К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы статьи определяется стратегическим предназначением конституционного права давать адекватные ответы на возникающие вопросы в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина в процессе информатизации общества. Статья посвящена анализу изменений в распространении информационных технологий в современном мире. Анализируя новейшее поколение прав, называемых в современной российской юридической науке цифровыми (информационными) правами, автор сосредотачивает внимание на актуальных вопросах их обеспечения и делает выводы о возможностях и перспективах совершенствования правового регулирования цифровых правовых (информационных) отношений граждан.

Ключевые слова:
цифровые технологии, цифровая среда, конституционные права и свободы человека и гражданина, гарантии конституционных прав и свобод личности, право на информацию, информатизация общества, средства массовой информации, киберпространство
Текст

Информатизация общества не только породила необходимость дисциплинировать вновь созданное цифровое пространство, киберпространство, но и привнесла новые парадигмы в человеческие отношения как в виртуальной, так и в физической деятельности. Если общество развивается, то и право должно эволюционировать, и, в частности, основные права должны адаптироваться к новым реалиям и тенденциям, чтобы защитить свободу граждан. Новая информационная среда подразумевает необходимость переопределения содержания и гарантий основных прав, чтобы адаптировать их к новой реальности как онлайн, так и офлайн. Это работа по переводу, в ходе которой необходимо по-новому интерпретировать принципы, лежащие в основе конституционной защиты, чтобы гарантировать их действенность в современном мире, и в ходе которой мы должны адаптировать гарантии прав к новым возникшим угрозам. В некоторых случаях работа будет менее инновационной и может быть достаточно минимальных изменений существующих категорий; в других случаях, по крайней мере, по моему мнению, нам придется столкнуться с новыми ситуациями, которые требуют творческого вмешательства в отношении содержания и гарантии прав. Следует также учитывать, что определение основных прав в информационном обществе расширит сферу применения киберпространства и повлияет на его общее восприятие. В этом смысле свобода слова или неприкосновенность частной жизни, скорее всего, не будут такими же по своему содержанию и основам признания, какими они были до информационной революции.

Информатизация общества и новые социальные, экономические, культурные и политические парадигмы, характерные для современного информационного общества, требуют подтверждения «цифрового конституционализма», в частности, укрепления основных прав двумя способами. Во-первых, эффективность фундаментальных прав должна быть восстановлена как объективная ценность при проектировании структуры всемирной системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации, как образец, который направляет строительство киберпространства, чтобы сделать его пространством, в котором свобода и равенство человека и гражданина могут быть полностью реализованы. Во-вторых, должны признать необходимость адаптации содержания и гарантий основных прав перед лицом новых моделей человеческих отношений и угроз, возникших как следствие новой технологической среды.

Исходя из обоих соображений, необходимость конституционализации информационного общества почти сразу же становится очевидной. Создание цифровой среды и новые перспективы в признании и защите основных прав требуют адаптации концептуализации, существовавшей до сих пор.

Распространение информационных технологий в современном мире требует радикального пересмотра концепции свободы и прав человека. Традиционные представления о свободе всемирной системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации оторваны от реальных технических, политических и рыночных условий. «Свобода Интернета» обычно относится к содержанию, в частности, к свободе выражения мнений, правам интеллектуальной собственности и свободе от государственного регулирования контента. никогда не был полностью свободным или полностью открытым, даже если рассматривать его через призму контента. В то время как активисты и технологи пытаются защитить свободную и открытую всемирную систему объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации, государства с авторитарным и демократическим режимом используют информационные технологии для ограничения свободы человека и внутреннего наблюдения за гражданами. Во всемирной системе объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации сосуществуют два несопоставимых мировоззрения: сохранение свободного и открытого Интернета против сохранения внутренней системы эффективной цензуры и наблюдения. Одно из них представляет утопические возможности для свободы самовыражения и доступа к знаниям, а другое – видение контроля информации и личного вторжения в частные и общественные дела.

