ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема формирования правовых принципов. Авторы приходят к выводу о том, что в современном политически организованном обществе правовые принципы формируются преимущественно в процессе коммуникации правового государства и гражданского общества. Определяются особенности формирования правовых принципов, в рамках различных форм правовой деятельности, требования, предъявляемые к их определению и формулированию, а также обозначается их последующая роль в обеспечении правовой коммуникации между обозначенными субъектами. Формулируется концептуальное значение процесса формирования правовых принципов для юридической теории и правовой практики.

Ключевые слова:
правовая коммуникация, правовой дискурс, правовые принципы, формирование правовых принципов, правовые ценности, правовое государство, гражданское общество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

За последние годы исследователями в области теории и философии права, а также в целом ряде отраслевых юридических наук был довольно основательно изучен блок таких вопросов, которые самым непосредственным образом связанны с проблемой правовых принципов. Однако, как представляется авторам работы, отдельного внимания, в силу своей недостаточной изученности и конкретизации, заслуживает проблема формирования правовых принципов. Именно по этой причине в настоящее время она является одной из наиболее актуальных проблем комплексной теории правовых принципов. В рамках заданной проблематики нас в первую очередь интересует вопрос формирования правовых принципов в процессе коммуникации (дискурсивного взаимодействия) государства, как государства правового, и гражданского общества.

На сегодняшний день так и не разрешен спор относительно соотношения таких категорий, как «правовой принцип», «принцип права», «принцип законодательства». В силу чего они используются весьма вариативно в юридической науке. Связано это преимущественно с тем, что исследователи вкладывают различный смысл в категорию «принцип», определяя ее порой и как «исходные, основные начала», и как «руководящие положения», и как «основополагающие идеи» и т.д. Не углубляясь в проблему соотношения обозначенных выше правовых категорий, отметим, что согласно позиции А.И. Клименко, и эту точку зрения авторы всецело разделяют, в основе каждого принципа (и правовые принципы здесь не являются исключением) заложена определенная ценность общественной жизни, которая выступает в качестве некого абстрактного «ориентира». При этом сам принцип следует рассматривать как «общее требование руководствоваться в своих оценках и действиях определенной ценностью» [3, с. 167]. Тогда правовые принципы представляют собой требования, побуждающие субъектов социального взаимодействия (в том числе и дискурсивного взаимодействия) в своих действиях и оценках руководствоваться правовой ценностью. Правовые принципы выступают связующим элементом между моделью поведения (нормой) и правовой ценностью.

Такой подход в понимании правовых принципов позволяет разграничить правовые принципы, например, от принципов права, выраженных в праве как эксплицитно (в этом случае речь следует вести о формально закрепленных принципах), так и имплицитно (принципы, которые можно вывести логически в процессе интерпретации правовых текстов); и принципов законодательства, которые находят свое непосредственное закрепление в законодательстве. Е.В. Скурко также разграничивал указанные принципы между собой. При разрешении данной проблемы он использовал уже устоявшуюся в теории права концепцию разграничения правовой системы, системы права и системы законодательства [6]. В результате чего, ученый сформировал определения правовых принципов и принципов права (что порой вызывает наибольшие сложности), которые при этом, согласно его позиции, не противоречат устоявшимся подходам при рассмотрении понятий принципа. Таким образом, правовые принципы выступают в качестве требований, которые предъявляются к системе права определенного политически организованного общества, и которые формируются до возникновения системы права. В процессе развития политически организованного общества они получают все более углубленное, всеобъемлющее проявление, при этом их направленность и социальное назначение остаются прежними – правовые принципы выступают в качестве «несущей конструкции», обеспечивающей «прочное построение» всей правовой системы [5, с. 45].

В научной литературе в большинстве случаев принято считать, что формирование правовых принципов предопределено в первую очередь объективными факторами. Они обусловлены характером общественных отношений, особенностями, преимущественно, политической и экономической структур политически организованного общества и т.д. Данную позицию разделяет отечественный ученый-правовед В.М. Сырых, который отмечает, что правовые принципы обладают всеми необходимыми свойствами объективных законов права, правовых явлений и процессов [7, с. 63]. С таким подходом, что правовые принципы «формируются на объективной социальной основе и постепенно внедряются в правовую материю», соглашается и В.В. Трофимов, однако, в своих работах он обращает внимание на то обстоятельство, что механизм формирования правовых принципов помимо объективных факторов, также включает в себя факторы субъективные [8, с. 24-25]. Благодаря наличию такого механизма формирования правовых принципов происходит последовательный переход от объективной фазы образования (что проявляется, например, в обусловленности правовых ценностей преимущественно материальными потребностями и интересами социальных субъектов) к их постулированию в качестве требований к необходимости руководствоваться в своих действиях и оценках правовой ценностью и выражению их в различных формах существования права (в содержании законодательства, в правоприменительной практике, в сознании субъектов правового взаимодействия и т.д.).

Обращаясь же к правовым ценностям, следует отметить, что последние предстают как ценности конвенциональные, которые формируются в процессе публичного правового дискурса [2, с. 65], применительно к нашему случаю, в процессе правовой коммуникации (как особой формы дискурсивного взаимодействия) государства и гражданского общества. Они являются своеобразным результатом согласования противоречивых интересов – публичных и частных. Таким образом, процесс правовой коммуникации государства и гражданского общества, результатом которого являются конвенциональные правовые ценности, а, следовательно, и правовые принципы (т.к. в основе каждого из них заложена определенная ценность, о чем уже говорилось выше), «интегрирует объективное и субъективное, стихийное и организованное, интуитивное и рациональное, естественное и искусственное в социально-правовом развитии» [8, с. 26].

