Saratov, Saratov, Russian Federation
The article investigates is the role of civil society in the implementation of law enforcement. The analysis allowed to identify the role of human rights social organization, religious denominations, Cossack brigades, the media, local authorities, lawyers and notaries in ensuring the protection of rights, freedoms and legitimate interests of citizens and legal entities.
civil society, protection of rights and freedoms, law-enforcement activity.
Сегодня в России действуют различные органы власти, обеспечивающие охрану и защиту прав, свобод и законных интересов различных субъектов. Вместе с тем анализ юридической практики свидетельствует о том, что лишь создание и функционирование специальных правоохранительных органов не приводит к надежной охране и защите прав, свобод и законных интересов субъектов. Права, свободы и законные интересы, к сожалению, нарушаются, количество нарушений увеличивается, а характер попрания фундаментальных основ правового положения граждан и юридических лиц с каждым годом становится все более изощренным. Поэтому в российских условиях при охране и защите прав, свобод и законных интересов различных лиц необходима деятельность негосударственных институтов – гражданского общества. Именно последние способствуют достижению значимого эффекта в данной сфере, а если и отсутствует какой-либо положительный результат, то хотя бы обращается внимание на социальную проблему. Защиту прав, свобод и законных интересов осуществляют различные институты гражданского общества: правозащитные общественные организации, религиозные конфессии, казачьи дружины, средства массовой информации (далее – СМИ), органы местного самоуправления, адвокатура, нотариат и др. В рамках данной статьи рассмотрим деятельность некоторых из них.
В современных условиях все более актуальным становится привлечение к правоохранительной деятельности казачьих общественных организаций. Вышеуказанная категория граждан активно участвует совместно с правоохранительными органами в стабилизации общественно-политической обстановки, в обеспечении общественного порядка, в подготовке молодежи к службе в казачьих частях. Такая деятельность закреплена, как правило, в региональных нормативных правовых актах. Например, в законах Краснодарского края «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае»1, Ставропольского края «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае»2 и др.
Члены казачьих дружин, не подменяя правоохранительные органы, проводят операции по проверке паспортного режима,участвуют в мероприятиях, направленных на выявление и пресечение нарушения требований миграционного законодательства, осуществляют патрулирование улиц, садовых участков, совместно с органами полиции раскрывают уголовные преступления, выявляют административные правонарушения, участвуют в мероприятиях с несовершеннолетними правонарушителями и подростками из неблагополучных семей. Кроме того, казачьи общественные организации занимаются патриотическим воспитанием молодежи. В частности, во многих регионах есть образовательные учреждения с кадетскими классами.
В последние годы наблюдается рост активизации деятельности различных правозащитных общественных объединений в сферах и областях жизни, где встречаются наиболее массовые, резонансные нарушения прав, свобод и законных интересов. Правозащитные организации играют важную роль в обеспечении законности и правопорядка. Например, многие факты злоупотреблений в детских учреждениях-интернатах (инъекции психотропными веществами в качестве наказания, сексуальные издевательства, нецелевое расходование бюджетных средств, выделяемых на содержание ребенка, различные виды мошенничества руководителей интернатов с жилыми помещениями сирот и т.д.) были получены соответствующими правозащитными организациями и переданы для их проверки в соответствующие правоохранительные органы, в том числе Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
С каждым годом растет гражданская религиозная активность, направленная, прежде всего, на защиту прав и свобод верующих осужденных. Ведь эффективность мер по их ресоциализации в значительной степени зависит не только от сотрудников исправительных учреждений, но и от активности религиозных организаций. Так, на территории исправительных учреждений некоторых субъектов РФ представители различных религиозных общин проводят работу, направленную на позитивное изменение внутренних установок и формирование духовных ценностей осужденных, на коррекцию их социального поведения, приобщение к законопослушанию3. Любая религия осуждает противоправные деяния, тем самым положительно влияя на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Церковь нравственно воздействует на осужденных в целях духовного очищения и отказа от совершения в дальнейшем преступлений и иных неправомерных поступков, подготавливает осужденных в период отбывания наказания к социальной ресоциализации и способствует возвращению в общество законопослушными гражданами.
