SPECIFICITY OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents modern approaches to improve the legal culture of cadets of military universities of the Russian Federation. The characteristic of components of the model of the formation of legal culture is given. The essential content of the presented components is disclosed with such indicators that form the legal culture of cadets of military universities of the Russian Federation to the greatest extent.

Keywords:
cadets of military universities, the formation of legal culture, modern methods
Text

Вопросы, связанные с обороноспособностью и безопасностью всегда тревожили руководителей (от царей до президентов) и общественность России, как в минувшие века, так и сегодня. Основа государственной безопасности любой страны – Вооруженные силы, стоящие на страже ее национальных интересов. Боеготовность и боеспособность Вооруженных сил зависит от множества составляющих, предопределяющую роль в которых, бесспорно, играет человек (военнослужащий). Необходимо отметить, что в свою очередь, высокий морально-боевой дух военнослужащих поддерживается целым рядом факторов. Одним из таких основополагающих компонентов морально-психологической подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач (наряду с патриотизмом и социальной ответственностью), является правовая культура военнослужащих (далее по тексту ПКВ).

ПКВ, возникает как возвышенная форма правосознания и выражается в том, что военнослужащий овладевает юридическими познаниями, проявляет уважение к закону, праву, сознательно соблюдает нормы права, понимает свою социальную ответственность и непримиримо борется с правонарушениями. Другими словами ПКВ – это ее позитивное правосознание военнослужащего в действии [1. С. 75].

Проблемы, связанные с формированием ПКВ в современной российской действительности встают как никогда остро. Российское общество традиционно обладает известной долей правового скепсиса и не всегда уважительно (особенно в последнее время) относится к правовым установлениям. Важно отметить и весьма интенсивное влияние современных СМИ на психику военнослужащих, даже при условии относительной закрытости военных частей от внешнего мира. Современное телевидение, радио, Интернет и печать не всегда корректно освещают некоторые вопросы правового характера. В отдельных случаях мы видим довольно нигилистические телевизионные передачи, видеоролики и откровенно провокационные публикации, слышим скандальные выступления по радио.

Несомненно, что начинать борьбу с такими явлениями, добиваться постепенного повышения уровня ПКВ целесообразно, прежде всего, среди офицерского корпуса. Собственно офицерский корпус, на протяжении многих столетий и был источником воинской дисциплины, вековых традиций и ПКВ. В связи с этим, особое внимание должно уделяться формированию правовой культуры курсантов военных вузов (далее по тексту ПК КВВ). КВВ это основа успешного комплектования Вооруженных сил России грамотными, компетентными кадрами, а также поддержания должного правопорядка и дисциплины в войсках. Именно от них, лейтенантов дня завтрашнего, завысит уровень культурных ценностей и правовой климат в войсках.

Научная разработка конкретных форм формирования ПК КВВ предполагает определение цели воспитательных усилий. Поскольку взаимосвязь и взаимообусловленность всех форм сознания предполагает, что в обыденной жизни ни одно из них не находится в «чистом виде», такие подходы вызывают существенные трудности и, в какой-то степени, носят условный характер. То есть, отражая различные стороны объективной действительности, эстетические и этические воззрения, правовое и общественно-политического сознание, и т. д. имеют свои особенности, определяющиеся предметом отражения и обусловленным этим предметом углом отражения явлений.

Наиболее полное развитие всех сторон ПК КВВ требует разработки методологии и особых методик, специальных воспитательных средств и приемов применительно к развитию каждой формы общественного сознания. Формирование у КВВ, не только профессиональных качеств, но и патриотизма, воинской чести и высокой нравственности, является первоочередной задачей воспитания в военном вузе [2. С. 3-5][1].

Это возможно лишь на основе осмысления особенностей конкретных форм сознания и четкого определения целей  и задач воспитательных усилий в каждом случае. Одновременно разработка специфических воспитательных методов для развития каждой из форм общественного сознания предполагает также установление связей и способов взаимовлияния различных форм общественного сознания, без чего невозможно создание единой системы социального воспитания, основанной на принципе комплексности воспитательной работы. Сложная, требующая значительных усилий и средств работа должна проводиться на основе войскового и жизненного опыта, с учетом примеров из лучших правовых практик лично полезных и необходимых каждому.

Содержание формирования ПК КВВ определяется главным образом нуждами Вооруженных сил в упорядоченности военно-правовых отношений. Поэтому актуальными становятся те нормы, основополагающие начала и идеи права, которые ближе всего стоят к актам наиболее распространенного поведения. По-видимому, вопрос об информационном аспекте должен решаться не в общем виде для КВВ, а для каждого военного вуза в отдельности [3.С. 167-176].

