом, но при этом не подчиняется назначившему его органу;                   3) парламентский омбудсмен, который находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но при этом обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента[16, с. 18].

В странах Содружества Независимых Государств (далее – страны СНГ) сформировалась третья модель института омбудсмена, что находит отражение в конституциях и внутригосударственных законодательных актах.

В период создания СНГ международное сообщество призвало входящие в него страны к согласованным действиям и сотрудничеству в области прав человека. Это стало одной из причин становления и развития института уполномоченных по правам человека в странах СНГ. Институт Омбудсмена создан в 1997 г. в Российской Федерации[2], Узбекистане[3], Молдове[4], на Украине[5], в 2001 г. в Азербайджане[6], в 2002 г. Казахстане[7] и Кыргызстане[8], в 2003 г. в Армении[9], в 2008 г. в Таджикистане[10] и в 2016 г. в Туркменистане[11]. В Белоруссии до настоящего времени не принят закон, определяющий организационно-правовую деятельность омбудсмена.

Как видим, институт уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан появился на 10 лет позже, нежели в России и ряде других стран СНГ.

Нужно отметить, что в странах-участницах СНГ при разработке модели Уполномоченного по правам человека учитывались не только особенности системы государственной власти, но и национальные особенности, традиции правовой культуры, принимался во внимание опыт деятельности института омбудсмена в скандинавских и других западных странах. Но при этом существовало общее правовое поле, связывавшее постсоветские страны, что не могло не сказаться на построении этого института.

В этой связи выборочно рассмотрим законодательную регламентацию и организацию деятельности институтов омбудсмена в странах СНГ.

Впервые в постсоветских странах на конституционном уровне должность омбудсмена была закреплена в п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в соответствии с которым «к ведению Государственной Думы отнесены назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом». В соответствии с Конституцией был принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором закреплено: «Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты» (ч. 3 ст. 1.)[2]. Концепция данной нормы определяется тем, что деятельность  Уполномоченного в качестве самостоятельного института направлена не только для осуществления взаимодействия с органами государственной власти и структурами гражданского общества, но также должна способствовать всестороннему применению норм международного права, имплементированным Российской Федерацией международным правовым актам в области защиты прав и свобод человека.

Положительной стороной Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 является, прежде всего, принятие решений по обращениям граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства для защиты и восстановления нарушенных прав. Так, «получив жалобу, Уполномоченный имеет права разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешения жалобы по существу (ч.ч. 2, 3 ст. 20).

При этом в III главе Конституционного закона РФ закреплены компетенции Уполномоченного по правам человека, среди которых – письменное обращение к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении, дополнении и о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации,  относящимся к обеспечению прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 31). Положение названной нормы закона определяет, прежде всего самостоятельность института Уполномоченного и отсутствие властной иерархии – как федеральных, так и региональных уполномоченных, которые действуют самостоятельно, что не мешает им, конечно, сотрудничать между собой для решения определенных задач.

В Молдове институт Омбудсмена был сформирован в 1997 г. в соответствии с Законом «О парламентских адвокатах» от 17 октября 1997 г. № 1349-XIII, который заложил правовую основу деятельности Омбудсмена. В целых совершенствования законодательных основ организации и деятельности этого института был принят Закон Республики Молдова от 3 апреля 2014 г. № 52 «О народном адвокате (омбудсмене)». Следует отметить, что названия первого и ныне действующего законов об Омбудсмене в этой стране, не вполне отражают правовую природу института. Институт омбудсмена и институт адвокатуры отличаются друг от друга правовыми полномочиями, функциями, формами и методами  деятельности. Уполномоченный по правам человека является самостоятельным, дополнительно установленным  правозащитным институтом. В отличие от адвокатов, омбудсмен относится к числу новых институциональных составляющих правовой системы, не известных прежде советскому праву. В этой связи, чтобы деятельность омбудсмена положительно повлияла на правовое сознание общества необходимо четко разграничить эти правовые понятия и категории, отражающие этот институт.

Хотя название Закона Республики Молдова «О народном адвокате (омбудсмене)» 2014 г. не отражает природу регламентированного им института, тем не менее, некоторые нормы действующего закона заслуживают внимания.

