PROBLEMS OF INDIVIDUAL REQUIREMENTS FOR THE TRANSPORTATION OF PASSENGERS AND BAGGAGE BY CAR TAXI
Abstract and keywords
Abstract (English):
The provisions of regulatory legal acts that establish requirements for the transportation of passengers and luggage by passenger taxis are considered. The negative aspects of their implementation are analyzed and proposals are formulated in order to eliminate certain problems in the field of taxi activity.

Keywords:
passenger taxi, passenger, normative legal acts, requirements, issues
Text

Доступность и объективная востребованность услуг частных перевозок (из-за недостаточного количества видов городского пассажирского транспорта общего пользования, и удовлетворения потребностей населения в передвижениях в вечернее и ночное время суток) определяют функционирование обширного сектора национальной экономики – «рынка такси» [4, c. 121].

Правовое регулирование перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет выделить два уровня правовой регламентации таксомоторной деятельности: федеральный и региональный. К первому относятся Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, ГОСТ Р 58287-2018 Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций [7]. Общие технические требования ФЗ РФ от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ [5]. Ст. 9, содержащаяся в последнем акте, предусматривает основные положения о деятельности легкового такси (атрибуты и требования к автомобилю, требования к водительскому стажу, условия получения лицензии и осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси). Существование регионального уровня правового регулирования таксомоторной деятельности связано с правом субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные требования для участников анализируемой сферы.

Двухуровневая система законодательства закрепляет конкретные положения относительно субъектов таксомоторной деятельности и самого автомобиля - легкового такси. За их несоблюдение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Следовательно, требования к перевозке пассажиров и багажа легковым такси являются реальными и подлежат обязательному исполнению, в противном случае налагается административная санкция.

Атрибутика транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предусматривает наличие цветографической схемы, опознавательного фонаря, таксометра.

  1. Цветографическая схема.

Данная схема состоит из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Такая композиция помещается на кузове (боковых поверхностях кузова) [8, c. 107]. ГОСТ Р 58287-2018 устанавливает, что она состоит из черных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. Схемы, располагаемые с правой и левой боковых поверхностей кузова, должны быть одинаковы по виду, цвету, размеру. В этой ситуации мы видим определенное противоречие. Черный и белый цвета являются контрастными, но эта характеристика применима к композиции из белых и синих квадратов, вариантов множество.

  1. Опознавательный фонарь.

Законодатель в «Законе о такси» и ГОСТ Р 58287-2018 указывает, что опознавательный фонарь должен быть оранжевого цвета. Последний акт содержит дополнительное положение о необходимости его подсветки.

  1. Таксометр.

Цифровизация общества и повсеместное распространение смартфонов, а также постепенный уход с рынка диспетчерских служб, в связи с популярностью агрегаторов, способствовали тому, что необходимость в отдельном самостоятельном таксометре отпала. Агрегаторы работают через специальное приложение, устанавливаемое на смартфон, оно уже его предусматривает. Таким образом, целесообразно пересмотреть это требование и указать, что таксометр встроен в программное обеспечение, предоставляемое агрегатором.

Вышеуказанные три требования относятся к всеобщим и не могут корректироваться в субъектах Российской Федерации. Последние вправе дополнить этот перечень другими атрибутами и характеристиками, например, окрас кузова.

В Костромской области предусмотрен основной белый или черный цвет кузова, на его боковых поверхностях должна размещаться светоотражающая полоса желтого цвета. Единое оформление для общественного транспорта и легкового такси планируют ввести в Прикамье. Если соответствующее положение будет принято региональными властями, то легковое такси будет иметь белый окрас кузова, на боковые поверхности которого нанесут полосы из красных и белых квадратов в шахматном порядке. Последний пункт не противоречит условию контрастности, но не предусмотрен ГОСТ Р 58287-2018. В г. Москве установлен желтый цвет такси, а в Московской области - белый.

Не все регионы пользуются своим правом введения обязательного цвета легкового такси. Так, в Орловской и Липецкой областях цвет не установлен.

Несомненно, единый цвет кузова автомобиля легкового такси, наличие установленной атрибутики способствует его быстрой идентификации в потоке транспортных средств.