С учетом тех сфер, в которых складывается дискурсивное взаимодействие государства и гражданского общества, и, что для нас в этом случае является наиболее важным, сопряженных с формированием правовых принципов, можно выделить следующие формы правовой коммуникации: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную (в значении правосудной). Так, доминирующей формой правовой коммуникации государства и гражданского общества, в процессе которой происходит выработка правовых принципов, является правотворческая форма, представляющая собой поэтапно-рациональный способ правосозидания [8, с. 27]. В своем развитии он проходит объективный и субъективный этапы формирования «правовых новелл». В рамках данной формы дискурсивного взаимодействия происходит определение объективных закономерностей, предопределяющих необходимость осуществления данных правотворческих процедур, установление юридически значимых интересов и потребностей (их согласование в случае противоречивости, что находит свое выражение в конвенциональных правовых ценностях), как следствие, формулирование правовых идей и их последующая юридизация, с целью «внедрения» последних в правовую жизнь современного политически организованного общества.

В правоприменительной форме правовой коммуникации, применительно к вопросу, связанному с формированием правовых принципов, акцент в первую очередь следует делать на интерпретации содержания источников (форм) права. Это отсылает нас к имплицитным (неявным, логически выводимым) правовым принципам. В рамках данного процесса осуществляется обоюдное признание субъектами дискурсивного взаимодействия правильности и точности толкования отдельных положений нормативных правовых актов, с целью их однозначного применения в правовой практике (правоприменительной деятельности). В этом случае важно не допустить такой ситуации, как конфликт интерпретаций, что представляет собой по большей части конфликт ценностных правовых установок социальных субъектов. Как вариант, это происходит в результате локализации сегментов дискурсивного взаимодействия как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Все это ведет к формированию различного понимания одной и той же правовой информации, содержащейся в нормативных правовых актах. В этой связи в целях недопущения возникновения конфликта интерпретаций правовых текстов между государством и гражданским обществом должно быть выстроено перманентное дискурсивное взаимодействие (речь идет об эффективной модели правовой коммуникации государства и гражданского общества).

Применительно же к последней форме правовой коммуникации государства и гражданского общества – правоохранительной, формирование правовых принципов может происходить в процессе осуществления правосудия. Так, американский ученый-правовед Р. Дворкин обращает свое исследовательское внимание на правовые принципы неписанного характера (в его понимании это стандарты, не являющиеся нормами), также логически выводимые из правовой системы, которыми в ситуациях правовой неопределенности должны руководствоваться судьи. В этом случае правовые принципы выражают некоторые требования – требования справедливости, честности и т.п. [1, с. 45-57]. 

Отдельно бы хотелось отметить такие правовые принципы, которые имеют непосредственно научное (доктринальное) происхождение. Ведь следует признать, что довольно большой массив правовых принципов прежде, чем получить юридическое закрепление в законодательстве, проходит так называемую «научную инфильтрацию» [8, с. 33], что тоже является своего рода процессом правовой коммуникации государства и гражданского общества (в лице научного сообщества). 

Говоря о значении правовых принципов в осуществлении правовой коммуникации, следует поднять вопрос как о механизме их формирования на смысловом уровне, так и о требованиях, предъявляемых к их формулированию.  При определении и формулировании правовых принципов важно, во-первых, чтобы они представляли реальную ценность и практическую значимость для данной формы дискурсивного взаимодействия (т.е. в перспективе они должны действительно выступать в качестве абстрактной ориентации на определенную ценность), а во-вторых, чтобы они были реально «включены» в процесс правовой коммуникации, т.к. от этого во многом зависит его эффективность и результативность. В случае с принципами правовой коммуникации, они будут представлять собой требования, предъявляемые непосредственно к процессу дискурсивного взаимодействия государства и гражданского общества.

В завершении выскажем мысль о том, что процесс правовой коммуникации государства и гражданского общества, результатом которого выступает формирование правовых принципов и их последующее юридическое закрепление, является важным критерием эффективности законодательства в обеспечении консолидации политически организованного общества, и приобретения тем самым качества легитимности. Кроме того, можно сделать более концептуальное обобщение, заключающееся в том, что в процессе формирования правовых принципов прослеживаются собственно природа и сущность права, которые носят, соответственно, конвенциональный и ценностный характер [4, с. 7-16]. Таким образом, процесс формирования правовых принципов коммуникации государства и гражданского общества представляет собой, с одной стороны, отражение конкретно-исторического этапа развития общественных отношений, а с другой является механизмом трансформации правового дискурса и правовой практики.

Список литературы

1. Дворкин Р. О правах всерьез / Пер. с англ.; ред. Л.Б. Макеева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 392 с.

2. Клименко А.И. Марксистские основания современной философии права // Труды Института государства и права РАН, 2020. Том 15. № 6. С. 58-76.

3. Клименко А.И. Правовые ценности и принципы как содержательное основание законодательства современного государства // Юридическая техника, 2020. № 14. С. 167-169.

4. Клименко А.И. Социоаксиологический подход к постижению природы и сущности права и его значение для философии права и общеправовой теории // История государства и права, 2022. № 1. С. 7-16.

5. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М.: Юрид. лит., 1973. - 647 с.

6. Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2006. № 2 (265). С. 55-61.

7. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. Т. 1: Элементный состав. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. - 528 с.

8. Трофимов В.В. Юридические принципы как основа правовой системы общества: проблема формирования // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2015. № 1. С. 18-34.

9. Сигалов К.Е., Салин П.Б., Чувальникова А.С. Применение технологии блокчейн в праве, политике и государственном управлении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 565-580.


Войти или Создать
* Забыли пароль?