сотрудник
Общественная палата Мурманской области (Председатель)
Мурманск, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Успешное развитие гражданского общества в Мурманской области – это глубокий, многосторонний процесс, который в том числе во многом зависит от эффективного взаимодействия общества и государства. Именно Общественная палата Мурманской области сегодня становится консолидирующим центром, осуществляющим координацию взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества, обеспечивающим участие граждан и общественных объединений в решении актуальных вопросов социального и экономического развития региона. Важную роль в работе Общественной палаты Мурманской области играет взаимодействие с институтами гражданского общества, где ключевую роль играет институт Уполномоченного по правам человека в Мурманской области.
гражданское общество, Мурманская область, Общественная палата Мурманской области, уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Мурманской области, правозащитный механизм, общественный контроль, правовое просвещение, общественное наблюдение на выборах, обращения граждан, общественная наблюдательная комиссия, общественный экспертный совет по вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов граждан
Об особенностях деятельности Общественной палаты Мурманской области уже ранее шла речь в публикациях автора [10-14]. В рамках данной работы пойдет речь о такой важной составной части ее деятельности как взаимодействие Общественной палаты Мурманской области с Уполномоченным по правам человека в Мурманской области.
Успешное развитие гражданского общества в Мурманской области – это глубокий, многосторонний процесс, который в том числе во многом зависит от эффективного взаимодействия общества и государства. Именно Общественная палата Мурманской области сегодня становится консолидирующим центром, осуществляющим координацию взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества, обеспечивающим участие граждан и общественных объединений в решении актуальных вопросов социального и экономического развития региона.
Важную роль в работе Общественной палаты Мурманской области играет взаимодействие с институтами гражданского общества, где ключевую роль играет институт Уполномоченного по правам человека в Мурманской области.
В силу закона [1], Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 12 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).
Одним из таких органов является Общественная палата Мурманской области [6].
Ключевая роль в числе публичных правозащитных механизмов, осуществляемых институтами гражданского общества, является институт уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. С каждым годом, по мере организационного укрепления и накопления опыта работы, он играет все большую роль в механизме обеспечения защиты прав и свобод личности и восстановления ее нарушенных прав.
Схожими направлениями деятельности обладает и Общественная палата Мурманской области, призванная способствовать тому, чтобы наладить канал позитивной взаимосвязи между государством и жителями Мурманской области.
Объединяет Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области то, что эти институты гражданского общества являются каналом обратной связи между жителями Мурманской области и органами публичной власти Мурманской области, оставаясь при этом, институтами гражданского общества.
Именно в процессе реализации различных форм взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области, вырабатываются совместные подходы к решению вопросов, связанных с обеспечением соблюдения прав жителей Мурманской области. В ходе обсуждения наиболее актуальных и проблемных из них намечаются и реализуются конкретные меры по повышению эффективности работы по защите прав граждан Мурманской области.
Такое взаимодействие способствует своевременному и оперативному реагированию на наиболее острые темы, которые затрагивают права и законные интересы множества людей [8, с. 135].
В Мурманской области, Председатель Общественной палаты Мурманской области, Рашева Наталья Юрьевна, входит в состав Общественного экспертного совета по вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов граждан, действующего при Уполномоченном по правам человека в Мурманской области. Полагаем, что членство в данном коллегиальном органе направлено на повышение эффективности совместной работы Общественной палаты Мурманской области и Уполномоченного по правам человека в Мурманской области.
Эти институты гражданского общества многое объединяет. Рассмотрим эти объединяющие начала статуса Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области [10-14]:
- форма общественного контроля [3], позволяющая путем анализа обращений граждан: их тематики, распределения по муниципальным образованиям, по сферам ответственности органов публичной власти - выявлять проблемы, «болевые точки» в различных сферах общественной жизни, получить представление о недостатках в работе органов публичной власти, строить дальнейшую законодательную деятельность с учетом полученных данных;
- это элементы системы государственных гарантий прав и свобод граждан, взаимодействующие как с органами публичной власти, так и с иными институтами гражданского общества (некоммерческими организациями, общественными советами, действующими при органах власти, комиссиями по помилованию на территории субъекта РФ, средствами массовой информации и др.);
- самостоятельные правозащитные институты, которые при осуществлении своих полномочий независимы и неподотчетны каким-либо государственным органам и должностным лицам. Они не входят ни в одну из ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную), но взаимодействует при осуществлении своих функций с каждой из них в установленных законом формах, обусловленных своими целями и задачами деятельности;
- в качестве их общих целей деятельности, нормативные акты, регламентирующие их деятельность, называют - обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций; выработка рекомендаций органам государственной власти Мурманской области при определении приоритетов в области государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Мурманской области;
- их деятельность дополняет имеющуюся систему гарантий прав человека, является существенным элементом этой системы.