К водителям легкового такси устанавливаются общие требования: наличие водительского стажа не менее трех лет и водительское удостоверение категории «В» или «ВЕ». При этом удостоверение может быть российским национальным или международным. В последнем случае  водителем будет иностранный гражданин, который прибыл в Российскую Федерацию для работы и получил соответствующее разрешение, патент. Законодательного запрета для осуществления таксомоторной деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации нет.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 155-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» [6] предлагает не допускать в качестве водителей легкового такси лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это положение распространяется на граждан РФ и иностранных граждан государств-членов Евразийского экономического союза, которым не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности согласно статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [3]. Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 155-ФЗ использует термин «работник» и вступает в силу с 1 марта 2023 года. Зачастую рабочие отношения между агрегатором, таксопарком, собственником транспортного средства и водителем отсутствуют. В этом случае, у последнего не возникает обязанность предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо, о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Возможно, законодатель в будущем планирует предусмотреть факт возникновения рабочих отношений между водителем и собственником транспортного средства, используемого в качестве легкового такси. Вместе с тем, исходя из существующих положений и реалий непонятно, как быть, в случае если указанные выше субъекты совпадают, кому водитель-собственник легкового такси предоставляет данную справку.

Таксомоторная деятельность осуществляется при наличии лицензии. Субъектом ее получения является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Он может не иметь в собственности автомобиль, на который оформляет разрешительный документ. Это приводит к негативным последствиям. Первое – это возможность продажи лицензии. Зачастую в этой схеме участвуют фирмы-однодневки. В течение непродолжительного времени они ликвидируются, и разрешение становится недействительным. Второе – это отсутствие в законе положения о возможности оформления лицензии гражданином, обладающим статусом самозанятого, что ограничивает его права и побуждает к совершению противоправных действий: либо осуществлять перевозку без разрешения, либо купить ее.

Различна практика регионов по определению стоимости оказания услуг по оформлению лицензии на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси [2, c. 129]. Она может оказываться бесплатно или оплачиваться в размере и 44 рублей и 3750 рублей, предел не установлен. Полученные денежные средства за услугу поступят в бюджет, т.е. это источник его пополнения. Вместе с тем, нарушается право  граждан на равенство в пределах Российской Федерации.

Введение лицензии в 2011 г. позволило вытеснить с рынка легкового такси нелегальных перевозчиков и навести относительный порядок в отрасли. Однако с появлением агрегаторов, количество «нелегалов» вновь возросло. Это связано с тем, что оформление осуществляется путем скачивания соответствующего приложения и отправки фотографий документов. Даже если на транспортное средство не оформлено разрешение, его водитель может осуществлять перевозку. Такая практика не повсеместна. В крупных городах агрегатор не оказывает информационные услуги водителям транспортных средств, на которые не оформлены разрешительные документы, чего нельзя сказать о небольших населенных пунктах. 

На автомобиль, используемый в качестве легкового такси, должны быть оформлены полис ОСАГО и диагностическая карта. Страхование автомобильной гражданской ответственности является обязательным условием для использования транспортного средства в повседневной жизни. При оформлении полиса собственник машины уведомляет страхователя о том, что целью будет использование автомобиля в качестве легкового такси, что приводит к увеличению суммы страхового взноса. Не всегда граждане сообщают о том, что машина будет задействована в перевозках пассажиров и багажа в качестве легкового такси, тем самым занижая стоимость полиса. Возникает вопрос о действительности такого документа в случае участия легкового такси в дорожно-транспортном происшествии.

Еще одним проблемным аспектом является прохождение технического осмотра. В «обычной жизни» его периодичность зависит от даты выпуска автомобиля, а легковое такси должно проходить осмотр раз в полгода независимо от возраста машины. В связи с тем, что это платная услуга, отдельные граждане, работающие в таксомоторной сфере, пренебрегают этим требованием.