Основной особенностью всемирной системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации с момента его создания было создание децентрализованной структуры, позволяющей обмениваться информацией без единого центра управления, который был бы уязвим для атак. Кроме того, эта структура должна была соединить компьютерные терминалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, что в итоге привело к появлению Всемирной паутины. Повсеместное внедрение цифровых технологий непосредственно в объекты и системы реального мира дает возможность еще больше подчеркнуть прямые связи между техническим устройством, свободой и контролем. Некоторые из них являются позитивными свободами, означающими право делать что-либо; другие – негативными свободами, означающими свободу от чего-либо. В традиционных коммуникационных контекстах свобода самовыражения является примером позитивных свобод. Свобода от преследований или право быть забытым являются примерами негативных свобод. Многие подходы к технологической политике должны заново разрешать противоречия, существующие между этими различными ценностями.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является обеспечение и зашита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере, которая оказывает влияние на различные стороны личной и общественной жизни. Любая система защиты современных основных прав основана с целью реализации идеалов свободы и равенства в отношении человеческого достоинства. И именно эта направленность на уважение и развитие человеческой личности привела к признанию двойного измерения основных прав как базовых объективных ценностей и как знака защиты человека в правовых ситуациях, связанных с личностью. В связи с вышесказанным, основные права и свободы гражданина имеют измерение, связанное с личностью, как права защиты.

Как справедливо отмечает юрист и философ испанского права, профессор Антонио Энрике Перес Луньо, для благонамеренных государственных органов необходимо «содействовать созданию условий для свободы и равенства личности и групп, в которые они интегрированы, чтобы эти свободы были реальными и эффективными», а также «устранять препятствия, которые мешают или затрудняют реализацию таких условий». В аспекте, связанном с содержанием самих основных прав, последние представляют собой предпосылки консенсуса, на котором должно быть построено любое демократическое общество; другими словами, их функция заключается в систематизации объективного аксиологического содержания демократического порядка, на который большинство граждан дает свое согласие и воспитывает в себе обязанность подчиняться закону. Они также несут в себе существенную гарантию свободного и открытого политического процесса, как элемента, определяющего функционирование любого плюралистического общества.

Основные права должны продолжать демонстрировать свою эффективность против любого государства, которое продемонстрировало свою пагубную силу и способность «развязать себе руки» перед лицом призывов в онлайн-сфере. Откровения о массовой тайной слежке, такие как утечки Эдварда Сноудена или Wikileaks, являются существенным доказательством этого. Но не только государство может угрожать свободе и правам людей в информационном обществе.

В современно мире, информационная среда – это система связи, которая создает глобальную рассредоточенную систему, соединяющая и объединяющая информационные сети по всему миру для мгновенного взаимообмена различными сведениями. Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации, создавая гражданскую среду обитания для гражданина, виртуальное и аутентичное пространство, развивающегося и выходящего за рамки обычных физических категорий времени и пространства, и в котором вопрос информационного взаимодействия будет ключевым.

Формирование и осуществление законодательства о правовом регулировании всемирной системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации подтверждает, что Российская Федерация не только сохраняет статус современного и стабильного государства, в котором идет процесс информатизации общества, но и соответствует потребностям времени и общества, добавляя соответствующие права и свободы человека и гражданина, приспосабливая существующие законы, например, о цифровых правах, путем редактирования их определений. В условиях информатизации общества актуальным становится вопрос регулирования и защиты различных прав и свобод гражданина в информационной среде. Появился новый термин «цифровые права», в основном связанный с экономическими аспектами. Правовая база, которую обеспечивает правовое регулирование в информационно среде, обширна, но все еще требует очень серьезных улучшений в юридической протекции личности, а также в реализации правового обеспечения базовых гарантий защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Отдельного внимания заслуживает проблема полноценной реализации и обеспечения прав и свобод граждан в информационном мире, в частности, в виртуальном и цифровом пространстве. Отдельное внимание данной проблеме уделили представители науки конституционного права. В частости, председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин совершенно справедливо отмечает, что информационные права человека рождаются в процессе конкретизации как на уровне правотворчества, так и на уровне правоприменения универсальных прав человека сфере цифрового и виртуального пространства. В государственной программе, именуемой «Информационное общество», предусмотрено улучшение системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере.