Для сравнения, общепризнанные принципы как законность, приоритет прав и свобод человека, справедливость, объективность, демократизм и гласность закреплены в ряде законодательных актов стран СНГ (Азербайджана, Армении, Туркменистана, Узбекистана). Однако Молдова, беря во внимание особенности своих правовых традиций, включает принципы не встречающиеся в других законов об Омбудсмене участниц-стран СНГ. К примеру, часть 2 ст. 2 Закон «О народном адвокате (омбудсмене)» 2014 г. гласит, что «в своей деятельности народный адвокат (омбудсмен) руководствуется принципами законности, социальной справедливости, гуманизма и сообразуется с собственной совестью».

В Кыргызской Республике Омбудсмен (Акыйкатчи) отражает ярко выраженную модель парламентского омбудсмена. Подтверждением такой модели выступает соответствующие нормы Закона Кыргызской Республики от 31 июля 2002 г. № 136 «Об Омбудсмене (Акыйкатчи) Кыргызской Республики», что «Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Кыргызской Республики и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Омбудсмен (Акыйкатчи). <…> Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается на должность Жогорку Кенешем (парламентом) тайным голосованием с использованием бюллетеней. <…> Омбудсмен (Акыйкатчы) независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Вмешательство в его деятельность, воздействие на него в любой форме запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (ст. ст. 1, 4, 6)». Таким образом,  Омбудсмен, выступает институтом парламентского контроля, образовывает механизм правового контроля над деятельностью исполнительной и судебной власти. Как справедливо отмечает Н.А. Цымбалова, этот институт  «возник именно как орган парламентского контроля над администрацией, как результат борьбы парламента (т. е. представителей народа) за права и свободы человека и гражданина, провозглашенные конституцией, но попираемые исполнительной властью»[16, с. 19].

Закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчи) Кыргызской Республики» в рамках одной статьи чётко и всесторонне определил права Омбудсмена. Перечислим наиболее важные из них (их всего 23 пункта). Так, «Омбудсмен (Акыйкатчи) имеет право: а) обращаться в Конституционную палату Верховного суда с представлением о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики затрагивающих права и свободы человека и гражданина; б) обращаться в Жогорку Кенеш (парламент) с ходатайством об официальном толковании законов Кыргызской Республики; в) посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, беседовать наедине с находящимся в них лицами, получать информацию об условиях их содержания и проверять документацию, удостоверяющую законность их пребывания в указанных учреждениях; г) обращаться в Жогорку Кенеш (парламенту) с предложениями о создании парламентской комиссии по расследованию выявленных массовых и грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина или о проведении парламентских слушаний, участвовать в работе указанной комиссии или проводимых слушаниях; д) представлять государство в качестве эксперта в международных отношениях в области прав человека».

Очевидно, что страны СНГ, где этот институт возникал позднее, могли воспользоваться опытом тех стран на постсоветском пространстве, где этот институт был учрежден раньше.

В Армении создание института Омбудсмена, или Защитника прав человека, связано с принятием Закона Республики Армения от 19 ноября 2003 г. № ЗР-23 «О защитнике прав человека». Но после внесения изменений в Конституцию Республики Армения от 22 декабря 2015 г. институту Омбудсмена была посвящена отдельная Х глава «Защитник прав человека». В содержание этой главы входят: Функции и полномочия Защитника прав человека (ст. 191); Выборы Защитника прав человека (ст. 192); Гарантии деятельности Защитника прав человека (ст. 193)[1]. Названные нормы Конституции Армении обеспечивают самостоятельность института Омбудсмена, что придают ей критерии эффективности, авторитета и интеграционного пространство. Нужно подчеркнуть, что среди участниц-стран СНГ только в Армении институт омбудсмена приобрел свое законодательное закрепление в виде отдельной главы конституции страны.

