сотрудник
Россия
Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
УДК 340 Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Статья посвящена проблеме формирования приоритетных направлений правовой политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в контексте противостояния современным угрозам безопасности и распространения деструктивной идеологии. Особое внимание уделяется положениям, содержащимся в основополагающих документах стратегического планирования, а также роли Русской православной церкви в реализации положений, содержащихся в них.
правовая политика, традиционные духовно-нравственные ценности, суверенитет, соционормативное регулирование, Русская православная церковь.
Проблемы сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в условиях противостояния глобальным вызовам и угрозам национальной безопасности и суверенности для современного Российского государства представляют собой чрезвычайную значимость. Произошедшие дезинтеграционные события в начале 1990-х годов обусловили формирование стратегии «вестернизации» социально-политического и культурного пространства, реализация которой сопровождалась потерей духовно-нравственного ориентира, кризисом гражданской идентичности, утратой культурной самобытности, а также межнациональными и межконфессиональными противоречиями. В дальнейшем либерализация правовой жизни общества, «насаждение» чуждых, несвойственных российскому обществу ценностей и нравственных идеалов, создали условия для мифологизации истории, искажения многих явлений, фактов и событий, характеризующих разрушение исторической памяти народа. Однако, на сегодняшний день вопросы реконструкции культурной и правовой традиции в целях укрепления целостности и государственного единства с учетом многовекового историко-правового опыта развития российской государственности, органично включены в систему наиболее приоритетных мер стратегического планирования.
Необходимо отметить, что такие феномены, как гражданская ответственность, героизм, историческая память, патриотизм, общественная, народная сплоченность не являются эфемерными. Это подтверждается разработкой и принятием нормативных правовых актов, задачей которых являлось совершенствование системы правового воспитания, а также повышение культурного потенциала граждан. Так, например, как полагают Попп И.А. и Шахнович И.С. в Федеральном законе от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» обращалось внимание на «героизм, мужество воинов России мощь и славу русского оружия». Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», включает в себя не только вопросы сохранения памяти о защитниках Родины, заботы об участниках, ветеранах и жертвах войны, но и «решительную борьбу с проявлениями фашизма» как важнейшее направление государственной политики России по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне» [1]. Таким образом, вопросы героического подвига, служения, любви к Родине, борьбы с проявлениями национализма являлись ключевыми в правотворческой и правоприменительной практике государства.
В настоящее время смена вектора общественно-политического развития обусловила необходимость оптимизации государственно-правового инструментария, направленного на выработку стратегических направлений развития Российского государства с целью наиболее глубокого проникновения в изучение исторических корней государственности, осознания принадлежности к российскому обществу, гармоничного развития духовно-нравственной личности, целостного восприятия современного мироустройства, а также противодействия попыткам оказания деструктивного влияния на правовое сознание граждан посредством информационного воздействия [2,3,4].
Следует отметить, что объективная необходимость сохранения, защиты и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [5]. Государство, оценивая не только потенциальные риски и угрозы для традиционных ценностей, предлагает основные направления и пути решения проблем, связанных с попыткой распространения деструктивной идеологии, направленной на разрушение культурного суверенитета, «стирание» национальной общегражданской идентичности и культивирование антиобщественных стереотипов поведения. Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» прямо указывает на то, что защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти являются важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства. Реализация указанных документов стратегического планирования, как правило, сопровождается решением задач в сфере демографического сектора, оборонно-промышленного комплекса, развития культурно-просветительского потенциала, научно-технологического развития, государственной и общественной безопасности. Так, например, осуществление комплекса мер государственной поддержки семей позволяет повысить качество и условия жизни, образования, психического и физического здоровья российских семей, стимулирование их трудовой активности, обеспечивая, при этом, наращивание и сохранение человеческого потенциала, конструктивным образом влияющих на формирование нравственных ориентиров граждан, направленных на укрепление семьи, как традиционной духовно-нравственной ценности. Развитие культурно-просветительского потенциала обеспечивается, прежде всего, защитой исторической правды, сохранением исторической памяти и преемственности поколений. В рамках реализации правовой политики Российского государства, направленной на укрепление указанных традиционных духовно-нравственных ценностей, чрезвычайно значимым оказывается осуществление соответствующими субъектами деятельности по популяризации исторического знания, музейных комплексов, культурного наследия, сохранению памяти о защитниках Отечества и их героических подвигах, культивации любви к Отчизне, а также противодействие попыткам фальсификации истории. Конструктивные изменения в области реализации приоритетных направлений и задач правовой политики в области оборонно-промышленного сектора обеспечиваются положительной динамикой развития Вооруженных сил Российской Федерации, совершенствованием системы материально-технического обеспечения, модернизацией предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также решением иных чрезвычайно значимых задач в указанной области, нашедших свое отражение в программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» [6].
