Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Цель статьи заключается в исследовании вопроса о проблеме и роли международного права и международных институтов в обеспечении национальной безопасности. Авторы, на основе анализа законодательства, публичных выступлений и теоретико-правовых позиций, представленных в отечественной юридической науке, делают выводы о содержании проблематики данного вопроса, необходимости преодоления кризисных явлений в функционировании и укрепления роли международных институтов и организаций в данной сфере. Охарактеризовав некоторые международные институты, участником которых является Российская Федерация, обращено внимание на бесперспективность изоляционной политики в отношении нашего государства. В статье уделено внимание выдвигаемым Президентом России шести принципам построения современной международной архитектуры безопасности, подлинная реализация которых способна приблизить как обеспечение глобальной, так и национальной безопасностей. На основе проведенного анализа сформулирован вывод о необходимости преодоления кризисных явлений в международном праве и функционировании международных организаций как необходимого условия обеспечения национальной безопасности.
национальная безопасность, обеспечение, международные институты, принцип, международное право
Поддержание мира и безопасности на планете является одним из важнейших условий построения эффективной модели обеспечения национальной безопасности каждого современного государства. В последние несколько столетий активно создавалась и развивалась система международного права, особый импульс которой был придан итогами Второй мировой войны и созданием Организации Объединенных Наций (ООН – в дальнейшем), в Уставе которой чётко поставлена была задача по избавлению последующих поколений от ужасов новой мировой войны.
Формируемые в результате данного исторического процесса международное право и международные организации и институты со всеми их механизмами функционирования и гарантирования также имели цель обезопасить субъектов международных отношений, то есть в определенной части были направлены на выполнение задач по обеспечению национальной безопасности каждого отдельного государства, которое в современных условиях сводится к поиску оптимального баланса между международной интеграцией и обеспечением состояния защищенности национальных интересов государств [1, C.98].
Безопасность планеты зависит от совокупности безопасностей отдельных государств. Эта простая формула наглядно показывает необходимые ориентиры в области международных отношений, заключающиеся в снятии барьеров между странами, недопущения решения международных конфликтов с использованием военной силы. В идеальной модели внешнеполитической деятельности современного государства, являющегося реципиентом данных идей, должен находиться императив о стремлении к выстраиванию наиболее гармоничной системы отношений с иными государствами, и, прежде всего, со своими соседями. В целом выстраиваемая на подобных идеях система международной безопасности предполагает коллективную работу государств над ней, а, следовательно, и коллективную ответственность. Примером подобных отношений может являться сфера института ядерной безопасности, понятийный аппарат которого во многом основан на имплементации конвенциальных положений международных правовых актов в национальное законодательство [3, C.230], что объективно на сегодняшний день обеспечивает высокий уровень отношений в данной сфере и возможности дальнейшего развития использования технологий «мирного атома»
С сожалением следует признать, что теоретические конструкции, в том числе и построения глобальной безопасности как пути к обеспечению безопасности отдельных государств, нашедшие своё закрепление в общепризнанных и основополагающих международных правовых актах, принципах и документах, а также отражающиеся в предназначении современных международных организаций в практической плоскости не в полной мере осуществляются. Международные конфликты XXI века во многом обнажили все недостатки существующей модели международного права и строящихся на его основе международных отношений, в том числе и выражающиеся в неэффективности отдельных международных институтов, что напрямую оказывает негативное влияние как на общую мировую архитектуру безопасности, так и обеспечение безопасности отдельных государств.
Важно понимать, что, вступая добровольно в международную организацию, с целью извлечения преимуществ для себя, в зависимости от её целей, государство также берёт на себя ряд обязательств. Однако, становится всё более очевидным что баланс преимуществ и обязательств не всегда выдерживается в полной мере, в том числе за счет использования методов недобросовестной конкуренции других стран. Например, частично регулирование национальной экономики осуществляется в рамках общемировых надгосударственных регулирующих институтов, при условии членства в них. Одной из такой институций является Всемирная торговая организация. Эффект от вступления в данную организацию для Российской Федерации весьма дискуссионный, так как к середине 2010-х годов стало очевидно, что Россия не получали доступ к новым передовым технологиям в обмен на принятые ею ограничительные условия национального сельского хозяйства и легкой промышленности. Страны Запада и США санкционной политикой закрыли к ним доступ (например, к современному нефтегазовому или авиационному оборудованию) [6, C.229], что явилось реальной угрозой национальной безопасности. Кроме того, обращает на себя внимание и то, что
анализируя содержательную часть международного права, отдельные исследователи приходят к выводу о том, что она в отдельных случаях ориентирована на западноевропейскую правовую систему, тем самым создавая препятствия для развития национальных законодательств и рецепции отдельных теоретических конструкций правовым сознанием и психологией этнических обществ их населяющих [4, C.85].
