Рошаль, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.85 Криминалистика
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.02.02 Правоохранительная деятельность
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 60 Общественные науки в целом
Автор выделяет наиболее важные факторы и рассматривает их в тексте статьи. Безусловно, стоит отметить, что для грамотной и эффективной системы противодействия рассматриваемой проблеме необходимо знать факторы, которые тем или иным образом влияют на распространение незаконной миграции иностранных граждан. Данное знание существенным образом поможет исследователям противодействия, как вопросам организации незаконной миграции, так и незаконной миграции иностранных граждан в целом.
миграция, иностранный гражданин, незаконная миграция, факторы, иностранный мигрант
Сложившаяся в настоящее время миграционная ситуация требует выработки эффективных мер, направленных на противодействие незаконной миграции и в особенности организации незаконной миграции иностранных граждан. Стоит отметить, что для выработки наиболее эффективных мер, которые направленны на противодействие незаконной миграции и в особенности организации незаконной миграции иностранных граждан необходимо изучить и проанализировать факторы, влияющие на распространение незаконной миграции иностранных граждан.
В нашей статье мы постараемся выявить и обозначить факторы, которые там или иным образом влияют на распространение незаконной миграции иностранных граждан.
Стоит, несомненно, отметить тот факт, что 19 декабря 2019 года на Большой пресс-конференции Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил особое внимание на проблему миграции, что придаёт значимость рассматриваемой нами темы. Кроме того, важно отразить то, что 31 октября 2018 года утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1]. В данном документе прописаны положения направленные на активизацию противодействия незаконной миграции. Данный факт, безусловно, придаёт ещё большую актуальность теме.
Интересным ведется позиция президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, которую он озвучил в интервью представителям Российской Газеты: «В последние годы в России в среднем трудились от 8 до 10 млн мигрантов. Точной статистики никогда не было. Сведения берутся исходя из количества постановок на миграционный учет, а там они отчасти дублируются: если человек за год въезжал два или три раза, то по цифрам получается, что приехали три мигранта. В 2018 году столичная служба миграции вручную провела ревизию, выяснилось, что 3,1 млн постановок на миграционный учет соответствуют 1,1 млн людей. Поэтому если мы видим в статистике цифру 18 млн, то можем смело делить ее на три. Получаем 6 млн человек. Еще 2-3 млн иностранных работников - нелегалы. Они не оформляют документы и не платят налоги, в статистику они не попадают. То есть примерно 8 млн человек иностранной рабочей силы в России есть. К ним надо прибавить и другую категорию - около 5 млн мигрантов натурализовались в России, получили паспорта, но от 20 до 40% из них еще не успели адаптироваться. С точки зрения властей они россияне, а с точки зрения экономики - те же мигранты, пусть и с российским гражданством. Вот этот "основной костяк" никуда не делся» [4]. 3 миллиона человек нелегально проживающие на территории Российской Федерации это чрезвычайно большая цифра, которая показывает то, что вопросом незаконной миграции и в особенности организации незаконной миграции иностранных граждан стоит заниматься более тщательно.
Для выработки эффективных мер, направленных на противодействие незаконной миграции и в особенности организации незаконной миграции иностранных граждан важно структурировать и рассмотреть факторы незаконной миграции, влияющие на её распространение. Стоит отметить, что для структуризации факторов, влияющих на распространение незаконной миграции иностранных граждан, были изучены сведения, предоставленные оперативными сотрудниками из ряда регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Хабаровского края, Самары, Самарской области, Брянска, Орла, Владимирской области; Орловской области, Белгорода, Тамбовской области, Брянской области, Смоленска).
С точки зрения руководителей практических органов внутренних дел, представляющих подразделения Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Хабаровского края, Самары, Самарской области, Брянска, Орла, Владимирской области; Орловской области, Белгорода, Тамбовской области, Брянской области, Смоленска основополагающими факторами, определяющими чрезвычайно высокую миграционную привлекательность Российской Федерации и влияющими на распространение незаконной миграции, являются:
выгодное географическое положение Российской Федерации, граничащей как с государствами Европы, так и Азией, имеющей общую государственную границу протяженностью около 60 тыс. км. Россия географически привлекательна как для транзитного переезда в более благоприятные страны, так и для постоянного проживания на незаконной основе.
фактор трудовой миграции. Российская Федерация интересна мигрантам как платформа для осуществления своей трудовой деятельности, нелегально работая у разных работодателей, которые заинтересованы в наличие дешёвой рабочей силы;
действующий безвизовый упрощенный порядок въезда на территорию Российской Федерации для граждан из большинства участников СНГ. В рамках Таможенного союза 30 ноября 2000 г. в Минске подписано соглашение между правительствами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Это соглашение совместно с существующими двусторонними договорами стран СНГ создаёт режим наибольшего благоприятствования для граждан стран СНГ по отношению к иностранцам из стран дальнего зарубежья [2, c. 87]. Данный факт упрощает порядок въезда на территорию Российской Федерации и передвижения иностранцев;
высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда, экономическая и политическая нестабильность в ряде стран СНГ. Политическая стабильность нашей страны является значимым фактором, который привлекает иностранцев. Причём присутствует потребность в квалифицированной, либо дешёвой рабочей силе, которой являются иностранные граждане в ряде отраслей экономики, именно в ней заинтересованы работодатели.
