ПРОБЛЕМАТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены положения нормативных правовых актов, устанавливающие требования к перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Проанализированы негативные аспекты их реализации и сформулированы предложения в целях устранения отдельных проблем в сфере таксомоторной деятельности.

Ключевые слова:
легковое такси, пассажир, нормативные правовые акты, требования, проблематика
Текст

Доступность и объективная востребованность услуг частных перевозок (из-за недостаточного количества видов городского пассажирского транспорта общего пользования, и удовлетворения потребностей населения в передвижениях в вечернее и ночное время суток) определяют функционирование обширного сектора национальной экономики – «рынка такси» [4, c. 121].

Правовое регулирование перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет выделить два уровня правовой регламентации таксомоторной деятельности: федеральный и региональный. К первому относятся Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, ГОСТ Р 58287-2018 Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций [7]. Общие технические требования ФЗ РФ от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ [5]. Ст. 9, содержащаяся в последнем акте, предусматривает основные положения о деятельности легкового такси (атрибуты и требования к автомобилю, требования к водительскому стажу, условия получения лицензии и осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси). Существование регионального уровня правового регулирования таксомоторной деятельности связано с правом субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные требования для участников анализируемой сферы.

Двухуровневая система законодательства закрепляет конкретные положения относительно субъектов таксомоторной деятельности и самого автомобиля - легкового такси. За их несоблюдение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Следовательно, требования к перевозке пассажиров и багажа легковым такси являются реальными и подлежат обязательному исполнению, в противном случае налагается административная санкция.

Атрибутика транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предусматривает наличие цветографической схемы, опознавательного фонаря, таксометра.

  1. Цветографическая схема.

Данная схема состоит из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Такая композиция помещается на кузове (боковых поверхностях кузова) [8, c. 107]. ГОСТ Р 58287-2018 устанавливает, что она состоит из черных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. Схемы, располагаемые с правой и левой боковых поверхностей кузова, должны быть одинаковы по виду, цвету, размеру. В этой ситуации мы видим определенное противоречие. Черный и белый цвета являются контрастными, но эта характеристика применима к композиции из белых и синих квадратов, вариантов множество.

  1. Опознавательный фонарь.

Законодатель в «Законе о такси» и ГОСТ Р 58287-2018 указывает, что опознавательный фонарь должен быть оранжевого цвета. Последний акт содержит дополнительное положение о необходимости его подсветки.

  1. Таксометр.

Цифровизация общества и повсеместное распространение смартфонов, а также постепенный уход с рынка диспетчерских служб, в связи с популярностью агрегаторов, способствовали тому, что необходимость в отдельном самостоятельном таксометре отпала. Агрегаторы работают через специальное приложение, устанавливаемое на смартфон, оно уже его предусматривает. Таким образом, целесообразно пересмотреть это требование и указать, что таксометр встроен в программное обеспечение, предоставляемое агрегатором.

Вышеуказанные три требования относятся к всеобщим и не могут корректироваться в субъектах Российской Федерации. Последние вправе дополнить этот перечень другими атрибутами и характеристиками, например, окрас кузова.

В Костромской области предусмотрен основной белый или черный цвет кузова, на его боковых поверхностях должна размещаться светоотражающая полоса желтого цвета. Единое оформление для общественного транспорта и легкового такси планируют ввести в Прикамье. Если соответствующее положение будет принято региональными властями, то легковое такси будет иметь белый окрас кузова, на боковые поверхности которого нанесут полосы из красных и белых квадратов в шахматном порядке. Последний пункт не противоречит условию контрастности, но не предусмотрен ГОСТ Р 58287-2018. В г. Москве установлен желтый цвет такси, а в Московской области - белый.

Не все регионы пользуются своим правом введения обязательного цвета легкового такси. Так, в Орловской и Липецкой областях цвет не установлен.

Несомненно, единый цвет кузова автомобиля легкового такси, наличие установленной атрибутики способствует его быстрой идентификации в потоке транспортных средств.

