Одинцовский филиал МГИМО МИД России
Москва, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 10.87 Международное право
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.04.01 Юриспруденция
ББК 60 Общественные науки в целом
ТБК 75 Право. Юридические науки
Уязвимые группы населения в силу своей психической и/или физической ограниченности не получают равный доступ к реализации своих прав и свобод наравне с другими лицами. На правовую незащищенность таких групп, как правило, влияют внешние и внутренние факторы, требующие всестороннего исследования в науке международного права. В настоящее время нормы международного права не закрепляют понятия «уязвимость», однако упоминание о лицах, являющимися уязвимыми, а также особое внимание мирового сообщества, направленное на защиту их прав, подтверждает существование данного социально-правового явления. В данной статье рассматривается сущность понятия «уязвимые группы населения» для определения критериев отнесения лиц к таким группам и закрепление данного термина в международно-правовых документах.
международное право, права человека, уязвимые группы населения, уязвимая занятость, мультиуязвимость
Сущность понятия «уязвимые группы населения». В условиях исторического и политического развития общества стали формироваться особые группы населения с различной степенью уязвимости, которые в силу своих физических или психических особенностей организма не могут получить равный доступ к реализации своих прав и свобод в полном объеме. Понятие «уязвимость», как правило, тесно связано с такими явлениями как «жертвенность», «лишение», «социальная зависимость», которые противоречат идеализированным представлениям о юридической защищенности индивида, являющегося ядром мирового сообщества[1].
Уязвимость определенных категорий лиц и индивидуумов имеет универсальный и постоянный характер, в силу того, что в принципе невозможно констатировать тот факт, что данное явление отсутствует по своей правовой природе. Ввиду этого общество не способно искоренить данное социальное явление, но поощрение и защита прав уязвимых групп населения должно стать предметом международно-правового регулирования.
Нормы современного международного права не устанавливают понятие «уязвимость» и не предоставляет исчерпывающий перечень критериев, по которым лица могли бы быть определены именно в уязвимую группу населения. Как правило, в основу определения понятия включается фактор, предопределяющий уязвимость.
В национальном законодательстве государств существуют группы населения, которые нуждаются в особой защите со стороны государства и общества, также перечисляются основания для предоставления дополнительной правовой помощи. Согласно определению, данному ВОЗ, «уязвимые группы населения» - это какая-либо группа или часть общества с более высоким по сравнению с другими группами или остальным обществом риском подвергнуться мерам дискриминационного характера, насилию, стать жертвами природных катастроф или экономических кризисов[2].
Европейская комиссия определяет уязвимые групп населения как «группы, которые в большей степени подвержены рискам бедности и социальной изоляции, чем обычное население»[3].
В настоящее время появление уязвимых групп населения рассматривается как следствие бедности, вызванной экономическим кризисом, результатом экологических катастроф, бедствий и многих других негативных последствий, в том числе глобализации, формирующих такие уязвимые группы. Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современной мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы современности»: экологические, демографические, политические. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечеств»[4].
Конечно, тяжелые последствия мировых явлений создают основу для правовой незащищенности населения, но также стоит иметь в виду, что сама по себе «уязвимость» имеет конструктивный характер, состоящий из множества факторов, о которых не стоит забывать. Помимо внешних независящих от индивида или группы населения причин, существуют также внутренние характерные для каждой группы населения факторы уязвимости. Такие факторы обычно включают нарушение прав человека, отсутствие равноправия, дискриминация и нарушение прав, основанных на гендерном различии, на физиологических особенностях человека, возрасте и правовом статусе лица[5].
Очевидным является тот факт, что в рамках определения правовой природы понятия «уязвимые группы населения» необходимо учитывать то, что такая правовая незащищенность наблюдается преимущественно у определенных категорий лиц: женщины, дети и подростки, инвалиды, мигранты и люди с ограниченными возможностями. Однако группа не возникает сама по себе, в силу только лишь физических особенностей человека, на ее создание также оказывает влияние повсеместное нарушение демократических норм и прав человека. Следует особо подчеркнуть, что речь должна идти о соблюдении всего комплекса прав как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных[6].