Право, моделируя все наиболее существенные отношения, способствует установлению правильных связей КВВ с сослуживцами, обществом, государством. Для КВВ, которые непосредственно готовятся к служебно-боевой деятельности, находятся пока  в стадии становления, осознание правовых понятий и норм, основных прав и обязанностей облегчает процесс социализации, который обычно рассматривается как установление связей и правильных отношений с окружающей действительностью. Правовая активность для КВВ является разновидностью социальной активности, как высшей формы проявления активности общественных субъектов, выражающейся в особой социально значимой деятельности. Она проявляется в обширном и эффективном применении средств правового регулирования.

Поскольку состояние демократических устоев в Российской Федерации предполагает всевозрастающее участие всех в жизни государства, важным фактором такой подготовки является, изучение правовых аспектов демократии, понимание, как сущности соответствующих общественных отношений, так и принципов регулирования их правыми нормами. Особое значение в этом плане имеет знание норм Основного закона нашего государства – Конституции Р.Ф.

Принимая во внимание существующие в науке взгляды на структуру целостной личности, методологические трактовки состава и структуры ПК КВВ, как социально-педагогического феномена, авторы выделяют ряд подходов:

  1. личностно ориентированный подход;
  2. контекстный подход;
  3.  деятельностный подход;
  4. системный подход.

Выделенные подходы в их взаимосвязи образуют структуру. Системообразующим в ней выступают цели и задачи формирования ПК КВВ. Именно формирование ПК КВВ, как цель, позволяет функционировать системе, а управляющее воздействие компонентов друг на друга позволяет действовать сообща, в единой «связке», работая на конечный результат [4. С. 55].

Личностно ориентированный подход позволяет формировать ПК КВВ с акцентом на личность, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучаемого. В рамках этого подхода необходимо учесть и изучить имеющийся у курсантов личностный опыт, попытаться установить доверительно-уважительную атмосферу помочь КВВ определить и раскрыть их возможности, обнаружить в себе уверенность и самореализоваться.

Контекстный подход определяет ориентацию будущих офицеров на военно-профессиональную деятельность, моделируемую посредством использования системы традиционных и активных форм и методов обучения и соответственно максимально схожую с профессиональной. Эта модель демонстрирует КВВ, что входит в профессиональную деятельность, давая возможность соединить воедино сведения об отдельных сторонах профессиональной деятельности. Наличие разных методологических подходов, применяемых в процессе реализации данной модели, обусловлено тем фактом, что получение требуемого результата возможно только при использовании их в совокупности. Кроме того, в таком случае будет возможна организация формирования ПК КВВ как единого процесса, который базируется на специально организуемой деятельности, осуществляемой в процессе профессиональной подготовки.

Деятельностный подход основывается на том, что для формирования ПК КВВ применяется сопровождение главными субъектами образовательного процесса, которые активно принимают участие в разнообразных видах деятельности.

Системный подход предоставляет возможность для разработки структурно-функциональной модели процесса формирования ПК КВВ, с помощью, которой, в свою очередь, определяются возможности процесса обучения и правового воспитания, а также поиска способов увеличения результативности работы в этом направлении.

Выделяют несколько положений, касающихся системного подхода. По нашему мнению, к процессу формирования ПК КВВ следует подходить как к педагогической системе, используя при этом первые два положения. Проводя такое теоретическое исследование, есть вероятность при моделировании получить новое познание. Конструирование подобной модели – первое условие движения от абстрактного к конкретному в теоретическом исследовании, а также способ теоретического воспроизведения цельного объекта в сознании.

На основании сказанного выше можно выделить следующие основные этапы моделирования педагогического процесса:

1) определение специфических особенностей реальных процессов и их направлений развития;

2)  формулирование ключевой идеи обновления и ее аргументация;

3)  мысленная компоновка преобразуемых объектов;

Осуществляемые этапы моделирования обуславливают наличие у модели четырех специфических особенностей:

1) объективное соответствие моделируемому объекту;

2) способность заменять изучаемый объект на некоторых этапах его изучения;

3) способность предоставлять в процессе проведения исследования сведения, которые можно проверить опытным путем;

4) присутствие строгих правил, касающихся перехода от модельной информации (полученной в ходе изучения модели) к информации о самом моделируемом объекте.