Кроме того, необходимо обратить внимание, что решение задач, направленных на сохранение и укрепление традиционных нравственных ценностей оказывается невозможным исключительно, благодаря использованию потенциала регулятивного воздействия современного права. Особая роль в обеспечении реализации указанного стратегического приоритетного направления правовой политики принадлежит религиозным организациям религиозных конфессий и тем соционормативным регуляторам, которые продуцируются ими в рамках решения данного проблемного аспекта. В указанном контексте, на сегодняшний день, особое место занимает проблема интеграции религиозного компонента в действующее современное российское право.
Так, Русская православная церковь всегда подчеркивала значимость Отечества, необходимость служения государству. Во втором разделе Основ социальной концепции Русской православной церкви содержатся необходимые обязанности православного христианина по отношению к государству «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления» [7]. В указанном контексте становится очевидно, что православный христианин не является атомарной единицей, а представляет собой самостоятельную ответственную личность, которая благословляется Церковью на исполнение воинского долга и защиту государства. Кроме того, повиновение государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания является каноническим правилом, нашедшим свое отражение в обозначенном выше документе.
Сама идея подвига, которая является смыслообразующей идеей религиозного сознания, особенно близка православию, подчеркивая его связь с государством. Так, например, 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев принял решение о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Это важное решение было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России. Главы традиционных религиозных организаций обратились к президенту о необходимости духовного окормления военнослужащих. Это обращение послужило возрождению военных священников, что в дальнейшем нашло свое оформление в ряде правовых актов.
Так, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 г. было принято Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации [8], в котором говорится, что в задачи военных священников входит не только совершение богослужений и религиозных обрядов, но также патриотическое и нравственное воспитание военнослужащих и членов их семей, содействие формированию здорового климата в семьях, а также укрепление дисциплины.
Аналогичные обязанности зафиксированы и в Инструкции по организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, где также говорится о духовно-просветительской работе с военнослужащими и членами их семей на основе нравственных религиозных ценностях (например, п. 15) [9].
Кроме того, в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», Церковь «призывает государство к законодательной поддержке охраны жизни и здоровья еще нерожденных младенцев» [10], а также поощряет общество на поддержку материнства и детства. Результаты взаимодействия в указанной сфере могут быть продемонстрированы в настоящее время. Как анонсировал на конгрессе по репродуктивной медицине Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко, за 2024 г. около 40 000 женщин отказались от прерывания беременности после консультаций со специалистами.
Не менее интересными выглядят и изменения внесенные в федеральные законы, и касающиеся требований к посещению священнослужителями пациентов, находящихся в медицинских учреждениях на стационарном лечении. С одной стороны, государственная власть разрешила беспрепятственный доступ священнослужителей к находящимся на излечении пациентам, а с другой стороны, еще и защитила их от нежелательного воздействия со стороны нетрадиционных религиозных конфессий, которые являются непризнанными или даже враждебными, запретив последним посещение [11]. Государственные программы, своевременная консультация специалистов, а также помощь священнослужителей продемонстрировали эффективность взаимодействия государственных и духовных начал.
Подведем итоги.
1. Сформировавшиеся на сегодняшний день глобальные угрозы и вызовы традиционным духовно-нравственным ценностям и идентичности являются закономерным отражением кризиса, сложившихся международных отношений в угоду политической конъюнктуре.
2. Инструментально, решение стоящих перед современным Российским государством задач, направленных на сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, связано, прежде всего, с реализацией приоритетных направлений правовой политики.
3. Конструирование и реализация правовых стратегий, направленных на сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, как правило, связаны с оптимизацией действующего права и повышением его регулятивного потенциала.
4. Конвергенция религиозного и правового сознания российского общества, а также наличие сформированной модели в государстве «симфонии властей», обуславливает необходимость реализации правовой политики не только посредством правового воздействия, но и с помощью иных соционормативных регуляторов, в частности, религиозных норм.
1. Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 42-49.
2. Бернацкий В.О., Фисенко И.Ф. Правовое государство – основание гражданского общества // Омский научный вестник. 2008. № 5 (72). С. 87-93.
3. Керимов Д.А. Гражданское общество и правовое государство // Право и образование. 2004. № 1. С. 5-16.
4. Лафитский В.И. Правовое государство: факторы развития в эпоху перемен // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 4 (66). С. 47-58.
5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 20.01.2025).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» // URL.: http://government.ru/rugovclassifier/859/events/ (дата обращения: 22.01.2025).
7. Основы социальной концепции Русской православной церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html?ysclid=m6g4qo43h5826310403 (дата обращения 23.01.2025).
8. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения: 24 01.2025).
9. Приказ Министра обороны РФ от 30 января 2020 г. № 30 «Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» // URL: https://base.garant.ru/403037174/?ysclid=m6g4zqby2y343011841 (дата обращения 23.01.2025).
10. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6088088.html?ysclid=m69dv5ow1l941617129 (дата обращения 23.01.2025).
11. Федеральный закон от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482533 (дата обращения 23.01.2025).