Термин «уязвимые группы» используется в отношении детей, отдельных категорий женщин, инвалидов, трудящихся-мигрантов, беженцев, национальных меньшинств и коренных народов, пожилых людей. Каждая из упомянутых групп населения неоднородна и находится в различных политических, экономических, социальных, правовых, религиозных условиях и обстоятельствах, внутри любой из них возможна дифференциация по различным основаниям[7].
На основании изложенного, можно предположить, что в формировании уязвимых групп населения участвуют два фактора: внешний и внутренний. Внешнее влияние на степень правовой незащищенности оказывает само мировое сообщество, которое аккумулирует неблагоприятные условия для определенной категорий лиц. В свою очередь внутренние индивидуальные физические или психические особенности, возраст, гендерная принадлежность, инвалидность, какая-либо уязвимость в правовом положении приводят к рискам стать жертвой нарушения основных прав и свобод человека.
Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн на 37-ой сессии Совета по правам человека в 2018 году, заявил, что: «Государства обещали поддерживать равенство и неотъемлемые права каждого человека… Доступ к социальным гарантиям и к экономическим возможностям является сильнейшим противоядием для распространения экстремизма… Венская декларация расширила фундаментальное понятие универсальности, признав неделимость всех прав человека. Все государства признали, что права человека «неотъемлемы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Гражданские и политические права; экономические, социальные и культурные права, а также право на развитие основываются друг на друге и способствуют взаимному осуществлению»[8].
Наряду с термином «уязвимая группа населения» в настоящее время также используется термин «уязвимая занятость». В 2015 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем докладе «Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 года» указал, что «в развивающихся странах отмечено увеличение уязвимой занятости и бедности среди работающего населения. В развивающихся странах, где основная потеря занятости отмечена в секторах, производящих продукцию на экспорт, особую тревогу вызывает резкое увеличение уязвимой (незащищенной, легко теряемой) занятости и бедности среди работающего населения. В Восточной и Южной Азии, уязвимая занятость достигает 70 процентов рабочей силы и, по имеющимся данным эта доля значительно увеличилась в результате кризиса…»[9].
Следует отметить, что в группу населения, которая обладает уязвимой занятостью, прежде всего, входят домашние работники, работающие, как правило, без юридического оформления трудовых отношений. Работодатели в свою очередь игнорируют и не признают их права. Однако мировое сообщество признает труд домашних работников и наделяет их основными правами наравне с другими работниками рынка труда. Поскольку численность таких работников стремительно растет, необходимо разрабатывать международно-правовые нормы, которые закрепляли бы значительный объем трудовых прав и прав человека этой категории работников[10].
Необходимо учитывать, что в каждой уязвимой группе есть подгруппа, которой свойственны несколько признаков уязвимости (например, пожилой трудящийся, который одновременно занят на производстве на территории другого государства и который из-за небрежности на рабочем месте мог получить производственную травму и обрести еще один признак уязвимости – инвалидность). Такой реальный пример позволяет говорить о том, что пожилой трудящийся является трудовым мигрантом, ставшим впоследствии инвалидом, и в этом случае можно говорить о таком понятии как «мультиуязвимость»[11]. По данному вопросу необходимо найти механизмы регулирования прав мультиуязвимых групп населения, чтобы учитывались все признаки в совокупности и каждый из них в отдельности для защиты и поощрения их прав.
В условиях глобализации и тесного сотрудничества мирового сообщества с различными международными организациями должна быть поставлена общечеловеческая цель защиты прав уязвимых групп населения. На наш взгляд, в международно-правовой плоскости необходимо разработать и юридически закрепить официальное понятие «уязвимые группы населения», которое бы в полной мере раскрыло сущность правовой природы данной категории лиц.