Основное количество иностранных мигрантов стремятся попасть в Российскую Федерацию из-за её экономической привлекательности, наличия крупных промышленных центров и возможности быстрого трудоустройства. Регионы-доноры с развитой экономикой нуждаются в рабочей силе, в связи с чем иностранным гражданам даже без документов будет проще найти работодателя. «Самые распространенные причины, по которым компании нанимают мигрантов, по мнению работодателей, заключаются в том, что “российские работники не идут на тяжелую, грязную работу” (42%) и “не хватает российских кадров нужной квалификации” (31%). И только 22% предпринимателей отвечают, что мигранты привлекают их возможностью платить более низкую зарплату. Среднемесячная зарплата мигранта ниже средней зарплаты по России на 10-15% (в кризис это отклонение доходило до 20%) [3, c. 60].
Существенным фактором, влияющим на распространение незаконной миграции, является коррупция. После своего прибытия мигрант обязан встать на миграционный учет по месту жительства или пребывания, что часто происходит в обмен на денежные средства. Важно отметить, что и сам момент осуществления незаконных миграционных процессов часто осуществим благодаря коррупционной составляющей, в различных сферах. В разных регионах страны присутствуют и функционируют организованные преступные группы из иностранцев, осуществляющие подобного рода незаконные действия, наличие коррупции в государственных органах власти и в первую очередь на муниципальном уровне позволяет им осуществлять данную деятельность. Уровень коррупции в нашей стране достаточно высок, есть четко выстроенные преступные схемы деятельности подобных преступных групп, которые воспринимаются въезжающими иностранными гражданами в качестве помощи в трудоустройстве.
Активность противодействия незаконной миграции во-многом зависит от слаженного взаимодействия как различных служб органов внутренних дел, так и субъектов ОРД между собой. По-нашему мнению, необходимо улучшить взаимодействия подразделений ОВД с Таможенной службой и ФСБ России в рамках своевременного информирования о лицах подозреваемых как в организации незаконной миграции, так и задействованных в незаконной миграции в целом, а также при проведении совместных операций; взаимодействие с подразделениями БСТМ, при проведении оперативно-технических мероприятий; взаимодействие между отделами по трудовой миграции с миграционными подразделениями ОВД и, в первую очередь, подразделениями уголовного розыска.
В этой связи с целью повышения эффективности воздействия на выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан считаем целесообразным:
увеличение штата сотрудников уголовного розыска территориальных органов внутренних дел, занимающихся проблемой иностранной преступности;
усиление оперативного контроля как за организацией пропускного режима на границе, так и за перемещением иностранцев-мигрантов по территории России;
разработать научно-методические рекомендации для сотрудников УР о действиях при различных ситуациях, связанных с организацией незаконной миграцией и незаконной миграцией иностранных граждан, где дать чёткое описание механизма их совершения с использованием сети «Интернет», методики документирования противоправной деятельности незаконных мигрантов с использованием оперативно-технических подразделений ОВД;
определить формы взаимодействия сотрудников УР со следствием по проведению ОРМ и процессуальному оформлению полученных результатов;
Технологический процесс развития современного общества в рамках меняющейся геополитической обстановки оказывает негативное влияние на преображение криминогенной ситуации. В этих условиях одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности России выступает совершенствование механизмов противодействия преступлениям и правонарушениям в сфере криминальной миграции, иностранных граждан на распространение которых влияет незаконная миграции. Для грамотной и эффективной системы противодействия данной проблемы необходимо знать факторы, которые тем или иным образом влияют на распространение незаконной миграции иностранных граждан. Данное знание существенным образом поможет исследователям противодействия, как вопросам организации незаконной миграции, так и незаконной миграции иностранных граждан в целом.
Приведённые в нашей статье факторы, безусловно, не являются исчерпывающими, но стоит отметить, что с нашей точки зрения они являются основными в рассматриваемой нами проблематике.
1. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года // Электронный ресурс URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 24.03.2020 год)
2. Хромов И.Л. Оперативно-розыскной контроль как форма государственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Монография. - М: ИД «Юриспруденция», 2019. - С. 87.
3. Рашитов Л.Р. Преступления против порядка управления миграционной деятельностью в Российской Федерации: Криминологический и Уголовно-правовой аспекты: дис. ...канд. юрид. наук Казань. 2019. - С. 60.
4. Российская газета - Федеральный выпуск. 27.12.2020. № 293 (8347)