The article analyzes the bioethical issues of reproductive technologies in the Russian Federation, states that numerous issues affecting basic human rights are governed by bylaws. In Russia there is no any official advisory body to give a bioethical evaluation injected biomedical technologies. The author considers the content of the Basic Social Concept of the Russian Orthodox Church, as well as the ethical appeal of Pope John Paul II (in particular, “Evangelium Vitae”, March 25, 1995). The article examines bioethical issues arising in the application of surrogacy program.
reproductive technology; bioethics; surrogate motherhood; Christian ethics.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), появившись во второй половине ХХ в., так активно развивались все это последнее время, что для современного россиянина суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, криоконсервация эмбрионов стали вполне знакомыми явлениями. Несмотря на то что большинство граждан напрямую ни с чем из перечисленного, как правило, не сталкивается, новые достижения активно обсуждаются во всех средствах массовой информации, а удавшиеся победы подаются как новые вехи в развитии всего человечества. Некий ажиотаж, следует признать, во многом оправдан. Каждая репродуктивная технология корректирует устоявшиеся тысячелетиями принципы общественной жизни, тем самым заставляя юриспруденцию искать адекватные меры реагирования. Учитывая, что ВРТ затрагивает сущность всего человеческого бытия, нередко заставляя задуматься о природе самого Homo sapiens, не могут остаться в стороне от обсуждения поднимаемых проблем основные религиозные конфессии. С учетом возрастания роли религиозных организаций в становлении современного общественного сознания понятно, что правила, формулируемые на основе базовых вероучений, оказывают значительное влияние на формирование российской правовой базы. С учетом, что именно христианское вероучение является главенствующим в нашем государстве, обратимся к его канонам.
1. Fuks E. EROTICA. Renessans. Buystvo ploti. M., 2001.
2. Forel´ A. Polovoy vopros. M., 1924. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Forel/index.php
3. Rulan N. Yuridicheskaya antropologiya. M., 1999. S. 108-109.
4. Shveyger-Lerkhenfel´d A.F. Zhenshchina, ee zhizn´, nravy i obshchestvennoe polozhenie u vsekh narodov zemnogo shara. M., 1998. S. 480.
5. Sovet Evropy ne budet rassmatrivat´ vopros o surrogatnom materinstve. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/15664.htm
6. Tubol´tseva N. U Sary Dzhessiki Parker rodilas´ dvoynya. Komsomol´skaya pravda. 2009. 24 iyunya.
7. SZ RF. 2011. № 48. St. 6724.
8. Rossiyskaya gazeta (spetsvypusk). 2013. 11 apr.
9. Romanovskaya O.V. Ponyatie spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi v rossiyskom prave. Glavnyy vrach: khozyaystvo i pravo. 2013. T. 4. S. 18-23.
10. Gesetz zum Schutz von Embryonen (Embryonenschutzgesetz - ESchG) / URL: http://www.gesetze-im-internet.de/eschg/BJNR027460990.html
11. Human Fertilisation and Embryology Act 1990. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1990/37/contents
12. Romanovskaya O.V. Svetskoe gosudarstvo i Russkaya pravoslavnaya tserkov´. Grazhdanin i pravo. 2013. № 5. S. 13-20.
13. Svitnev K.N. Surrogatnoe materinstvo v Rossii i v mire. URL: http://www.jurconsult.ru
14. URL: http://www.jurconsult.ru
15. Men´ A.V. Avraam, Iosif, Moisey: ikh istorichnost´. Men´ A.V. Istoriya religii: V poiskakh Puti, Istiny i Zhizni. V 7 t. T. 2: Magizm i Edinobozhie: Religioznyy put´ chelovechestva do epokhi velikikh Uchiteley. M., 1991. S. 354.
16. Tolkovaya Bibliya A.P. Lopukhina. URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/lopuhin/LOP/ot.htm
17. Nachalos´ vymiranie nashego naroda. Interv´yu Svyateyshego Patriarkha Aleksiya. Moskovskie novosti. 2006. 29 sent.
18. Sgrechcha E. Tambone V. Bioetika. M., 2002. S. 26.
19. Kruss V.I. Teoriya konstitutsionnogo pravopol´zovaniya. M., 2007. S. 602.
20. Rudinskiy F.M. Nauka prav cheloveka i problemy konstitutsionnogo prava. M., 2006. S. 58.