В этой связи важно также обратить внимание, что понятия «социально незащищенные группы населения» и «уязвимые группы населения» не являются тождественными и имеют ряд различий по своей сущности. Понятие «социально незащищенные группы населения», на наш взгляд, чаще всего используется в национальном законодательстве государств. Например, в Российской Федерации понятие социально незащищенные категории населения идентично понятию малоимущие граждане, которые подошли к черте бедности и не в состоянии обеспечить себе достойный уровень материального благосостояния[12]. Законодательство ряда государств Южной и Центральной Америки также устанавливает, что социальная защита групп населения нацелена на уменьшение количества социально незащищенных лиц и на улучшение качества жизни[13]. В Соединенных Штатах Америки Закон о социальном обеспечении 1935 г. (Social Security Act 1935) также предоставляет слабо защищенным группам право получать социальные льготы и различные формы выплат[14]. Понятие «уязвимые группы населения» схоже по своей правовой природе с понятием «отдельные категории лиц», которые по своим физическим особенностям нуждаются в особой защите в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества. Таким образом, уязвимая группа населения – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности[15].
Сущность понятия «уязвимые группы населения» позволяет определить исчерпывающий перечень лиц, которые по своим внутренним признакам могут быть объединены в определенную группу. Учитывая их индивидуальные физические или психические особенности, под влиянием внешних факторов, независящим от них самих, различные степени уязвимости каждого из них могут послужить основанием для включения их в уязвимые группы населения. Такие группы населения известны всему мировому сообществу и их различные степени уязвимости признаны каждым государством. По мнению Е.С. Алисиевич, «уязвимость индивида или группы населения означает, прежде всего, более высокий по сравнению с другими в силу объективных внешних факторов и (или) имеющихся физических или психологических характеристик риск стать жертвой нарушения прав и свобод человека, в том числе быть ограниченным в возможности реализовать гарантированные каждому права и свободы»[16].
Стоит отметить, что деятельность правительств по вопросу предотвращения ущемления или нарушения прав таких уязвимых групп населения должна стать приоритетным в социальном секторе государств. В соответствии с международным правом государства обязуются уважать, защищать и гарантировать права человека. Обязательство государства заключается в предоставлении возможности реализации основных прав и свобод на индивидуальном уровне, а также в недопущении их нарушения. Нормы международного права устанавливают правовое положение уязвимых групп населения, поэтому данное понятие имеет международный характер.
Закрепление термина «уязвимые группы населения» в международно-правовых документах. События Второй Мировой войны, а также стремление предотвратить последствия гитлеровской политической коалиции привели к созданию программы по усилению защиты прав человека и основных свобод на международном уровне. Принятие Устава Организации Объединенных Наций (ООН) в 1945 году стало фундаментом для дальнейшего развития международного права[17]. Преамбула этого международного договора призывает мировое сообщество «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».
Всеобщая декларация прав человека 1948 года также призывает к тому, «что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также равных неотъемлемых прав, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»[18]. Однако стоит отметить, что, несмотря на универсальный характер данного документа, в нем уже существовали положения, которые разграничивали всю «человеческую семью» на определенные категории лиц с учетом степени их возможной уязвимости. Так, Декларация провозглашает, «что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года закрепляет, «что каждое государство должно уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». При этом в статье 3 указывается, что государства должны обеспечить равное право пользования гражданскими и политическими правами как мужчинам, так и женщинам.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержатся аналогичные положения о недискриминации, и гарантируется равное для мужчин и женщин право пользования экономическими, социальными и культурными правами.
Важно отметить, что в настоящее время контроль за исполнением положений обоих международных пактов по правам человека государствами-участниками осуществляют Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет по правам человека. Применительно к пункту 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, в котором содержится требование о том, чтобы государства-участники обеспечивали любым лицам «доступные и эффективные средства правовой защиты для восстановления нарушенных прав», Комитет по правам человека отмечает, что такие средства должны учитывать особую уязвимость некоторых категорий лиц[19].