Хотя Уполномоченный по правам человека в Мурманской области и Общественная палата Мурманской области не имеют полномочий по отмене решений государственных органов, не выносят самостоятельных санкций, тем не менее, их деятельность очень важна. Во многих случаях доступность и простота обращения, результативность способствуют тому, что граждане предпочитают обращаться за защитой своих нарушенных прав именно к Уполномоченному по правам человека в Мурманской области и в Общественную палату Мурманской области.
Исходя из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Мурманской области, взаимодействие с Общественной палатой Мурманской области выражается, в том числе [8, с. 132-136]:
- в процессе выявления фактов нарушения прав и свобод личности и при осуществлении действий, направленных на их устранение;
- с целью проведения аналитической работы, связанной с обобщением и анализом правозащитной работы, и внесением предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и свобод граждан;
- в ходе реализации полномочий по содействию правовому просвещению в сфере защиты прав личности.
Таким образом, процесс взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области – это активная, согласованная деятельность Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области, направленная на защиту прав и свобод граждан Мурманской области, их соблюдение и уважение органами публичной власти Мурманской области и их должностными лицами, на выработку эффективного механизма совместных действий, необходимого и достаточного для выявления нарушений прав и свобод жителей Мурманской области и создания условий для устранения выявленных нарушений.
В 2022 г. некоммерческие организации наряду с добровольцами и гражданскими активистами без промедлений отреагировали на начало специальной военной операции, включились в оказание помощи беженцам, реализацию проектов по целевой поддержке воинских подразделений и бойцов на передовой, сбор гуманитарной помощи по широкому перечню позиций. 2023 год эта работа продолжена Общественной палатой Мурманской области и Уполномоченным по правам человека в Мурманской области.
В 2023 году Общественная палата Мурманской области обеспечивала организацию проведения общественного мониторинга соблюдения избирательных прав граждан в ходе двух избирательных кампаний - в мае и сентябре 2023 г.
14 мая 2023 г. проходили дополнительные выборы в Совет депутатов муниципального образования города Мурманска шестого созыва по четырем двухмандатным избирательным округам. В единый день голосования 10 сентября 2023 г. выборы прошли в 10 муниципальных образованиях Мурманской области: ЗАТО Александровск, г. Мончегорск, г. Оленегорск, с.п. Алакуртти Кандалакшского р-на, г.п. Кильдинстрой Кольского р-на, г.п. Молочный Кольского р-на, г.п. Туманный Кольского р-на, с.п. Ура-Губа Кольского р-на, с.п. Ловозеро Ловозерского р-на, г.п. Умба Терского р-на.
Организацию общественного наблюдения координирует Штаб общественного наблюдения за выборами при Общественной палате Мурманской области.
Сейчас главное направление работы – выборы Президента России в марте 2024 г. и выборы Губернатора Мурманской области в сентябре 2024 г.
В 2023 году отмечалось 30-летие избирательной системы Российской Федерации. По инициативе Избирательной комиссии Мурманской области на территории региона 21 ноября 2023 г. прошел «Избирательный диктант», приуроченный к этой дате. Акция организована с целью привлечения внимания молодых и будущих избирателей к избирательному процессу, повышения уровня правовой культуры и стимулирования интереса к углубленному изучению избирательного законодательства жителей Мурманской обласвти.
Участникам мероприятия представилась увлекательная возможность получить независимую оценку своих знаний в сфере избирательного права.
На площадке региональной Общественной палаты в диктанте приняли участие представители Общественного штаба по наблюдению за выборами, наблюдатели, активные граждане города Мурманска.
Известно, что в диктанте принимал участие и Шилов Михаил Валерьевич, Уполномоченный по правам человека в Мурманской области.
В 2023 г. произошли ротации в составах общественных наблюдательных комиссий субъектов Российской Федерации [3]. Общественная палата Мурманской области оказывала содействие в формировании нового состава Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области Мурманской области. 22 февраля 2023 г. Совет Общественной палаты Российской Федерации утвердил новый состав Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области.