К водителям легкового такси устанавливаются общие требования: наличие водительского стажа не менее трех лет и водительское удостоверение категории «В» или «ВЕ». При этом удостоверение может быть российским национальным или международным. В последнем случае  водителем будет иностранный гражданин, который прибыл в Российскую Федерацию для работы и получил соответствующее разрешение, патент. Законодательного запрета для осуществления таксомоторной деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации нет.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 155-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» [6] предлагает не допускать в качестве водителей легкового такси лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это положение распространяется на граждан РФ и иностранных граждан государств-членов Евразийского экономического союза, которым не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности согласно статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [3]. Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 155-ФЗ использует термин «работник» и вступает в силу с 1 марта 2023 года. Зачастую рабочие отношения между агрегатором, таксопарком, собственником транспортного средства и водителем отсутствуют. В этом случае, у последнего не возникает обязанность предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо, о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Возможно, законодатель в будущем планирует предусмотреть факт возникновения рабочих отношений между водителем и собственником транспортного средства, используемого в качестве легкового такси. Вместе с тем, исходя из существующих положений и реалий непонятно, как быть, в случае если указанные выше субъекты совпадают, кому водитель-собственник легкового такси предоставляет данную справку.

Таксомоторная деятельность осуществляется при наличии лицензии. Субъектом ее получения является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Он может не иметь в собственности автомобиль, на который оформляет разрешительный документ. Это приводит к негативным последствиям. Первое – это возможность продажи лицензии. Зачастую в этой схеме участвуют фирмы-однодневки. В течение непродолжительного времени они ликвидируются, и разрешение становится недействительным. Второе – это отсутствие в законе положения о возможности оформления лицензии гражданином, обладающим статусом самозанятого, что ограничивает его права и побуждает к совершению противоправных действий: либо осуществлять перевозку без разрешения, либо купить ее.

Различна практика регионов по определению стоимости оказания услуг по оформлению лицензии на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси [2, c. 129]. Она может оказываться бесплатно или оплачиваться в размере и 44 рублей и 3750 рублей, предел не установлен. Полученные денежные средства за услугу поступят в бюджет, т.е. это источник его пополнения. Вместе с тем, нарушается право  граждан на равенство в пределах Российской Федерации.

Введение лицензии в 2011 г. позволило вытеснить с рынка легкового такси нелегальных перевозчиков и навести относительный порядок в отрасли. Однако с появлением агрегаторов, количество «нелегалов» вновь возросло. Это связано с тем, что оформление осуществляется путем скачивания соответствующего приложения и отправки фотографий документов. Даже если на транспортное средство не оформлено разрешение, его водитель может осуществлять перевозку. Такая практика не повсеместна. В крупных городах агрегатор не оказывает информационные услуги водителям транспортных средств, на которые не оформлены разрешительные документы, чего нельзя сказать о небольших населенных пунктах. 

На автомобиль, используемый в качестве легкового такси, должны быть оформлены полис ОСАГО и диагностическая карта. Страхование автомобильной гражданской ответственности является обязательным условием для использования транспортного средства в повседневной жизни. При оформлении полиса собственник машины уведомляет страхователя о том, что целью будет использование автомобиля в качестве легкового такси, что приводит к увеличению суммы страхового взноса. Не всегда граждане сообщают о том, что машина будет задействована в перевозках пассажиров и багажа в качестве легкового такси, тем самым занижая стоимость полиса. Возникает вопрос о действительности такого документа в случае участия легкового такси в дорожно-транспортном происшествии.

Еще одним проблемным аспектом является прохождение технического осмотра. В «обычной жизни» его периодичность зависит от даты выпуска автомобиля, а легковое такси должно проходить осмотр раз в полгода независимо от возраста машины. В связи с тем, что это платная услуга, отдельные граждане, работающие в таксомоторной сфере, пренебрегают этим требованием.