По мнению Б.И. Нефедова, «второе основное направление эволюции правового регулирования прав человека и основных свобод заключается в детализации и конкретизации фундаментальных прав и свобод человека, их регламентация применительно к отдельным, как правило, наиболее уязвимым социальным группам, а также закрепление их новых видов. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 года, Конвенцию МОТ о злоупотреблении в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 года и др.»[20].
Признание прав человека является общемировой ценностью, однако провозглашение равенства в правах и свободах не всегда касается определенных групп населения, которые порой по независящим от них причинам не могут в полной мере реализовать их. Таким образом, со временем международное сообщество стало выделять такие группы лиц в «уязвимые группы населения».
Термин «уязвимые группы населения» активно используется в декларациях, программах, иных документах ООН, а также в итоговых докладах различных международных конференций.
Например, в Рио-де-Жанейро по итогам Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года была принята Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Конференция затрагивала вопросы экологической ситуации в мире, которая усугубилась в связи с ростом промышленных предприятий и негативными последствиями человеческой деятельности. Раздел I (Социальные и экономические аспекты), Глава 6 (Охрана и укрепление здоровья человека) Повестки дня на XXI век устанавливает так называемые «программные области». В данную область регулирования входит пункт С «Защита уязвимых групп населения». Согласно ч. 6.18 «особое внимание следует уделять защите и просвещению уязвимых групп населения, в частности детей, молодежи, женщин, коренных народов и беднейших слоев населения, что является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития. Особое внимание необходимо уделить потребностям пожилых людей и инвалидов в медицинском обслуживании».
Общая цель защиты уязвимых групп населения заключается в том, «чтобы каждый представитель такой группы имел возможность полностью развивать свои возможности (включая здоровье физическое, умственное и духовное развитие); обеспечить, чтобы молодежь могла вести здоровый образ жизни; позволить женщинам играть ключевую роль в обществе и оказывать поддержку коренным народам, предоставив им возможности в области образования и экономического развития».
Радел VI «Защита уязвимых» в Декларации тысячелетия ООН 2000 года призывает «расширить и укрепить деятельность по защите гражданского населения, детей, который испытывают наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций».
В 1995 году в Пекине прошла IV Всемирная конференция ООН по положению женщин. В ходе Конференции были приняты несколько документов, которые призывали к улучшению положения уязвимых женщин. Пекинская декларация и Платформа действий охватывала 12 проблемных для женщины областей: бедность, образование и профессиональную подготовку, здоровье, насилие, вооруженные конфликты, экономика и власть, права человека[21]. Как отмечено в Декларации, «уязвимыми» среди женщин в наибольшей степени являются девочки.
Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин, которые были приняты в 1985 году в рамках Всемирной конференции для обзора и оценки достижения Десятилетия женщин, определили группу уязвимых женщин, включив в нее молодых женщин, женщин преклонного возраста, женщин, проживающих в засушливых районах, женщин из бедных слоев городского населения, женщин, подвергающихся насилию, ставших объектом торговли, женщин с физическими и умственными недостатками, женщин-мигрантов[22].
В рамках ООН функционирует организация «ООН – Женщины», которая целями своего существования и деятельности ставит упразднение гендерного неравенства, расширение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Согласно глобальной программе достижения Целей в области устойчивого развития и всестороннего мира до 2030 года, данная Организация содействует многим государствам по вопросам уязвимости различных групп населения. Так, Совместная программа интегрированного местного развития в положениях «Мобилизация сообществ для расширения прав и возможностей уязвимых групп женщин и мужчин» устанавливает, что уязвимость часто связана с «линиями разлома» в обществе. Линиями разлома называют условные границы, которые формально делят общество на группы по определенным признакам, например, язык, социальный статус, доход, пол и возраст. Иногда характеристики групп, разделяемых линиями разлома, преобразуются в критерии уязвимости, и, впоследствии такие группы начинают определять как уязвимые[23].
В докладе Генерального директора МОТ «О социальной защите в мире в 2017-2019 гг.: всеобщая социальная защита как условие достижения Целей в области устойчивого развития» отмечено, что «отсутствие социальной защиты оставляет людей уязвимыми перед лицом болезней, бедности, неравенства и социальной изоляции на протяжении всего жизненного цикла[24].