Таким образом, процесс формирования ПК КВВ, изменяется с течением времени. Причиной тому являются изменения, происходящие в развитии общества. Отсюда следует, что отличительным признаком созданной модели является динамичность. При этом для этого вида моделирования требуется структурная схожесть систем отношений модели и оригинала. У всех элементов модели имеется своя цель, направленная на формирование ПК КВВ, и соответственно – содержание, включающее главные идеи правового образования и воспитания, в состав которых, в свою очередь, входят организационные формы, методы и средства, обеспечивающие результативность организации процесса формирования ПК КВВ.

Содержание модели формирования ПК КВВ составляют следующие основные компоненты: целевой, мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный, которые выполняют познавательную, развивающую, ценностно-ориентированную и практическую функции.

Дадим краткую характеристику каждого из обозначенных компонентов модели формирования ПК КВВ.

Целевой компонент – связан с формированием в условиях педагогического в процессе обучения в военном вузе определенного уровня ПК КВВ, необходимого и достаточного для его повседневной жизни и осуществления профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностной компонент включает в себя формирование потребности и соответствующей им мотивации КВВ к освоению правовых знаний, а так же умений, навыков в их применении и предполагает разработку системы стимулов для активизации деятельности КВВ. Сам процесс формирования ПК КВВ (усвоение правовых знаний, умений, навыков, формирование правового сознания, применение полученных знаний и убеждений в служебно-боевой деятельности) мы условно разделили на два основных этапа:

-  усвоение правовых знаний;

- превращение их в убеждения, принципы жизненной и профессиональной позиции.

При освещении вопросов связанных с формированием ПК КВВ в условиях педагогического процесса в военном вузе необходимо постоянно обращать внимание обучаемых на ценностное наполнение их содержания, практическую значимость нормативно-правовых положений. Важно, чтобы представляемые материалы затронули эмоциональную сферу КВВ, носили яркий и наглядный характер.

Основой разработки содержательно-деятельностного компонента модели формирования ПК КВВ выступает интеграция требований нормативных правовых актов, повседневной жизни и профессиональной деятельности будущих офицеров.

Сущностное наполнение содержательно-деятельностного компонента ориентировано на реализацию следующих принципов: законности, научности, преемственности, целостности, системности и связи с военно-применительной практикой [5].

Оценочно-результативный компонент позволяет выявить соответствие (несоответствие) содержания и способов педагогической деятельности поставленным целям по формированию ПК КВВ. Данный компонент включает в себя адекватную оценку результативности формирования ПК КВВ, служащую при необходимости основой коррекции данного вопроса; свидетельствует о полноценной реализации поставленной цели по формированию ПК КВВ.

Итак, мы осуществили сущностное наполнение представленных компонентов такими показателями, которые в наибольшей степени отражали бы именно процесс формирования ПК КВВ. При этом мы стремились к тому, чтобы осуществлялась направленность на три основные сферы жизни КВВ: повседневная жизнь, обучение в военном вузе, будущая профессиональная деятельность.

Рассмотренные составляющие представляют собой основу модели по формированию ПК КВВ. Все составляющие равнозначны и предполагают свою одновременную реализацию в образовательном процессе военного вуза

 (см. рис. 1)

 

 

Таким образом, важным для успешного формирования ПК КВВ –готовность будущего офицера к выполнению профессиональных функций. Решение этой задачи требует, как правило, освоения практики в области военно-уголовного и административного законодательства, особенностей конкретной сферы правовых отношений, определяемой будущей службой.

Анализируемые навыки должны базироваться на знании правового материала, что предполагает четкие представления о системе российского права, знаний изданий, в которых публикуется соответствующий правовой материал, умение понять смысл законодательных актов и норм и правильно употребить их на практике. Они предполагают также практические умения в каждом необходимом случае обеспечить охрану и защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, отстоять конституционный строй и территориальную целостность Российской Федерации.

 

[1] См.: Медведев Д.А. Рос. газ. – 2009. – 13 нояб. – С. 3-5.

References

1. Blauberg, I.V. Formation and essence of the systems approach // M .: Nauka, 1973. 270 p.

2. Baranov A.V. Theory of State and Law: studies. - Tomsk: Publishing house of Tomsk University of control systems and radio electronics, 2015. - 238 p.

3. Sigalov K.E., Mukienko I.N. Once again about the mysteries of the Russian legal culture // Space and Time. 2016. № 1-2 (23-24). Pp. 167-176.

4. Cities, P.N. Optimization of the process of education in higher military school. // M., 1983.123 p.

5. Medvedev D.A. Russian newspaper № 5038 - 2009. - November 13


Login or Create
* Forgot password?