Водитель легкового такси должен проходить медицинский и технический осмотры, отметки об этом проставляются в путевом листе. В современных условиях предлагается внедрение дистанционных медицинских осмотров. Действительно, развитие технологий позволяет автоматизировать процессы измерения температуры и давления, установления наличия или отсутствия состояния алкогольного опьянения. Вместе с тем, опьянение может быть и наркотическим. Для его определения без осмотра медицинским работником не обойтись. Без визуального осмотра транспортного средства пока невозможно установить его исправность. Следовательно, дистанционные медицинские и технические осмотры, вероятно, можно реализовать в будущем при должном технологическом развитии.

Анализ нормативных правовых актов, посвященных регулированию таксомоторной сферы, позволяет определить комплекс требований для водителя и транспортного средства. Они различны в зависимости от уровня их введения: федеральный или региональный. Модель требований к перевозке пассажиров и багажа легковым такси может быть представлена следующим образом:

1. Федеральный уровень.

а) Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси:

  • Категория,
  • Цветографическая схема,
  • Опознавательный фонарь,
  • Таксометр,
  • Лицензия,
  • Прохождение технического осмотра,
  • Наличие полиса ОСАГО и диагностической карты.

б) Водитель легкового такси:

  • Возраст,
  • Категория прав,
  • Наличие водительского стажа,
  • Прохождение медицинского осмотра,
  • Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо, о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (с 1 марта 2023 г.).

2. Региональный уровень.

а) Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси:

  • Цветовая гамма кузова,
  • Возраст транспортного средства,
  • Экологический класс транспортного средства.

б) Водитель легкового такси:

  • Знание языка,
  • Знание территории населенного пункта.

Разрабатывая такие требования государство, безусловно, рассчитывает, что они будут востребованы и реализованы. Именно в этом случае абстрактные положения «обретают жизнь» [1, c. 14]. Для того чтобы осуществлять перевозки пассажиров и багажа, необходимо, чтобы:

  1. автомобиль - легковое такси при необходимости окрасить в цвет, установленный в регионе;
  2. автомобиль - легковое такси оснастить фонарем оранжевого цвета с подсветкой, цветографической схемой, таксометром;
  3. оформить лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также полис ОСАГО и диагностическую карту.
  4. Водитель должен иметь стаж управления транспортным средством не менее трех лет и водительское удостоверение категории «В» или «ВЕ».
  5. Необходимо обеспечить возможность прохождения медицинского осмотра водителя и технического осмотра автомобиля.

Все перечисленные выше мероприятия требуют определенных финансовых вложений, которые варьируются в зависимости от субъекта Российской Федерации. Участник сферы перевозок, осуществляемых легковым такси, стремится минимизировать свои затраты путем предоставления неправдоподобных сведений о цели использования транспортного средства, нарушая периодичность прохождения технического осмотра и игнорируя требования о медицинском и техническом осмотрах перед выходом на линию.

Список литературы

1. Алексеева, Л. А. Правоприменение как особая форма правореализации / Л. А. Алексеева, С. А. Майорова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2021. - № 2(87). - С. 9-14.

2. Гарина, О. В. Право граждан на безопасность перевозок легковым такси / О. В. Гарина // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2019. - № 1(2). - С. 129-132.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе : [от 29.05.2014 : в ред. от 01.10.2019] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. - 16.01.2015.

4. Крипак, М. Н. Совершенствование методов организации перевозок и управления в бизнесе такси / М. Н. Крипак, О. А. Лебедева, Ю. О. Полтавская // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2021. - № 3(71). - С. 121-127.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 69-ФЗ : [от 21.04.2011 : в ред. от 02.07.2021] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 17, ст. 2310.

6. О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 155-ФЗ : [от 11.06.2022] // Российская газета. - 2022. - № 126.

7. Об утверждении национального стандарта Российской Федерации : Приказ Росстандарта N 1032 : [от 27.11.2018] // Стандартинформ, Москва - 2018.

8. Ревнов, Б. А. Особенности квалификации административного правонарушения, предусмотренного Ч. 1.1 и 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ / Б. А. Ревнов // Юридическая наука. - 2017. - № 1. - С. 107-113.


Войти или Создать
* Забыли пароль?