Мадридский международный план действий по проблемам старения и Региональная стратегия осуществления 2002 года затрагивает актуальные проблемы и возможности политики в области активного старения в период с 2012 по 2017 годы. В данном документе также употребляется термин «уязвимые группы населения», который определяет категории пожилых людей:
- пожилые женщины в сельских районах, особенно уязвимые в экономическом плане (п.29);
- одинокие люди, которые, как правило, более уязвимы перед лицом нищеты (пп. B п. 53);
- пожилые люди, оказавшиеся в зоне чрезвычайных ситуаций, таких, как стихийные бедствия, и в других гуманитарных чрезвычайных ситуациях (п. 54);
- в плане инвалидности в пожилом возрасте особенно уязвимыми являются женщины (п.87).
«Уязвимый» статус может быть прямо закреплен в международном договоре. Например, преамбула Декларации о правах ребенка 1959 года содержит положение об уязвимости детей ввиду их физической и умственной незрелости. Согласно документу ребенок «нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения»[25].
Кроме того, согласно Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, государства должны учитывать уязвимое положение, в котором часто оказываются трудящиеся-мигранты и члены их семей[26].
Конвенция о правах инвалидов 2006 г., признавая многообразие инвалидов и сложность их положения ввиду внешних обстоятельств и постоянному влиянию негативных внешних факторов, выраженных в дискриминации, тем не менее выделает определенную категорию лиц как уязвимых в этой связи – это женщины-инвалиды и девочки-инвалиды, поскольку как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования, надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения и эксплуатации.
МОТ как специализированное учреждение ООН довольно часто вводит и успешно использует термин «уязвимые группы населения» в своих официальных документах. В 2005 году МОТ разработала комплексную стратегию преодоления последствий стихийного бедствия в г. Кобе префектуры Хиого (Японии), где было отмечено, что восстановительные меры будут происходить с упором на занятость, при этом особое внимание, как указано в источнике, уделяется наиболее уязвимым группам населения, а также будут создаваться специальные международно-правовые механизмы для таких категорий граждан. На основании Стратегии, которая носит рекомендательный характер, в 2005 году была принята Хиогская декларация, в которой делегаты Всемирной конференции по уменьшению опасности стихийных бедствий заявили, что соответствующие меры по уменьшению опасности бедствий на этом уровне позволяют сообществам и отдельным лицам в значительной мере уменьшить степень их уязвимости перед опасностями»[27]. Также Всемирный день охраны труда 2018 года пройдет под эгидой МОТ, чтобы привлечь особое внимание к проблеме уязвимости детей и подростков в области охраны труда. Совместная кампания, созданная в соответствии с Задачами 8.8 в рамках Целей области устойчивого развития (ЦУР), определяет молодых работников как особо уязвимых[28].
Закреплению термина «уязвимые группы населения» в международно-правовых источниках предшествовало всеобщее признание и уважение прав человека в период после Второй Мировой войны. После принятия важных для человечества международно-правовых документов были признаны и закреплены основные права и свободы человека, предоставляющие равный доступ каждого вне зависимости от расовых, религиозных и социальных различий. Принцип универсальности прав человека – основа международного права в области прав человека. Каждое государство возлагает на себя обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека. Все права человека составляют единую правовую систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.
Важную роль в реализации механизма международной защиты прав человека играют специализированные учреждения ООН. Следует отметить, прежде всего, деятельность таких специализированных учреждений ООН, как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ВОИС и др[29].
Таким образом, термин «уязвимые группы населения» появился в международном праве во второй половине XX века. До его закрепления в международных документах международное сообщество не объединяло такие категории лиц, как женщины, дети, трудящиеся-мигранты, беженцы, национальные меньшинства и коренные народы именно в уязвимые группы населения. В настоящее время термин «уязвимые группы населения» все чаще находит свое закрепление в международно-правовых источниках, посвященных проблемам защиты и поощрения прав человека.
