РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию роли гражданского общества в осуществлении правоохранительной деятельности. Проведенный анализ позволил выявить роль правозащитных общественных организаций, религиозных конфессий, казачьих дружин, СМИ, органов местного самоуправления, адвокатуры и нотариата в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Ключевые слова:
гражданское общество, защита прав и свобод, правоохранительная деятельность.
Текст

Сегодня в России действуют различные органы власти, обеспечивающие охрану и защиту прав, свобод и законных интересов различных субъектов. Вместе с тем анализ юридической практики свидетельствует о том, что лишь создание и функционирование специальных правоохранительных органов не приводит к надежной охране и защите прав, свобод и законных интересов субъектов. Права, свободы и законные интересы, к сожалению, нарушаются, количество нарушений увеличивается, а характер попрания фундаментальных основ правового положения граждан и юридических лиц с каждым годом становится все более изощренным. Поэтому в российских условиях при охране и защите прав, свобод и законных интересов различных лиц необходима деятельность негосударственных институтов – гражданского общества. Именно последние способствуют достижению значимого эффекта в данной сфере, а если и отсутствует какой-либо положительный результат, то хотя бы обращается внимание на социальную проблему. Защиту прав, свобод и законных интересов осуществляют различные институты гражданского общества: правозащитные общественные организации, религиозные конфессии, казачьи дружины, средства массовой информации (далее – СМИ), органы местного самоуправления, адвокатура, нотариат и др. В рамках данной статьи рассмотрим деятельность некоторых из них.

В современных условиях все более актуальным становится привлечение к правоохранительной деятельности казачьих общественных организаций. Вышеуказанная категория граждан активно участвует совместно с правоохранительными органами в стабилизации общественно-политической обстановки, в обеспечении общественного порядка, в подготовке молодежи к службе в казачьих частях. Такая деятельность закреплена, как правило, в региональных нормативных правовых актах. Например, в законах Краснодарского края «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае»1, Ставропольского края «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае»2 и др.

Члены казачьих дружин, не подменяя правоохранительные органы, проводят операции по проверке паспортного режима,участвуют в мероприятиях, направленных на выявление и пресечение нарушения требований миграционного законодательства, осуществляют патрулирование улиц, садовых участков, совместно с органами полиции раскрывают уголовные преступления, выявляют административные правонарушения, участвуют в мероприятиях с несовершеннолетними правонарушителями и подростками из неблагополучных семей. Кроме того, казачьи общественные организации занимаются патриотическим воспитанием молодежи. В частности, во многих регионах есть образовательные учреждения с кадетскими классами.

В последние годы наблюдается рост активизации деятельности различных правозащитных общественных объединений в сферах и областях жизни, где встречаются наиболее массовые, резонансные нарушения прав, свобод и законных интересов. Правозащитные организации играют важную роль в обеспечении законности и правопорядка. Например, многие факты злоупотреблений в детских учреждениях-интернатах (инъекции психотропными веществами в качестве наказания, сексуальные издевательства, нецелевое расходование бюджетных средств, выделяемых на содержание ребенка, различные виды мошенничества руководителей интернатов с жилыми помещениями сирот и т.д.) были получены соответствующими правозащитными организациями и переданы для их проверки в соответствующие правоохранительные органы, в том числе Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

С каждым годом растет гражданская религиозная активность, направленная, прежде всего, на защиту прав и свобод верующих осужденных. Ведь эффективность мер по их ресоциализации в значительной степени зависит не только от сотрудников исправительных учреждений, но и от активности религиозных организаций. Так, на территории исправительных учреждений некоторых субъектов РФ представители различных религиозных общин проводят работу, направленную на позитивное изменение внутренних установок и формирование духовных ценностей осужденных, на коррекцию их социального поведения, приобщение к законопослушанию3. Любая религия осуждает противоправные деяния, тем самым положительно влияя на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Церковь нравственно воздействует на осужденных в целях духовного очищения и отказа от совершения в дальнейшем преступлений и иных неправомерных поступков, подготавливает осужденных в период отбывания наказания к социальной ресоциализации и способствует возвращению в общество законопослушными гражданами.