Всё это актуализирует призывы к построению нового «справедливого миропорядка», основанного на безопасности всех его членов. Ещё в 2021 году в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Стратегия НБ РФ – в дальнейшем) [9] отдельно в пункте 9 были перечислены некоторые негативные тенденции в данной сфере, и в особенности общее «ослабление влияния международных институтов и снижения эффективности системы глобальной безопасности», а в пункте 15 прямо обращалось внимание на «усиление межгосударственных противоречий ... расшатывание общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и разрушение существующих международных правовых институтов». Предпосылки, причины и события специальной военной операции на Украине только лишь подтвердили их наличие, а также продемонстрировали всю глубину существующих противоречий.
Важно понимать, что подлинное значение международного права для обеспечения национальной безопасности в современный период имеет помимо качества самой его содержательной части, то есть того, что в нём непосредственно прописано о данной сфере, заключается в его способности выполнения роли барьера от агрессивного вмешательства одних государств в дела или отдельные сферы жизнедеятельности иных.
Следовательно, для государства, в том числе и Российской Федерации, международное право и учреждаемые с его помощью международные организации и институты признаются эффективными, если они являются дополнительной реальной гарантией национальной безопасности. В этой связи, не стоит забывать, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 25 Стратегии НБ РФ «поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений» является национальным интересом Российской Федерации, то есть их реализация и является составной частью обеспечения национальной безопасности.
В основе действия международных правовых норм находится их реализация субъектами международного права. Вопрос о причинах современных глобальных кризисных явлений и международных конфликтов, заключающихся в неисполнении отдельными государствами положений принятых на себя международных правовых норм, находится в плоскости специальных политологических исследований. Однако в контексте теории национальной безопасности следует выделить следующие основные факторы, влияющие на эффективность международных правовых норм и учреждаемых на их основе институтов: непосредственные действия субъектов международного права; несовершенство международного права; отсутствие по большинству вопросов, составляющих предмет регулирования международных правовых норм, реальных мер юридической ответственности и/или её механизма; политика «двойных стандартов» при реализации отдельных норм международного права (например, выражаются при рассмотрении коллизии принципов международного права – национального суверенитета и территориальной целостности, с одной стороны, и права наций на самоопределение – с другой [7, C.34].
В этой связи, следует отметить усиливающиеся призывы о необходимости перестройки всей архитектуры международной безопасности, результатом которой стало бы более гармоничное развитие государств и не повторение кризисных явлений прошлого. Одним из мировых лидеров, акцентирующих внимание на данной проблематике в контексте обеспечения глобальной и национальной безопасностей, является Российская Федерация, систематически продвигающая на различных площадках концептуальные основы архитектуры их построения, сформулированные в октябре 2023 года в выступлении Президента России В.В. Путина на пленарной сессии XX Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» и заключающиеся в шести базисных принципов построения подобной модели, к обеспечению и соблюдению которых Россия призывает присоединиться иные зарубежные государства [8]. В этой связи, целесообразно более подробно охарактеризовать данные идеи.
Первый принцип – «открытый и взаимосвязанный мир», подразумевающий отказ от искусственных барьеров в различных сферах человеческой жизнедеятельности (общения, творческой реализации и процветания). В содержании данной идеи заключается стремление к созданию «безбарьерной» среды между странами, исключающей различного рода взаимные изоляционные правовые режимы между государствами.
Вторым принципом подразумевается идея «многообразия мира», которая отвергает навязывание внешними акторами конкретному народу или государству идеи о том, как им в императивном порядке осуществлять национальное государственно-правовое строительство. Данный тезис развивает идею подлинного национального суверенитета во всём его многообразии. Важно понимать, что сформулированный в принципе подход не является простой констатацией наличия отличительных особенностей между различными государствами и народами, а, напротив, выдвигается в качестве базиса, во многом условия - аксиомы, при выстраивании межгосударственных отношений.
Третий принцип выражается в «максимальной представительности» различных государств в международных институциях, осуществляющих выработку решений над общими для всех важнейшими международно-правовыми вопросами. Во многом эта идея даже направлена не на ограничение гегемонистских начал отдельных государств, а, напротив, обращает внимание на наиболее оптимальный способ решения возникающих противоречий между государствами – метод достижения коллективных решений, который подразумевает не просто выделение дополнительных преимуществ для потенциальных новых членов ключевых международных организаций, а принятие ими наравне с правами «голоса» в подобных организациях, и ответственности за последствия принимаемых решений.