[1] Fineman M., Fineman J.W. Vulnerability and the Legal Organization of Work (Gender in Law, Culture, and Society). Routledge, First edition (June 23, 2017). P. 3-4.
[2] Wisner B., Adams J. Environmental health in emergencies and disasters. A Practical Guide. Malta. 2002. P. 13.
[3] Kiss M. European Parliamentary Research Service/EPRS. Vulnerable social groups: Before and after the crisis. 2016. P. 2.
[4] IV Очередной Всероссийских социологический конгресс. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Социология глобальных процессов, трансформация и развитие. С. 1355.
[5] Abuse of a position of vulnerability and other “means” within the definition of trafficking in persons. United Nations Office on Drugs and Crime. New York. 2013. P. 13-14.
[6] Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 8.
[7] Алисиевич Е.С. К вопросу об определении понятия «Уязвимые группы» в международном праве прав человека // Евразийский юридический журнал. 2013. № 1(56). С. 29.
[8] Дискуссионная группа высокого уровня по вопросу о 70-ой годовщине Всеобщей декларации прав человека и 25-й годовщине Венской декларации и Программы действий, 37-ая сессия Совета по правам человека, 28 февраля 2018 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=22726&LangID=R - Дата обращения: 28.02.2018.
[9] Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций, 2015. С. 10-11.
[10] Подробнее об этом см.: Микрина В.Г. Международно-правовые механизмы защиты трудовых прав домашних работников // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3 (118). С. 118-122.
[11] Алисиевич Е.С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве. М.: РУДН, 2012, С.15.
[12] Федеральный закон РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» (с изменениями на 7 марта 2018 года) не содержит определения «социально незащищенные категории населения, однако в соответствии со ст. 3 Цели оказания государственной социальной помощи оказывается в целях: поддержания уровня малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.
[13] Rosero L.M. Social Protection Systems in Latin America and the Caribbean. Economic Comission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). United Nations. Santiago, Chile. 2013. P. 7
[14] Martin P., Weaver D. Social Security: A Program and Policy History. Social Security Bulletin. Vol. 66, No 1, 2005. P. 9-14.
[15] Leonard P., The Sociology of Community Action, University of Keele, UR. Sociological Review Monograph 21, 1975. Community Development Journal, Volume 49, Issue 4, October 2014, P. 642-645.
[16] Алисиевич Е.С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве. М.: РУДН, 2012, С.14.
[17] Crawford J. Brownlie’s Principles of Public International law (8th edition). 2012. P.634.
[18] Там же.
[19] Абашидзе А.Х. Место международных договоров по правам человека в национальной правовой системе и их статус в судах государств англосаксонской правовой системы (на примере Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и США) // Евразийский юридический журнал. – 2018. - № 11 (126). – С. 19-23.
[20] Нефедов Б.И. Катехизис аспиранта кафедры международного права. – М.: МГИМО-Университет. 2018. С. 376.
[21] ООН-Женщины. Пекинская декларация и Платформа действий. 2014. С. 35-38.
[22] World Conference to review and appraise the achievements of the United Nations Decade for Women: Equality, Development and Peace. A/CONF.116/28/Rev. 1985. P. 3.
[23] Мобилизация сообществ для расширения прав и возможностей уязвимых групп женщин и мужчин. Совместная программа интегрированного местного развития. Молдова. 2012. С. 9-10.
[24] Доклад Генерального директора МОТ «О социальной защите в мире в 2017-2019 гг.: всеобщая социальная защита как условие достижения Целей в области устойчивого развития». 2017. Женева. С. 15.
[25] Несмеянова С.Э., Калинина Е.Г. Концепция уязвимости отдельных групп лиц: международный и национальный опыт // Конституционное право. 2017. № 4. С. 7-12.
[26] Подробнее о трудящихся-мигрантах см.: Бекяшев Д.К. Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. Москва: Проспект, 2015. С. 112-172.