Водитель легкового такси должен проходить медицинский и технический осмотры, отметки об этом проставляются в путевом листе. В современных условиях предлагается внедрение дистанционных медицинских осмотров. Действительно, развитие технологий позволяет автоматизировать процессы измерения температуры и давления, установления наличия или отсутствия состояния алкогольного опьянения. Вместе с тем, опьянение может быть и наркотическим. Для его определения без осмотра медицинским работником не обойтись. Без визуального осмотра транспортного средства пока невозможно установить его исправность. Следовательно, дистанционные медицинские и технические осмотры, вероятно, можно реализовать в будущем при должном технологическом развитии.

Анализ нормативных правовых актов, посвященных регулированию таксомоторной сферы, позволяет определить комплекс требований для водителя и транспортного средства. Они различны в зависимости от уровня их введения: федеральный или региональный. Модель требований к перевозке пассажиров и багажа легковым такси может быть представлена следующим образом:

1. Федеральный уровень.

а) Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси:

  • Категория,
  • Цветографическая схема,
  • Опознавательный фонарь,
  • Таксометр,
  • Лицензия,
  • Прохождение технического осмотра,
  • Наличие полиса ОСАГО и диагностической карты.

б) Водитель легкового такси:

  • Возраст,
  • Категория прав,
  • Наличие водительского стажа,
  • Прохождение медицинского осмотра,
  • Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо, о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (с 1 марта 2023 г.).

2. Региональный уровень.

а) Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси:

  • Цветовая гамма кузова,
  • Возраст транспортного средства,
  • Экологический класс транспортного средства.

б) Водитель легкового такси:

  • Знание языка,
  • Знание территории населенного пункта.

Разрабатывая такие требования государство, безусловно, рассчитывает, что они будут востребованы и реализованы. Именно в этом случае абстрактные положения «обретают жизнь» [1, c. 14]. Для того чтобы осуществлять перевозки пассажиров и багажа, необходимо, чтобы:

  1. автомобиль - легковое такси при необходимости окрасить в цвет, установленный в регионе;
  2. автомобиль - легковое такси оснастить фонарем оранжевого цвета с подсветкой, цветографической схемой, таксометром;
  3. оформить лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также полис ОСАГО и диагностическую карту.
  4. Водитель должен иметь стаж управления транспортным средством не менее трех лет и водительское удостоверение категории «В» или «ВЕ».
  5. Необходимо обеспечить возможность прохождения медицинского осмотра водителя и технического осмотра автомобиля.

Все перечисленные выше мероприятия требуют определенных финансовых вложений, которые варьируются в зависимости от субъекта Российской Федерации. Участник сферы перевозок, осуществляемых легковым такси, стремится минимизировать свои затраты путем предоставления неправдоподобных сведений о цели использования транспортного средства, нарушая периодичность прохождения технического осмотра и игнорируя требования о медицинском и техническом осмотрах перед выходом на линию.

References

1. Alekseeva, L. A. Law enforcement as a special form of law enforcement / L. A. Alekseeva, S. A. Mayorova // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. - 2021. - No. 2 (87). - P. 9-14.

2. Garina, O. V. The right of citizens to the safety of transportation by passenger taxis / O. V. Garina // Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement. - 2019. - No. 1(2). - S. 129-132.

3. Treaty on the Eurasian Economic Union: [dated May 29, 2014: as amended. dated 01.10.2019] // Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru. - 01/16/2015.

4. Kripak, M. N. Improving the methods of organizing transportation and management in the taxi business / M. N. Kripak, O. A. Lebedeva, Yu. O. Poltavskaya // Modern technologies. System analysis. Modeling. - 2021. - No. 3(71). - S. 121-127.

5. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 69-FZ: [dated April 21, 2011: as amended. dated 02.07.2021] // Collection. legislation Ros. Federation. - 2011. - No. 17, art. 2310.

6. On amendments to the Labor Code of the Russian Federation: Federal Law No. 155-FZ: [dated 06/11/2022] // Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - No. 126.

7. On approval of the national standard of the Russian Federation: Order of Rosstandart N 1032: [dated 11/27/2018] // Standartinform, Moscow - 2018.

8. Revnov, B. A. Features of the qualification of an administrative offense under Part 1.1 and 1.2 of Art. 12.17 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation / B. A. Revnov // Legal Science. - 2017. - No. 1. - P. 107-113.


Login or Create
* Forgot password?