Вместе с тем необходимо помнить, что повышение престижа религиозных конфессий и статуса религии в целом может иметь негативные последствия. Так, нередки случаи, когда звучат заявления о религиозно-региональной ущемленности, формируется религиозная нетерпимость, создаются на основе религиозной принадлежности криминальные, по сути, структуры, имеются факты конфессионального соперничества4 и даже вторжения в духовную жизнь россиян религиозных объединений из-за рубежа в целях подрыва основ конституционного строя, стабильности и правопорядка в стране.

Не последнюю роль в утверждении законности и правопорядка играют СМИ. Эффективность влияния СМИ на правоохранительную деятельность определяется, прежде всего, количеством и качеством средств коммуникации, пользуясь которыми, граждане могут донести свои чаяния и интересы до правоохранительных органов и, наоборот, получить информацию о работе последних. Именно из СМИ обществу становится известно о фактах правонарушений, реакции правоохранительных органов на его совершение, о ходе рассмотрения и привлечения виновных лиц к ответственности. В качестве примера можно привести телеканалы РенТВ, Дождь, РБК и др. Именно благодаря телеканалам «Дождь», РБК в ноябре 2013 г. вышел сюжет о кооперативе «Сосны» по итогам расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, нашедшего незадекларированную недвижимость у ряда высокопоставленных чиновников.

Однако бывают случаи, когда ангажированные СМИ, выражающие интересы определенных деструктивных групп, пытаются сознательно сформировать некий «образ врага» в лице органов внутренних дел и других правоохранительных органов. Любые, даже незначительные нарушения требований закона, служебной дисциплины, этических норм и правил попадают в поле зрения СМИ. Если было совершено преступление, то, как правило, сразу выходит в эфир несколько телепередач, ведется активная дискуссия случившегося в сети Интернет, вызывая тем самым резонанс в обществе. Поэтому необъективный и односторонний подход СМИ на то или иное событие может отрицательно повлиять на осуществление правоохранительной деятельности и соответственно на степень доверия общества к силовым структурам5.

Особую роль в правоохранительной деятельности играют такие институты гражданского общества, как адвокатура и частный нотариат. В отличие от иных институтов гражданского общества, адвокатура является универсальным субъектом правоохранительной деятельности, поскольку оказывает содействие правоохранительным органам либо гражданам и юридическим лицам в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов по разным аспектам правовой системы.

Адвокатура необходима в целях устранить и не допустить следственные и судебные ошибки при привлечении к уголовной ответственности, предании суду невиновных лиц, осуждении виновного за более тяжкое преступление нежели он совершил, или назначении более сурового наказания, чем заслуживает. Поэтому в таких случаях задачей адвоката является требование устранить подобные ошибки. При этом могут быть использованы такие способы, как привлечение внимания к недостаточности, неисследованности доказательств, подтверждающих вину подзащитного, доказыванию фактов, несовместимых с положенными в основу обвинения, и т.д. Вместе с тем защита ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в защиту неправомерного деяния. Кроме того, адвокат не должен применять незаконные методы и способы защиты, подтасовывать факты либо их искажать, подговаривать свидетелей или ставить наводящие вопросы и т.д. Более того, в отличие от правозащитных общественных организаций адвокат не может использовать полученную информацию во вред подзащитного, отказаться от защиты его прав, свобод и законных интересов.

Нотариат, как и все иные институты гражданского общества, проводит ежедневную работу по повышению уровня правовой культуры личности в частности и общества в целом. При этом задача нотариуса заключается не в охвате своим участием абсолютно всех случаев нуждаемости граждан в правовой помощи, а лишь в выполнении полномочий по совершению нотариальных действий в предоставленных законом рамках. Поэтому нотариус не вправе проводить консультации по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов в суде, а может лишь разъяснить невозможность совершить определенное действие и необходимость обратиться за защитой в соответствующую судебную инстанцию6.