[27] Earthquake-Tsunami Response. ILO Proposals for Reconstruction, Rehabilitation and Recovery. 2008. P. 4-5.
[28] Концептуальная записка Международной организации труда. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2018. Москва. С. 1-2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_622791.pdf Дата обращения: 07.03.2018.
[29] Международная защита прав человека: учебник / отв. ред. А. Х. Абашидзе. – Москва: РУДН, 2017. С.159.
1. Абашидзе А.Х. Место международных договоров по правам человека в национальной правовой системе и их статус в судах государств англосаксонской правовой системы (на примере Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и США) // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 11 (126). С. 19-23.
2. Алисиевич Е.С. К вопросу об определении понятия «Уязвимые группы» в международном праве прав человека // Евразийский юридический журнал. 2013. № 1(56). С. 29-33.
3. Алисиевич Е.С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве. М.: РУДН, 2012. 432 с.
4. Бекяшев Д.К. Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. Москва: Проспект, 2015. 280 с.
5. Дискуссионная группа высокого уровня по вопросу о 70-ой годовщине Всеобщей декларации прав человека и 25-й годовщине Венской декларации и Программы действий, 37-ая сессия Совета по правам человека, 28 февраля 2018 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=22726&LangID=R - Дата обращения: 28.02.2018.
6. Доклад Генерального директора МОТ «О социальной защите в мире в 2017-2019 гг.: всеобщая социальная защита как условие достижения Целей в области устойчивого развития». 2017. Женева. 490 с.
7. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 176 с.
8. Концептуальная записка Международной организации труда. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2018. Москва. С. 1-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_622791.pdf Дата обращения: 07.03.2018.
9. Международная защита прав человека: учебник / отв. ред. А. Х. Абашидзе. - Москва: РУДН, 2017. 466 с.
10. Микрина В.Г. Международно-правовые механизмы защиты трудовых прав домашних работников // Евразийский юридический журнал.. 2018. № 3 (118). С. 118-122.
11. Мобилизация сообществ для расширения прав и возможностей уязвимых групп женщин и мужчин. Совместная программа интегрированного местного развития. Молдова. 2012. 112 с.
12. Несмеянова С.Э., Калинина Е.Г. Концепция уязвимости отдельных групп лиц: международный и национальный опыт // Конституционное право. 2017. № 4. С. 7-12.
13. Нефедов Б.И. Катехизис аспиранта кафедры международного права. - М.: МГИМО-Университет. 2018. 463 с.
14. ООН-Женщины. Пекинская декларация и Платформа действий. 2014. С. 35-38.
15. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций, 2015. 72 с.
16. IV Очередной Всероссийских социологический конгресс. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Социология глобальных процессов, трансформация и развитие. 10696 c.
17. Abuse of a position of vulnerability and other “means” within the definition of trafficking in persons. United Nations Office on Drugs and Crime. New York. 2013. 108 p.
18. Crawford J. Brownlie’s Principles of Public International law (8th edition). 2012. 775 p.
19. Earthquake-Tsunami Response. ILO Proposals for Reconstruction, Rehabilitation and Recovery. 2008. 75 p.
20. Fineman M., Fineman J.W. Vulnerability and the Legal Organization of Work (Gender in Law, Culture, and Society). Routledge, First edition (June 23, 2017). 406 p.
21. Kiss M. European Parliamentary Research Service/EPRS. Vulnerable social groups: Before and after the crisis. 2016. 8 p.
22. Leonard P., The Sociology of Community Action, University of Keele, UR. Sociological Review Monograph 21, 1975. Community Development Journal, Volume 49, Issue 4, October 2014, 717 p.
23. Martin P., Weaver D. Social Security: A Program and Policy History. Social Security Bulletin. Vol. 66, No 1, 2005. 15 p.
24. Wisner B., Adams J. Environmental health in emergencies and disasters. A Practical Guide. Malta. 2002. 20 p.
25. World Conference to review and appraise the ahcievements of the United Nations Decade for Women: Equality, Development and Peace. A/CONF.116/28/Rev. 1985. 309 p.