На основании изменении и дополнении Конституции Армении (2015 г.) правовой статус и деятельность Омбудсмена регулируется новым Законом Республики Армения от 14 января 2017 г. № ЗР-1 «О защитнике прав человека» (в связи с принятием нового закона, закон от 2003 года утратил силу). В действующем законе Армении, кроме устоявшихся полномочий, «Защитнику отводится статус национального превентивного механизма, целью которого является предотвращения пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения в местах лишения свободы (ст. 27)»[12]. Превентивный механизм Защитника прав человека определяется функцией предупреждения, опережающими действиями и постоянным мониторингом в деле защиты прав и свобод человека. Как отмечает Защитник прав человека в Республике Армения А.А. Татоян, деятельность института «направлена на решение проблем системного характера, которая также основана на результатах рассмотрения конкретных дел»[19, с. 23]. Здесь считаем правильным и приводим мнение Н.А. Цымбаловой: «характерной особенностью деятельности Омбудсмена как независимого института является то, что он не имеет никакой возможности непосредственно корректировать решения органов или должностных лиц. Он не наделен судейскими прерогативами, юридически-властными полномочиями, его решения не носят императивного характера. Он может добиться результата, лишь действую методом убеждения, оказывая морально-правовое воздействие на правоохранительные органы и органы государственной власти»[16, с. 22].

В Таджикистане институт Омбудсмена сформировался позднее чем в других странах СНГ. Впервые Президент страны в 2007 г. в своем Послании к Маджлиси Оли РТ для повышения уровня защиты прав человека предложил создать институт Уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан[18]. По инициативе Президента была организована комиссия, которая, изучив практику деятельности института Уполномоченного в других странах, разработала законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан», который был принят Маджлиси Оли Республики 20 марта 2008 г.

«Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан учреждается в целях усиления конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти, органами самоуправления в поселке и селе (джамоатами), их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм (ст. 1)»[10].

По мнению А.В. Гавриловой, «институт Уполномоченного по правам человека служит дополнением правозащитного механизма, действующего в государстве, контрольные мероприятия которого направлены прежде всего на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации путем убеждения, критики и гласности»[14, с. 193].

Согласно изменениям и дополнениям в действующий закон с 15 марта 2016 г. была создана должность заместителя Уполномоченного по правам человека в РТ. С этого момента должность заместителя исполняет Уполномоченный по правам ребенка в Республике Таджикистан, она «учреждается в целях обеспечения, уважения, соблюдения и продвижения прав и свобод ребенка» (ст. 32-1 Закона 2008 г.). Потому что защита прав детей является одной из наиболее значимых социальных проблем, существующих в современном обществе.

Также аналогичные нормы встречаются в законодательстве Армении, «Защитник осуществляет постоянный мониторинг применения положений Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 г), а также предупреждение нарушений и защиту прав детей (ч. 3 ст. 2)»[12], и в Молдове «Парламент назначает двух независимых друг от друга народных адвокатов, один из которых специализируется по вопросам защиты прав и свобод ребенка (ч. 1 ст. 5)»[4]. Но по нашему мнению, чтобы эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РТ повышалась, необходимо развести их должностные функции, т. е. отделить данный институт от Уполномоченного по правам человека в РТ. Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в РТ является новым звеном в структуре органов государственной власти в Таджикистане, и постепенно развиваясь, устраняет свои недостатки и более эффективно действует в рамках своей компетенции.

По инициативе России и Кыргызстана был образован Евразийский альянс омбудсменов и 5 декабря 2017 г. со стороны России, Кыргызстана, Ирана и Армении подписан Меморандум о создании этой организации. Евразийский альянс омбудсменов является первым значительным в истории страны правозащитным союзом, который объединяет усилия государственных правозащитников Европы и Азии. Данное региональное сообщество омбудсменов не ставит никаких политических целей, а носит исключительно гуманитарно-правовой характер[17]. К тому же (Стоит отметить, что) 9 ноября 2018 года состоялось вторая по счету заседание Евразийского альянса омбудсменов, в котором присоединилась Национальная Комиссия по правам человека в Монголии, став пятым участником ЕАО[15].

По нашему мнению, Республика Таджикистан также в кратчайшие сроки должна стать членом этой организации, потому что постоянный контакт омбудсменов из государств–участников для решения вопросов, связанных с защитой прав своих граждан за рубежом, и распространение знаний о способах правовой защиты является важным для дальнейшего развития и укрепления общества и государства. К тому же народов государств постсоветского пространства объединяют общие исторические и культурные ценности, а подчас – и родственные связи. В людях сильны межгосударственные миграционные процессы. Поэтому сегодня весьма актуально создание Евразийского альянса омбудсменов, который на первых порах объединил бы Уполномоченных по правам человека других государств.