Четвёртым принципом, сформулированным Президентом России В.В. Путиным и напрямую затрагивающим вопросы обеспечения национальной безопасности является создание «всеобщей безопасности и прочного мира», предусматривающего интересы всех субъектов международных отношений вне зависимости от их размера или иных количественных характеристик, что напрямую подразумевает уход в международных отношениях от неоколониального мышления или существовавшего ранее блокового подхода.
«Справедливость для всех» в качестве императивного базиса строящейся новой архитектуры международных отношений, в основе которой находится достижение коллективной и национальной безопасностей их участников заключается в обеспечении их равного доступа к благам современного мира.
И, наконец, в качестве заключительного принципа выделяется равноправие как необходимое условие построения подлинных истинных международно-правовых отношений между субъектами международного права.
Представляется, что реализация обозначенных принципов (открытый и взаимосвязанный мир, многообразие мира, максимальная представительность, всеобщая безопасность и прочный мир, справедливость для всех, равноправие) способствовала бы подлинной перезагрузке не только системы международных отношений и существующих институций, но и позволило бы сделать серьёзный шаг в сторону достижения как глобальной, так и тесно связанной и во многом зависящей от неё национальных безопасностей отдельных государств, в том числе и Российской Федерации.
Кроме того, характеризуя проблемы роли международных институтов и организаций в обеспечении национальной безопасности современных государств нельзя не затронуть вопрос о существующих средствах обеспечения международной безопасности. Несмотря на во многом дискуссионный его характер, представляется, что наиболее надёжным средством является доверие между странами, достижение которого является сложным, но необходимым результатом опыта их взаимодействия. К иным способам следует отнести: мирные дипломатические способы разрешения конфликтов, существующие системы коллективной безопасности и иные, выделяемые отдельными исследователями (например, ограничение гонки вооружения и распространения ядерного оружия).
Как было уже отмечено выше, в настоящий момент международное право и функционирование международных институтов в контексте обеспечения глобальной и национальных безопасностей отдельных государств демонстрируют наличие кризисных проявлений, однако это не означает их полную их отсутствие, бессмысленность или абсолютизированную неэффективность. В тоже время, выстраивая международные отношения или принимая участие в международных организациях государство должно исходить из подлинных национальных интересов, в обеспечении которых и содержится национальная безопасность. Например, современная Россия в подобных отношениях руководствуется «собственными идеями экономической безопасности, в которых экономический суверенитет занимает центральное место» [5, C.1448].
ООН как наиболее важный международный институт была образована в 1945 году и стала одним из результатом окончания Второй мировой войны. На сегодняшний день членами организации являются 193 государства. Миссия и деятельность ООН определяются целями и принципами, изложенными в Уставе ООН, в соответствии с которым предусматриваются открытые возможности всем членам организации в различных формах. Например, представители каждого государства могут выразить своё мнение в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном Совете и других органах, комитетах организации. В основном декларируемая деятельность ООН направлена на оказание содействия в налаживании диалога между государствами и в проведении переговоров. Несмотря на присутствующую отдельную критику функционирования данной организации в текущих условиях, следует признать, что в современном мире ООН необходимо рассматривать как важный механизм, при помощи которого её члены могут находить точки соприкосновения и пытаться решить сложнейшие международные проблемы. Кризисные явления в его функционировании обращают внимание на необходимость его реформирования, в том числе учитывая шесть «базисных» принципов, обозначенных Президентом России Путиным В.В.
Помимо ООН, Российская Федерация является участником большого количества региональных международных организаций, что обусловлено её положением в Азии и Европе одновременно [2, C.20], членство в которых, в конечном счете, направлено на достижение национальных интересов. Таковой, например, является «Группа двадцати» образованная 25 сентября 1999 г. и представляющая собой неформальную организацию, состоящую из 20 государств, представляющих 90 % мирового внутреннего валового продукта и 80 % мировой торговли. В состав «Группы двадцати» помимо России входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Европейский Союз. На полях ежегодных саммитов данной организации лидеры государств обговаривают важнейшие вопросы международных отношений, в том числе и обеспечения региональной и мировой безопасности.
Также в современных условиях, большую значимость приобретает БРИКС — неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. Примечательно, что общая численность населения стран БРИКС составляет более 3 млрд человек или 42 % населения планеты. БРИКС как организация имеет свой «Новый банк развития БРИКС», который стал одним из крупнейших банков развития в мире с капиталом более 100 миллиардов долларов, что во многом позволяет его членам осуществлять более независимую кредитную политику. Важно понимать, что само участие России в такой международной организации, а в особенности её председательство в 2024 году, подготовка и проведение октябрьского саммита организации в Казани, фактически дезавуируют реалистичность попыток и существующих у отдельных западных исследователей догм об установлении изоляции Российской Федерации.
