GENERAL CHARACTERISTICS OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS AN OBJECT OF LEGAL PROTECTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the consideration of spiritual and moral values as a special object in need of legal protection in modern conditions and receiving such protection. Various approaches to the definition of the concept of "spiritual and moral values" are analyzed. It is explained why, since the approval of the Foundations of state Policy for the Preservation and strengthening of traditional spiritual and moral values, many legal scholars, arguing about spiritual and moral values, rely on the normative definition of the concept of "traditional values". The author's definition of the concept of "spiritual and moral values" is formulated.

Keywords:
spiritual and moral values, traditional values, legal protection, legal protection of spiritual and moral values, modern russian law
Text

Духовно-нравственные ценности являются значимым объектом правовой защиты, поскольку их утрата является губительной для общества. Государство не только декларирует значимость названных ценностей, но и берет на себя функцию создания условий, благоприятствующих их сохранению и их трансляции от поколения к поколению.

Примечательным является то, что уже в преамбуле Конституции  Российской Федерации говорится о значимых для российского общества духовно-нравственных ценностях: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость ...». В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации защита нравственности является одним  из оснований для ограничения прав и свобод личности: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Немаловажными для защиты духовно-нравственных ценностей являются положения, закрепленные в ч.4 ст. 67.1, а также в п.«ж.1» ч.1 ст. 72 Конституции.

Однако очень точным является наблюдение, что «одного конституционного закрепления духовно-нравственных норм и принципов недостаточно, и гуманистические ценности должны подтверждаться в повседневной жизни, реализовываться в юридической практике» [10]. Развивая конституционные положения, нормы федеральных законов определяют, какими средствами и способами может осуществляться правовая защита духовно-нравственных ценностей. 

В частности, нормы, обеспечивающие защиту духовно-нравственных ценностей, содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации». То же самое можно сказать и о ряде других федеральных законов.

В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», нормативно закрепляется определение традиционных ценностей, определяются угрозы и риски, от которых в современных условиях государство должно защищать духовно-нравственные ценности, формулируются цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей российского общества, а также описываются инструменты и ожидаемые результаты осуществления указанных целей и задач.

 В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти рассматривается в Российской Федерации в качестве национального интереса и стратегического национального приоритета, что подтверждается ст. ст. 11, 21, 22, п. 7 ст. 25, п.8 ст.26, ст. 28  названной стратегии. 

Несмотря на то, что анализ действующих нормативных правовых актов дает все основания говорить о духовно-нравственных ценностях как об объекте правовой защиты, в теории и на практике отсутствует до сих пор четкое и ясное понимание того, что представляют собой духовно-нравственные ценности как объект, находящийся под защитой права. Решение обозначенного вопроса затрудняется в силу того, что понятие «духовно-нравственные ценности» не относится к интуитивно понятным, но при чаще всего используется без дополнительных разъяснений. При этом разнообразие контекстов, в которых данное понятие встречается, свидетельствует о том, что исследователи, его использующие, зачастую вкладывают в него разный смысл. 

Известные доктринальные определения понятия «духовно-нравственные ценности», в большинстве своем сформулированные специалистами в области социологии, педагогики, психологии, отражают многие из тех важных признаков, которые присущи духовно-нравственным ценностям. В то же время многие из них являются, на наш взгляд, не вполне удачными.

Например, О.А. Антропова определяет духовно-нравственные ценности  как «совокупность нравственных представлений, норм и правил человеческого поведения, выработанных обществом на основе осмысления религиозных норм и окружающего мира и закрепленных в сознании индивидов, социальных групп, формах общественного сознания, соблюдение которых рассматривается как необходимое условие поступательного развития общества» [2]. Однако представляется, что формирование духовно-нравственных ценностей имеет основу гораздо более сложную, чем осмысление «религиозных норм и окружающего мира». Не вполне удачным представляется также выбор термина «соблюдение» для того, чтобы говорить об осуществлении, практическом воплощении нравственных представлений. 