Беря во внимание опыт стран СНГ и в целях совершенствования деятельности института Омбудсмена в Республике Таджикистан рекомендуем следующие предложение:

 – Так как на конституционном уровне закреплены основы организации и деятельности (порядок избрание и освобождение от должности) Омбудсмена в странах СНГ как Россия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан то было бы целесообразно закрепить отдельную норму и в Конституцию Таджикистана.

 – В большинство стран СНГ, омбудсмен является институтом парламентской контроли по защите прав и свобод человека (Россия, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Украина), в этой связи считаем целенаправленным, чтобы Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан трансформировался в институт парламентского контроля. Уполномоченный тем самим преобразовавшись в институт парламентского контроля, сформирует контрольный механизм за деятельностью исполнительной и судебной власти.

 – Считаем целенаправленным, чтобы в Законе РТ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» как и в других участниц-стран СНГ (Азербайджана, Армении, Молдова, Туркменистана, Узбекистана) были закреплены общепризнанные принципы как законность, приоритет прав и свобод человека, справедливость, гуманизм, объективность и гласность.

 – Уполномоченного по правам ребенка в РТ нужно отделить от Уполномоченного по правам человека в РТ, чтобы повысилось и наблюдалось результативность деятельности Уполномоченного по правам ребенка, к тому же будет наблюдаться целенаправленность применение международной Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и Закона РТ «О защите прав ребенка» (2015 г.).

 

 

[1] В литературе русская транскрипция слова «ombudsman» встречается в двух вариантах: омбудсман и омбудсмен, причем сложно выделить преобладающий. Поэтому мы примем один из этих вариантов и будем употреблять здесь и далее название института – омбудсмен.

Список литературы

1. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru

3. Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 г. № 392-I «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмене)» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5109

4. Закон Республики Молдова от 17 октября 1997 г. № 1349 «О парламентских адвокатах» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5109

5. Закон Украины от 23 декабря 1997 г. № 776/97-ВР «Об Уполномоченном Верхней Рады Украины по правам человека» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9525

6. Конституционный Закон Азербайджанской Республики от 28 декабря 2001 г. № 246-2КГ «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене) Азербайджанской Республики» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2579

7. Положение «Об Уполномоченном по правам человека» подтвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 г. № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» / Омбудсмены стран СНГ и Балтии (сборник нормативных правовых актов) / составитель: д.ю.н., проф. Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан М.С. Башимов - Астана, 2003. С. 107-112.

8. Закона Кыргызской Республики от 31 июля 2002 г. № 136 «Об Омбудсмене (Акыйкатчи) Кыргызской Республики» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=208

9. Закон Республики Армения от 19 ноября 2003 г. № ЗР-23 «О защитнике прав человека» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26532 (утратил силу)

10. Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 г. № 372 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте РТ // URL: http://mmk.tj

11. Закон Туркменистана от 23 ноября 2016 г. № 476-V «Об Омбудсмене» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=91490

12. Закон Республики Армения от 14 января 2017 г. № ЗР-1 «О защитнике прав человека» Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=96300

13. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. (Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии»). М.: Книжный мир, 2010. - 960 с.

14. Гаврилова А.В. Общественные объединения в правозащитной деятельности. Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2016. - 234 с.

15. Заседание Евразийского альянса омбудсменов // Официальный сайт Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://ombudsman.org/ombudsman/news/evro_alyans/view/zasedanie_evrazijskogo_ alyansa_ombudsmenov

16. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: учеб. пособие / Под ред. Ю.А. Сунгурова. - СПб., 2003. С. 18. (автор главы - Н.А. Цымбалова).

17. Меморандум о создании Евразийского альянса омбудсменов подписан в Москве [Электронный ресурс] / Российское агентство правовой и судебной информации // http://rapsinews.ru/incident_news/20171205/ 281196895.html

18. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Парламенту страны. 30.04.2007 г. // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан [Электронный ресурс] // URL: http://www.president.tj/ru/node/868

19. Татоян А.А. Основные принципы и направления деятельности Защитника прав человека в Республике Армения / Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов : материалы междунар. научно-практ. конф. (Москва, 5 декабря 2017 г.) / под ред. Т.Н. Москальковой ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации ; Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2018. С. 22-29.


Войти или Создать
* Забыли пароль?