сотрудник
с 01.01.2020 по настоящее время
Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 341.1/8 Международное публичное право
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Статья посвящена особенностям влияния дипломатических усилий на предотвращение эскалации ядерного конфликта. Авторы приходят к выводу о том, что для эффективного мирного урегулирования конфликтов необходимо возвращаться к основам новой дипломатии, открытости действий без использования международного права как инструмента в частных и государственных интересах отдельных субъектов международного права, а также усилить роль Организации Объединенных Наций.
ядерное оружие, Россия, Северная Корея, переговоры, Североатлантический Альянс, конфликт
В современном мире ядерная эскалация вызывает большие опасения со стороны государств, поскольку представляет серьезную проблему мировой безопасности. Рассматривая сферу международных взаимодействий и политики безопасности, исследования указывают на то, как дипломатические переговоры могут снизить риски ядерных столкновений. Карибский кризис или новые ядерные сделки, показывают нам, что переговоры нужно часто использовать, чтобы сохранить стабильность и остановить эскалацию. Потенциальные последствия могут быть катастрофическими для людей и всего мира, и чтобы обеспечить безопасность нашей страны и стабильность в мире следует разрабатывать стратегические планы и вести переговоры по мирному урегулированию конфликтов. Необходимо также иметь ввиду, как культурные и политические факторы влияют на то, насколько эффективными могут быть переговоры в этой области.
Большинство норм, регулирующих деятельность государств и международных агентов, реализуются через международные соглашения. К примеру, ядерное оружие, относимое к оружию массового поражения и его место в международном праве регламентируется Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которое было создано Комитетом ООН по разоружению для того, чтобы остановить последующее распространение ядерного оружия государствами и утвердить международный контроль и надзор. Итоговой целью выступает неукоснительное соблюдение принципов договора и, как следствие, снижение рисков милитаризованных конфликтов с применением ядерного оружия и содействие использованию «мирного атома».
Данный многосторонний международный акт был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года и открыт для подписания 1 июля 1968 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Он вступил в силу 5 марта 1970 года после ратификации СССР (Российской Федерацией), Соединенными Штатами и Великобританией – все они подписали его в 1968 году – а также 40 другими странами.
Большинство стран мира подписали и продлили этот договор на необозначенный срок без дополнительных условий, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и Южного Судана.
Тем не менее, это соглашение не снижает уровень роста конфликтов. Наличие у "ядерного клуба" оружия массового уничтожения означает дополнительный риск возникновения ядерных конфликтов. Как отмечает Р. Легволд, "само существование ядерного оружия, его распространение является решающим фактором" [3, c. 115].
Международное право в общепринятом понимании определяется как свод законов и правил, которые необходимо соблюдать субъектам международных правоотношений. Однако современная обстановка в мире позволяет сделать вывод о том, что нормативистский подход отходит на второй план, так как мы можем наблюдать, как страны используют право, не как способ регуляции общественных отношений, а как способ достижения цели. Международное право, как рассматривает реалистический подход - есть инструмент в интересах государства.
На сегодняшний день попытки государств Североатлантического альянса по созданию напряженности на границе с Россией заставляет вести сбалансированную политику в этой сфере. Действия НАТО, военно-политической группировки, вызывают соответствующую реакцию со стороны России. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявляет, что Россия вынуждена предпринять "подходящие действия" в свете наличия ядерного оружия США в странах-сателлитах [2].
Размещение американцами ядерного оружия во многих странах-сателлитах наряду с совместными ядерными миссиями сопряжено с высокими стратегическими рисками. Подобные действия действительно могут усугубить ситуацию. Учитывая рост угроз со стороны Североатлантического альянса, совершенно очевидно, что это скорее политика «демонстрации силы» как способ достижения целей своей внешней политики.
Тем не менее, успехи в использовании ядерного оружия наносят ущерб новым переговорам, начавшимся после Первой мировой войны. Прослеживается тенденция к реституции скрытой дипломатии. Это противоречит основополагающим началам со времен СССР (отмена кабальных контрактов) и в США (четырнадцать пунктов Уилсона) [1, с. 696].
Также ввиду действий США на Корейском полуострове возрастает конфликт, который возник из-за размещения стратегических активов в этом регионе. Северная Корея выразила озабоченность, что Соединенные Штаты приближаются к ядерной войне. Отчет Института американских исследований при МИД Северной Кореи показал рост враждебности со стороны США. Они верят, что конфликт может перерасти в масштабную ядерную войну [5].
Российские и китайские делегаты, заинтересованные в решении урегулирования конфликта путем переговоров, способствуют установлению мира, подводя Соединенные Штаты к совершению серьезного стратегического сдвига, несмотря на современную международную ситуацию.
Израильский конфликт на протяжении десятилетий был проблемой, связанной главным образом с владением землей. Этот неразрешенный спор в течение нескольких лет вызывал напряженность и частые споры между сторонами. Конфликт обострился с 7 октября 2023 года, когда на Израиль были выпущены ракеты со стороны Газы и вошли боевики ХАМАС. Из-за этого напряженность в ирано-израильских отношениях также возросла и может. вовлечь другие ближневосточные страны. После достижения своих целей, Палестина стала открыта к переговорам, и член политбюро ХАМАС Абу Марзук совершил поездку в Москву, где речь шла о срочном освобождении иностранных заложников в секторе Газа. Кроме того, велись переговоры о помощи в эвакуации россиян и других лиц с места происшествия.
Российское внешнеполитическое ведомство призвало все стороны к прекращению боевых действий. Президент В.В. Путин подчеркнул важность решения двух государств для урегулирования ситуации на Ближнем Востоке. В нем предлагается создать свободное палестинское государство, границы которого должны быть такими же, какими они были в 1967 году со столицей в Восточном Иерусалиме [4].
Таким образом, для эффективного мирного урегулирования конфликтов необходимо возвращаться к основам новой дипломатии, открытости действий без использования международного права как инструмента в частных и государственных интересах отдельных субъектов международного права, а также усилить роль Организации Объединенных Наций.
1. «Четырнадцать пунктов» Вильсона // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. - Москва: Международные отношения, 2001. - 696 с.
2. Лавров: размещение ядерного оружия США в Европе вынуждает РФ отвечать https://www.kommersant.ru/doc/6298459 (Дата обращения 25.10.2023)
3. Легвольд Р. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ И ЯДЕРНАЯ ВОЙНА: РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОБЛАДАНИЕ // Россия в глобальной политике. 2022. №3 . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yadernoe-oruzhie-i-yadernaya-voyna-rasprostranenie-i-obladanie (дата обращения: 18.10.2023).
4. Представители ХАМАС встретились с российскими дипломатами в Москве // РИА новости URL: https://ria.ru/20231026/khamas-1905438005.html (дата обращения: 26.10.2023).
5. Северная Корея обвинила США в приближении ядерной войны // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/26/06/2023/649917d09a7947d1c41c9539 (дата обращения: 26.10.2023).
6. Белик В.Н., Белоконев С.Ю., Васильев И.В., Гарашко А.Ю. и др. Векторы взаимодействия гражданского общества и современного государства. Монография: Проспект. 2018.
7. Гарашко А.Ю. Проблемы формирования и функционирования суда присяжных в России // Администратор суда. 2009. № 4. С. 16-18.
8. Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права: дисс. ... канд. юрид. наук. Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2013.
9. Гарашко А.Ю. МАССОВОЕ И ОБЫДЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 4. С. 38-40.