В статье ставится вопрос о главной функции, осуществляемой ценностями в праве, — сублимирующей функции, рассматриваются условия, при которых эта функция реализуется.
сублимирующая функция ценностей в праве, ценности в праве, ценность права, правовые ценности, иерархия ценностей, другие функции ценностей в праве, абсолютная ценность
В настоящее время наблюдается всплеск интереса к аксиологической проблематике в социально-гуманитарных науках вообще и в области юриспруденции, в частности [1]. Это обусловлено целым комплексом причин разного уровня, начиная с глобальных системных кризисов духовного, социального, политического, финансово-экономического, экологического и иных планов и заканчивая философскими и методологическими проблемами при попытке «мыслить право», дать дефиницию праву и определить его сущность и содержание. Разработка аксиологического пласта бытия права является одной из предпосылок и составных частей заявившей о себе в юридической науке «социокультурной парадигмы», представляющей образец осмысления права в стандартах ценностной рациональности [2].
Можно считать общепризнанными положения о важнейшей роли духовных, социально-политических, собственно-правовых ценностей в праве. Заметим, что следует различать:
- ценности в праве;
- ценность самого права;
- правовые ценности.
В первом случае речь идет о высших смыслообразующих и системообразующих ценностях, имеющих духовную природу (например, свобода, справедливость, равенство, гуманизм). Ценность самого права заключается в том, что оно есть социальный нормативный регулятор общественных отношений, закрепленный в формально-определенных источниках права, обеспеченный в своем действии обществом и государством, вносящий в общество урегулированность и порядок на основе свободы, справедливости, равноправия. Правовые ценности — это инструментальные юридические средства: правовые нормы, правовые отношения, правовые принципы, формальные источники права, акты непосредственной реализации и акты применения права, правосудие, законность и т.д.
В данной статье речь пойдет об одной из функций ценностей в праве. При этом набор системообразующих ценностей права определяется по-разному: добро и справедливость (Цельс, Ульпиан); cвобода и правда (Б.Н. Чичерин); свобода, справедливость, равенство (В.С. Нерсесянц); свобода, равенство, справедливость, солидарность, безопасность, толерантность (В.К. Самигуллин); спра ведливость, целесообразность, стабильность (Г. Рад брух) и т.д. [3]
1. Ивонин Ю.П. В тени Абсолюта: правовая аксиология Б.Н. Чичерина. Новосибирск: НГУЭУ, 2010.
2. Пресняков М. Конституционная аксиология: к вопросу о сущности конституционных ценностей // Современное право. 2009. № 10. С. 13-17.
3. Мишутина Е.И. Действующее законодательство и понимание ценностей в истории философии: связь через века // История государства и права. 2010. № 20. С. 37-40.
4. Жуков В.Н. Право как ценность // Гос. и право. 2010. С. 21-34; Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию (вопросы методологии) // Гос. и право. 2009. № 6. С. 20-31.
5. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22.
6. Соро кина Ю.В. К вопросу о ценности права // Философия права. 2007. № 2. С. 11-19.
7. Проблема ценностей в теории государства и права // Гос. и право. 2004. № 10. С. 5-14.
8. Бабен ко А.Н. Процесс взаимодействия понимания и объяснения в освоении правовых ценностей личностью // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2004 г. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2004. Ч. III. С. 19-23.
9. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. 448 с.
10. Чичерин Б.Н. Философия права // Сочинения. СПб.: Наука, 1998. С. 80-94; Нерсесянц В.С. Юридическая аксиология // Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 12; Самигуллин В.К. Традиция в правосфере: теоретико-правовое исследование. Уфа: Диалог, 2008. С. 47.
11. Рад брух Г.Х. Философия права. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 86.
12. Мишина И.Д. Функции ценностей в праве // Теория государства и права: Сб. статей. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004 . С. 86-94.
13. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания // Вестник Новгородского государственного университета. 2000. № 16.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1996. С. 36-37.
15. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. С. 291.
16. История философии права / Под ред. Д.А. Керимова. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т МВД России, 1998. С. 597.
17. Петров А.А. К вопросу об иерархии в праве // ПРАВО.RU. [Красноярск]. Опубл.: 22 июня 2010 г.
18. Векленко П.В. Системность и ситуативность правового дискурса // Философия права, 2009. № 1. С. 18-21.
19. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2005. С. 180-181.
20. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 133-135.
21. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 215.
22. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 92.
23. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 197.
24. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 709-711.
25. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 20-21.
26. Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. С. 98.
27. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 5, 15, 46.
28. Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987. С. 93-138.
29. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 310-311.
30. Шпеман Р. Основные понятия морали. М.: Моск. философ. фонд Христианская Россия, 1993. С. 30.
31. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии. Ч.П.М. 1991. С. 309.