На заседании Общественной палаты Мурманской области с участием Уполномоченного по правам человека в Мурманской области, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области 14 марта 2023 г. состоялось торжественное вручение мандатов назначенным членам Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области шестого состава. Председателем коллегиального органа избран Пирогов Павел Павлович, доцент кафедры юриспруденции ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», кандидат юридических наук, доцент.
В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» идет речь о направлениях взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина. В частности, отмечается что «Общественные наблюдательные комиссии, сформированные в субъектах Российской Федерации, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».
Соответствующий отчет Председателя Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области был заслушан в феврале 2024 г. Уполномоченным по правам человека в Мурманской области.
Организуя работу с обращениями граждан, Общественная палата Мурманской области выступает важной площадкой обратной связи, способствующей выстраиванию диалога между властью и обществом.
Насколько общество нуждается в поддержке со стороны государства, настолько и государству необходимы социальные институты, и прежде всего, как незаменимый источник информации о нарушениях прав и свобод граждан.
Таким образом, обращения граждан – важный источник информации для Общественной палаты региона, своеобразный барометр общественного благополучия. Такие обращения, чаще всего, содержат информацию не о каком-то единичном нарушении прав человека, а обобщенную информацию о нарушениях в определенной сфере.
Взаимодействие членов Общественной палаты Мурманской области и Уполномоченного по правам человека в Мурманской области имеет место и в работе с Студенческой юридической консультацией (Юридической клиникой) Мурманского арктического университета.
Не остаются без внимания всероссийские акции, по оказанию правовой помощи. Например, 20 ноября – Всемирный день прав ребенка, 12 декабря – День Конституции РФ – Единый день приема граждан.
Приоритетными направлениями деятельности Общественной палаты Мурманской области на 2024 год являются:
- сплочение и консолидация гражданского общества в условиях современных вызовов;
- решение актуальных вопросов в сфере патриотического воспитания в Мурманской области;
- вовлечение гражданского общества в реализацию Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование общественных советов по независимой оценке качества предоставления услуг при региональных органах исполнительной власти;
- взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией Мурманской области.
Полагаем, что дальнейшее развитие взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области имеет важное значение и является действенным инструментом защиты прав и законных интересов населения Мурманской области.
Сформулируем предложения по направлениям взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области:
1. На данный момент нет каких-либо нормативных правил, регламентирующих порядок взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области и Общественной палаты Мурманской области, в том числе, в сфере обеспечения защиты прав граждан.
В связи с чем, механизм такого взаимодействия возможно оформить совместным документом, который будет иметь форму соглашения и установит взаимные права и обязанности Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. В ноябре 2023 г. в Общественной палате Мурманской области создан рабочий орган – Рабочая группа по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (во исполнение Указа Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» [4]).
В состав Рабочей группы по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей вошли представители Общественной палаты Мурманской области и представители религиозных конфессий (представители религиозных организаций, зарегистрированных на территории Мурманской области): Русской Православной Церкви, местной религиозной организации мусульман города Мурманска, местной религиозной организации «Еврейская община города Мурманска», религиозной организации Евангелическо-Лютеранского прихода.
Полагаем целесообразным, Уполномоченному по правам человека в Мурманской области Шилову Михаилу Валерьевичу войти в состав Рабочей группы по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, созданной при Общественной палате Мурманской области.
3. Возможно, что в будущем особое внимание в процессе взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области и Общественной палаты Мурманской области важно уделить вопросам, связанным с проведением совместных приемов граждан и правовому просвещению населения Мурманской области.
4. Целесообразно организовать совместные выезды в муниципалитеты для осуществления приема граждан Мурманской области на местах (в том числе, и отдаленных).
5. Возникает необходимость в пересмотре численности Аппарата Уполномоченного по правам человека в Мурманской области и Общественной палаты Мурманской области (так, в Аппарате Общественной палаты Мурманской области 1 человек; нагрузка возрастает, а численность Аппарата – не меняется. Известно, что численность Аппарата Уполномоченного по правам человека в Мурманской области – также не велика).
6. Для повышения эффективности взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области, Уполномоченного по правам человека в Мурманской области и Общественную палату Мурманской области необходимо наделить правом законодательной инициативы, для чего необходимо внести изменения в ст. 60 Устава Мурманской области [6].