В отличие от суда, правоохранительных органов и институтов гражданского общества особенности участия нотариата в правоохранительной деятельности заключаются в критерии бесспорности действий, в беспрепятственной и эффективной реализации участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Кроме того, нотариат имеет двоякую юридическую природу: с одной стороны, он выполняет свои функции независимо от государства, а, с другой – реализует полномочия, возложенные на него законом по предупреждению неправомерных деяний в ходе защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов. Ведь нотариальные акты обладают особой доказательственной силой по причине их достоверности и объективности, а это облегчает рассмотрение споров в суде. Более того, государство в лице правоохранительных органов берет на себя обязательства по обеспечению и исполнению нотариальных документов. При совершении нотариальных действий нотариус должен регистрировать каждое их них в соответствующем реестре, тем самым формируя архив юридически значимой документации. Данный реестр порой играет важную роль при защите прав, свобод и законных интересов, поскольку к нему могут обращаться компетентные органы и должностные лица при установлении обстоятельств различных юридических дел.

Активную многостороннюю правоохранительную деятельность осуществляют органы местного самоуправления. Это может выражаться в формировании муниципальной полиции (милиции). Однако в настоящее время меры по созданию последней не привели к какому-либо положительному результату. После реформы милиции действующий тогда глава Министерства внутренних дел России Р. Нургалиев заявил, что на современном этапе многие муниципальные и региональные власти с трудом обеспечивают финансирование муниципальных подразделений. Поэтому создание муниципальной полиции (милиции) было отложено на неопределенный срок.

Вместе с тем такой правоохранительный орган был образован в г. Ижевске. Управление муниципальной милиции г. Ижевска занимается охраной общественного порядка, предупреждением, выявлением и пресечением отдельных видов административных правонарушений, их документированием с целью дальнейшего применения мер административного воздействия, профилактикой правонарушений, терроризма и экстремизма7. Справедливости ради, необходимо отметить, что за рубежом функционирование подобных учреждений широко распространен. Они сформированы в Латвии, Франции, США и др. Функции муниципальной полиции носят, как правило, вспомогательный характер и могут быть реализованы органами государственной власти. Однако благодаря именно этому правоохранительному органу решается большое количество вопросов, возникающих по месту жительства граждан. Поэтому представляется целесообразным учесть отечественный и зарубежный опыт функционирования подобных учреждений и попытаться создать их по всей России.

Деятельность институтов гражданского общества в правоохранительной деятельности заключается в защите прав, свобод и законных интересов. Защиту прав, свобод и законных интересов осуществляют правозащитные общественные организации, религиозные конфессии, казачьи дружины, СМИ, органы местного самоуправления, адвокатура, нотариат и др.

Список литературы

1. Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае. Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ // http://www.regionz.ru/index.php?ds=1759407.

2. О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае. Закон Ставропольского края от 26 июля 2013 г. № 69-кз // http://www.dumask.ru/component/k2/item/12414-%D0%B7%D0%B0%D0%BA.

3. Официальный сайт УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии // http://www.21.fsin.su/1612111.php.

4. См.: Крючков С.В. Становление гражданского общества и пути профилактики деструктивных конфликтов как проблема формирования установок толерантного сознания // Право как ценность и средство государственного управления обществом: сб. науч. тр. Вып. 8. Волгоград, 2011. С. 99-100.

5. См.: Абрамов О.А. Общественное мнение как важнейший критерий оценки деятельности полиции // Право ка ценность и средство государственного управления обществом: сб. науч. тр. Вып. 8. Волгоград, 2011. С. 223.

6. См.: Клячин Е.Н. Российский нотариат - необходимый институт гражданского общества // Гражданское общество и власть: противники или партнеры? М., 2005. С. 203.

7. См.: Официальный сайт Администрации муниципального образования город Ижевск // http://www.izh.ru/i/info/14250.html.


Войти или Создать
* Забыли пароль?