На современном исследовательском уровне по итогам данной программы выделяют блок «информационных» прав. В данном случае имеется в виду не традиционное представление об информации как о передаче от одного человека к другому, а тот факт, что современные информационные технологии основаны на обработке и систематизации очень больших объемов данных. С другой стороны, учитывая возможность доступа и использования Интернета как средства получения и передачи информации, как реализацию конституционного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также иных прав и свобод, регулирующих отношения человека и государства в информационной сфере, следует признать, что такое выделение указанной группы прав вполне логично. Однако следует отметить, что эта деятельность человека, даже в виртуальном пространстве, возможна и в независимом порядке. Кроме того, представление о глобальной цифровой сети как о средстве получения и передачи информации устарело. Современная глобальная информационная инфраструктура уже давно перестала быть исключительно коммуникационной.

Очень важно отметить, что в современном мире информация стала не только экономическим, политическим и военным ресурсом, но и определяющим фактором современности. Поэтому изучение правовых аспектов информации имеет особое значение, особенно в связи с правами человека. На современном этапе конституционного развития российского государства большое значение придается роли прав и свобод человека и гражданина в развитии конституционного государства и гражданского общества. Права человека рассматривается как фактор современной стратегии устойчивого развития России. Современная структура информационной среды создает серьезные трудности для государственного регулирования. По мнению авторитетных авторов в этой области, профессор права Гарвардского университета Лоуренс Лессиг, свобода в киберпространстве не является следствием отсутствия государства, а, как и везде, в результате существования государства определенного типа. Достижения современного конституционализма, который смог построить модель социального сосуществования, основанную на триаде социального и демократического правового государства, должны быть перенесены в это новое общество.

Действительно, именно эта идея питает текущие исследования перспективы основных прав в цифровой среде. Необходимо решить две проблемы: с одной стороны, стоит поставить под сомнение роль, которую фундаментальные права должны играть в проектировании структуры киберпространства, и их эффективность в человеческой деятельности, которая развивается в этом киберпространстве. Но, помимо структуры киберпространства, если современное общество называется «информационным обществом», или даже «сетевым обществом», очевидно, что новые социальные, политические и информационные парадигмы также открывают новые перспективы для развития права и пересмотра основных прав. Если общество развивается, то и право должно развиваться совместно с ним.

Список литературы

1. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире // Российская газета - 2018. № 2. с. 45-49

2. Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура [Электронный ресурс]: монография. - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. . - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - С. 57

3. Колесников Е. В. Развитие информационных прав граждан в Российской Федерации и Республике Казахстан: конституционный аспект // Российская юстиция. 2019. № 1. с. 13 - 16

4. "Крупнейшая утечка": WikiLeaks опубликовал документы ЦРУ по киберразведке [Электронный ресурс] // РИА НВОСТИ. - URL: https://ria.ru/20170307/1489532022.html

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. № 18 (часть II). Ст. 2159

6. DE MINICO, Giovanna (2015): “Towards an Internet Bill of Rights”, Loyola of Los Angeles International and Comparative Law Review, №. 37, pp. 12

7. Lawrence Lessig (2009) referred to the “latent ambiguities” which have arisen in the area of human rights and which call for new responses. pp. 255

8. PÉREZ LUÑO, Antonio (2011): Los derechos fundamentales. 10th Ed. (Madrid: Tecnos)

9. REDEKER, Dennis et al. (2018): “Towards digital constitutionalism? Mapping attempts to craft an Internet Bill of Rights”, The International Communication Gazette, n. 1, pp. 1-18

10. TERUEL LOZANO, Germán M. (2013): “Libertades y derechos de la persona en Internet: retos en materia de reconocimiento y tutela de los derechos fundamentales ante el paradigma tecnológico de la sociedad del siglo XXI”, TERUEL LOZANO, Germán Manuel, et al. (dir.). Desafíos para los derechos de la persona ante el siglo XXI: Internet y Nuevas Tecnologías (Navarra: Aranzadi), pp. 39-58

11. TERUEL LOZANO, Germán M. (2014b): “Freedom of speech and new means of censorship in the digital era”, Percorsi Costituzionali, No. 2, pp. 560-579


Войти или Создать
* Забыли пароль?