7. Мурманская областная Дума, по итогам заслушивания ежегодных докладов (отчетов) Уполномоченного по правам человека Мурманской области и Общественной палаты Мурманской области целесообразно издавать постановления, предусматривающие обязанность органов публичной власти Мурманской области принимать меры по устранению выявленных в докладе Уполномоченного по правам человека Мурманской области (отчете Общественной палаты Мурманской области) нарушений прав граждан Мурманской области.
8. Согласимся с мнением [9], что одной из наиболее эффективных форм взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области и Общественной палаты Мурманской области с органами исполнительной власти субъекта Мурманской области является право безотлагательного приема Уполномоченного по правам человека Мурманской области и Председателя Общественной палаты Мурманской области руководителями и иными должностными лицами органов публичной власти Мурманской области, которое следует закрепить в Законе Мурманской области от 12.11.2012 № 1529-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области» и Законе Мурманской области от 06.07.2017 № 2159-01-ЗМО «Об общественной палате Мурманской области»
9. В перспективе необходимо выработать формы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области.
Так, если формы взаимодействия Уполномоченного с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в целом определены действующим законодательством, то в отношении взаимодействия с институтами гражданского общества законодатель очень немногословен. В частности, ст. 16 Закона Мурманской области от 12.11.2012 № 1529-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области» определяет, что при Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может быть создан консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.
Аналогичная ситуация складывается и в Законе Мурманской области от 06.07.2017 № 2159-01-ЗМО «Об общественной палате Мурманской области», где не упоминается такой институт гражданского общества как Уполномоченный по правам человека в Мурманской области.
Соответствующие изменения, о формах взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области, необходимо внести в Закон Мурманской области от 12.11.2012 № 1529-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области» и Закон Мурманской области от 06.07.2017 № 2159-01-ЗМО «Об общественной палате Мурманской области».
Сотрудничество и поддержка в решении вопросов защиты прав граждан Мурманской области – вот основная характеристика отношений, сложившихся между Уполномоченным по правам человека в Мурманской области с Общественной палатой Мурманской области и имеющиеся форму их взаимодействия необходимо развивать и совершенствовать.
1. Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // Российская газета, № 60, 20.03.2020.
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 23.07.2014.
3. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Российская газета, № 128, 18.06.2008.
4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.
5. Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997) (ред. от 06.04.2022) // Мурманский Вестник, № 235, 06.12.1997, с. 6-7.
6. Закон Мурманской области от 06.07.2017 № 2159-01-ЗМО (ред. от 30.05.2022) «Об общественной палате Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 106, 18.07.2017, с. 23-24.
7. Закон Мурманской области от 12.11.2012 № 1529-01-ЗМО (ред. от 07.12.2023) «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 223, 20.11.2012, с. 5.
8. Демидов, М. В. Основные направления взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с органами власти и с негосударственными структурами / М. В. Демидов // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 2(40). - С. 132-136.
9. Зайцева, О. В. Проблемы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации с органами государственной власти и органами местного самоуправления / О. В. Зайцева // Вестник государственного и муниципального управления. - 2012. - № 4. - С. 93-98.
10. Рашева, Н. Ю. Общественные палаты субъектов Российской Федерации в системе органов, осуществляющих общественный контроль: проблемы и пути их решения / Н. Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2021. - Т. 11, № 12A. - С. 7-17.
11. Рашева, Н.Ю. Особенности правового статуса члена общественной палаты субъекта РФ (на примере членства в Общественной палате Мурманской области) / Н. Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2021. - Т. 11, № 3A. - С. 24-35.
12. Рашева, Н.Ю. Отдельные особенности взаимодействия органов внутренних дел и гражданского общества / Н. Ю. Рашева, О. И. Чиркова, А. Н. Яшин // Управление в современных системах : Сборник трудов X Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, Челябинск, 15 декабря 2020 г. / Науч. редакторы А.В. Молодчик, Д.В. Валько. - Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2020. - С. 343-348.
13. Рашева, Н. Ю. Правовые особенности и перспективы развития участия общественности в противодействии коррупции / Н. Ю. Рашева // Современное право. - 2020. - № 10. - С. 25-39.
14. Рашева, Н. Ю. Роль общественного контроля как меры противодействия коррупции / Н. Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2022. - Т. 12, № 1A. - С. 266-283.
15. Садовникова, Г. Д. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с правозащитными институтами гражданского общества / Г. Д. Садовникова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 4(80). - С. 45-53.