Вместе с тем необходимо помнить, что повышение престижа религиозных конфессий и статуса религии в целом может иметь негативные последствия. Так, нередки случаи, когда звучат заявления о религиозно-региональной ущемленности, формируется религиозная нетерпимость, создаются на основе религиозной принадлежности криминальные, по сути, структуры, имеются факты конфессионального соперничества4 и даже вторжения в духовную жизнь россиян религиозных объединений из-за рубежа в целях подрыва основ конституционного строя, стабильности и правопорядка в стране.
Не последнюю роль в утверждении законности и правопорядка играют СМИ. Эффективность влияния СМИ на правоохранительную деятельность определяется, прежде всего, количеством и качеством средств коммуникации, пользуясь которыми, граждане могут донести свои чаяния и интересы до правоохранительных органов и, наоборот, получить информацию о работе последних. Именно из СМИ обществу становится известно о фактах правонарушений, реакции правоохранительных органов на его совершение, о ходе рассмотрения и привлечения виновных лиц к ответственности. В качестве примера можно привести телеканалы РенТВ, Дождь, РБК и др. Именно благодаря телеканалам «Дождь», РБК в ноябре 2013 г. вышел сюжет о кооперативе «Сосны» по итогам расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, нашедшего незадекларированную недвижимость у ряда высокопоставленных чиновников.
Однако бывают случаи, когда ангажированные СМИ, выражающие интересы определенных деструктивных групп, пытаются сознательно сформировать некий «образ врага» в лице органов внутренних дел и других правоохранительных органов. Любые, даже незначительные нарушения требований закона, служебной дисциплины, этических норм и правил попадают в поле зрения СМИ. Если было совершено преступление, то, как правило, сразу выходит в эфир несколько телепередач, ведется активная дискуссия случившегося в сети Интернет, вызывая тем самым резонанс в обществе. Поэтому необъективный и односторонний подход СМИ на то или иное событие может отрицательно повлиять на осуществление правоохранительной деятельности и соответственно на степень доверия общества к силовым структурам5.
Особую роль в правоохранительной деятельности играют такие институты гражданского общества, как адвокатура и частный нотариат. В отличие от иных институтов гражданского общества, адвокатура является универсальным субъектом правоохранительной деятельности, поскольку оказывает содействие правоохранительным органам либо гражданам и юридическим лицам в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов по разным аспектам правовой системы.
Адвокатура необходима в целях устранить и не допустить следственные и судебные ошибки при привлечении к уголовной ответственности, предании суду невиновных лиц, осуждении виновного за более тяжкое преступление нежели он совершил, или назначении более сурового наказания, чем заслуживает. Поэтому в таких случаях задачей адвоката является требование устранить подобные ошибки. При этом могут быть использованы такие способы, как привлечение внимания к недостаточности, неисследованности доказательств, подтверждающих вину подзащитного, доказыванию фактов, несовместимых с положенными в основу обвинения, и т.д. Вместе с тем защита ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в защиту неправомерного деяния. Кроме того, адвокат не должен применять незаконные методы и способы защиты, подтасовывать факты либо их искажать, подговаривать свидетелей или ставить наводящие вопросы и т.д. Более того, в отличие от правозащитных общественных организаций адвокат не может использовать полученную информацию во вред подзащитного, отказаться от защиты его прав, свобод и законных интересов.
Нотариат, как и все иные институты гражданского общества, проводит ежедневную работу по повышению уровня правовой культуры личности в частности и общества в целом. При этом задача нотариуса заключается не в охвате своим участием абсолютно всех случаев нуждаемости граждан в правовой помощи, а лишь в выполнении полномочий по совершению нотариальных действий в предоставленных законом рамках. Поэтому нотариус не вправе проводить консультации по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов в суде, а может лишь разъяснить невозможность совершить определенное действие и необходимость обратиться за защитой в соответствующую судебную инстанцию6.