Не менее важным международным институтом, в котором также заметную роль играет наше государство, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС – в дальнейшем), представляющая собой постоянно действующую межправительственную международную организацию, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В настоящее время в состав ШОС в разном статусе входят: 8 государств-членов (включая Республику Индия и Исламскую Республику Пакистан). Постоянно растет количество государств, находящихся в статусе государств-наблюдателей при ШОС и партнёров по диалогу ШОС. Следует отметить, что в качестве одной из основных целей ШОС, помимо укрепления взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами, провозглашается совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе.
Также значимой международной институцией следует признать Евразийский экономический союз (ЕАЭС – в дальнейшем) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Во многом, членство в ЕАЭС, помогает странам-участницам обеспечивать и собственную экономическую безопасность как составную часть национальной безопасности.
Ещё одним важным международным институтом, в контексте рассматриваемой проблематике, является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ – в дальнейшем).
В ОДКБ создана прочная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. Основополагающим нормативным правовым документом остаётся Договор о коллективной безопасности.
Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств – членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам.
В начале января 2022 года Казахстан охватили массовые беспорядки, переросшие в погромы и террористические атаки. В связи с обращением президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитета Республики Казахстан, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности принял решение 6 января 2022 г. направить коллективные миротворческие силы ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране. Миссия завершилась 19 января 2022 г. и показала высокую эффективность и наличие реальнодействующего механизма ОДКБ. В тоже время, события специальной военной операции на Украине, актуализируют вопросы о необходимости реформирования данного института.
Таким образом, действенное воплощение в реальную действительность национального интереса «поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений», закрепленного в Стратегии НБ России является важнейшим императивом обеспечения национальной безопасности. В современный период геополитических трансформаций субъекты международных отношений должны стремиться к тому, чтобы международное право способствовало и выступало важнейшей гарантией глобальной и их национальных безопасностей. Исторический опыт неоднократно свидетельствовал о том, к чему может привести «политика закрытых дверей» и игнорирования мирных способов и средств разрешения международных конфликтов, к числу которых следует отнести доверие между странами, мирные дипломатические способы разрешения конфликтов, существующие системы коллективной безопасности и иные. Кризисные проявления международного права и функционирования международных институтов, свидетельствуют о необходимости перестройки всей архитектуры международных отношений, в том числе и международной безопасности, которая могла бы быть осуществлена за счет реализация сформулированных Президентом России принципов (открытый и взаимосвязанный мир, многообразие мира, максимальная представительность, всеобщая безопасность и прочный мир, справедливость для всех, равноправие), что по нашему мнению, способствовала решению обозначенной проблематике, но и позволило бы сделать серьёзный шаг в сторону достижения как глобальной, так и тесно связанной с ней национальных безопасностей отдельных государств, в том числе и Российской Федерации.
1. Абдурахманова, И. В. К вопросу об актуальности изучения влияния глобализации на государственность / И. В. Абдурахманова, Ш. А. Атуев // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 ноября 2021 года. – Пенза, 2021. – С. 97-99.
2. Беляева, О. В. Российская Федерация в международной правозащитной системе: теоретико-правовые аспекты / О. В. Беляева // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 2(87). – С. 14-21.
3. Богоненко, В. А. Понятие ядерной безопасности: международные акты и национальное законодательство / В. А. Богоненко // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 11 февраля 2022 года. – Чебоксары, 2022. – С. 228-236.
4. Гарина, О. В. К вопросу о соотношении понятий "безопасность" и "национальная безопасность" Российского государства / О. В. Гарина // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 1. – С. 85-86.
5. Загарских, В. В. Становление института экономической безопасности в России и за рубежом / В. В. Загарских // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15, № 8(377). – С. 1440-1456.
6. Лихолетова, Н. В. Влияние наднационального института на продовольственную безопасность государства / Н. В. Лихолетова // Островские чтения. – 2021. – № 1. – С. 225-229.
7. Мороз, Е. Ф. Система образования как фактор обеспечения глобальной безопасности / Е. Ф. Мороз // Философия образования. – 2014. – № 5(56). – С. 24-36.
8. Путин назвал шесть принципов, к которым стремится Россия [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20231005/rossiya-1900768756.html (дата обращения: 01.11.2024).
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.07.2021, «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351