В отличие от суда, правоохранительных органов и институтов гражданского общества особенности участия нотариата в правоохранительной деятельности заключаются в критерии бесспорности действий, в беспрепятственной и эффективной реализации участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Кроме того, нотариат имеет двоякую юридическую природу: с одной стороны, он выполняет свои функции независимо от государства, а, с другой – реализует полномочия, возложенные на него законом по предупреждению неправомерных деяний в ходе защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов. Ведь нотариальные акты обладают особой доказательственной силой по причине их достоверности и объективности, а это облегчает рассмотрение споров в суде. Более того, государство в лице правоохранительных органов берет на себя обязательства по обеспечению и исполнению нотариальных документов. При совершении нотариальных действий нотариус должен регистрировать каждое их них в соответствующем реестре, тем самым формируя архив юридически значимой документации. Данный реестр порой играет важную роль при защите прав, свобод и законных интересов, поскольку к нему могут обращаться компетентные органы и должностные лица при установлении обстоятельств различных юридических дел.
Активную многостороннюю правоохранительную деятельность осуществляют органы местного самоуправления. Это может выражаться в формировании муниципальной полиции (милиции). Однако в настоящее время меры по созданию последней не привели к какому-либо положительному результату. После реформы милиции действующий тогда глава Министерства внутренних дел России Р. Нургалиев заявил, что на современном этапе многие муниципальные и региональные власти с трудом обеспечивают финансирование муниципальных подразделений. Поэтому создание муниципальной полиции (милиции) было отложено на неопределенный срок.
Вместе с тем такой правоохранительный орган был образован в г. Ижевске. Управление муниципальной милиции г. Ижевска занимается охраной общественного порядка, предупреждением, выявлением и пресечением отдельных видов административных правонарушений, их документированием с целью дальнейшего применения мер административного воздействия, профилактикой правонарушений, терроризма и экстремизма7. Справедливости ради, необходимо отметить, что за рубежом функционирование подобных учреждений широко распространен. Они сформированы в Латвии, Франции, США и др. Функции муниципальной полиции носят, как правило, вспомогательный характер и могут быть реализованы органами государственной власти. Однако благодаря именно этому правоохранительному органу решается большое количество вопросов, возникающих по месту жительства граждан. Поэтому представляется целесообразным учесть отечественный и зарубежный опыт функционирования подобных учреждений и попытаться создать их по всей России.
Деятельность институтов гражданского общества в правоохранительной деятельности заключается в защите прав, свобод и законных интересов. Защиту прав, свобод и законных интересов осуществляют правозащитные общественные организации, религиозные конфессии, казачьи дружины, СМИ, органы местного самоуправления, адвокатура, нотариат и др.
1. Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka v Krasnodarskom krae. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 28 iyunya 2007 g. № 1267-KZ. http://www.regionz.ru/index.php?ds=1759407.
2. O privlechenii chlenov kazach´ikh obshchestv k gosudarstvennoy ili inoy sluzhbe v Stavropol´skom krae. Zakon Stavropol´skogo kraya ot 26 iyulya 2013 g. № 69-kz. http://www.dumask.ru/component/k2/item/12414-%D0%B7%D0%B0%D0%BA.
3. Ofitsial´nyy sayt UFSIN Rossii po Chuvashskoy Respublike - Chuvashii. http://www.21.fsin.su/1612111.php.
4. Sm.: Kryuchkov S.V. Stanovlenie grazhdanskogo obshchestva i puti profilaktiki destruktivnykh konfliktov kak problema formirovaniya ustanovok tolerantnogo soznaniya. Pravo kak tsennost´ i sredstvo gosudarstvennogo upravleniya obshchestvom: sb. nauch. tr. Vyp. 8. Volgograd, 2011. S. 99-100.
5. Sm.: Abramov O.A. Obshchestvennoe mnenie kak vazhneyshiy kriteriy otsenki deyatel´nosti politsii. Pravo ka tsennost´ i sredstvo gosudarstvennogo upravleniya obshchestvom: sb. nauch. tr. Vyp. 8. Volgograd, 2011. S. 223.
6. Sm.: Klyachin E.N. Rossiyskiy notariat - neobkhodimyy institut grazhdanskogo obshchestva. Grazhdanskoe obshchestvo i vlast´: protivniki ili partnery? M., 2005. S. 203.
7. Sm.: Ofitsial´nyy sayt Administratsii munitsipal´nogo obrazovaniya gorod Izhevsk. http://www.izh.ru/i/info/14250.html.