Также вызывает вопросы акцентирование внимания на том, что «соблюдение» духовно-нравственных ценностей рассматривается О.А. Антроповой как «необходимое условие поступательного развития общества» [2]. Во-первых, непонятно, о ком именно идет речь, кем именно – членами общества, учеными-социологами или кем-то еще – духовно-нравственные ценности рассматриваются в качестве указанного условия. Во-вторых, рассматривая духовно-нравственные ценности прежде всего в качестве необходимого условия поступательного развития общества, легко упустить из виду более значимый, на наш взгляд, момент, который определяет способность духовно-нравственных ценностей быть таким условием: особая роль духовно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена тем, что они являются идеальной формой сохранения, воспроизводства и развития социального и духовно-нравственного опыта, а также выступают универсальным средством обеспечения исторической преемственности [15].

Э.М. Молчан формулирует такое определение интересующего нас понятия: «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие ее на достижение высших идеалов» [7]. Однако вряд ли можно исходить из того, что ценности являются установками: как в юриспруденции, так и в других гуманитарных науках понятия «ценности» и «установки» вполне обоснованно разграничиваются [6, 12, 13]. 

Кроме того, отдельные содержащиеся в приведенном определении характеристики представляются излишне абстрактными. В силу этого сложно говорить о том, что в определении перечисляются именно существенные отличительные признаки, по которым можно отграничить духовно-нравственные ценности от того, что ими не является.

Излишне абстрактным, не указывающим на существенные отличительные признаки духовно-нравственных ценностей и потому некорректным представляется также определение, которое дают М.В. Новикова и Г.В. Спицына: «под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, справедливости» [8].

Интересным и содержательным представляется определение, сформулированное К.А. Устиленцевым. Он пишет: «…под традиционными российскими духовно-нравственными ценностями предлагается понимать концентрированное выражение наиболее значимых для российского общества и государства, проверенных временем социальных практик, которые выступают предметом трансляции духовно-нравственного опыта от одного поколения к другому, посягательства на которые запускает необратимый процесс распада социальной материи, дегенерации важнейших социальных связей» [11]. Однако данное определение фактически отождествляет духовно-нравственные ценности с духовными, подменяет сущностные признаки  первого  признаками второго. В нем не указывается на то, что речь идет не только о ценностях общества, но и о ценностях отдельно взятого человека, в то же время духовно-нравственные ценности – это не просто то, что имеет особый социокультурный смысл в рамках отдельно взятого общества, а то, что одновременно выступает ориентирами, особо значимыми для отдельно взятого человека. 

В разделе 6 паспорта национального проекта «Культура», который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), можно найти такое определение духовно-нравственных ценностей: ««духовно-нравственные ценности» – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». С данным определением, несмотря на его официальный характер, трудно согласиться уже потому, что к духовно-нравственным ценностям вряд ли корректно относить уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, которые являются объектами материальной культуры. 

Кроме того, далеко не все составляющие духовной культуры могут быть отнесены именно к духовно-нравственным ценностям. Например, вряд ли в качестве таких ценностей можно рассматривать абсолютно все «национальные традиции и обычаи», особенно с учетом того, что помимо мононациональных на современной карте мира существуют и  многонациональные государства, к числу которых относится Российская Федерация. В многонациональных государствах духовные ценности не являются ценностями одной нации или этноса, являются ценностями цивилизации: собственно, именно наличие специфической системы духовно-нравственных ценностей, отличных от ценностей проживающих на территории Российской Федерации наций и этносов, позволяет говорить о ней как о самобытном государстве-цивилизации.

С момента утверждения Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей многие ученые-юристы, рассуждая о духовно-нравственных ценностях, опираются на получившее в них нормативное закрепление определение понятия «традиционные ценности», которое вводится в качестве синонимичного понятию «традиционные российские духовно-нравственные ценности» [3, 5, 9, 16]. 

Принятие названного определения сообществом юристов закономерно и объяснимо, даже вопреки тому, что сама по себе синонимизация терминов «традиционные ценности» и «традиционные российские духовно-нравственные ценности» спорна. 

Хотя речь идет о духовно-нравственных ценностях, традиционных именно для России, в данном случае имеет место подход, позволяющий отразить в определении моменты, принципиально значимые для понимания того, что собой представляют духовно-нравственные ценности вообще. 

Во-первых, духовно-нравственные ценности являются ориентирами, которые складываются исторически, в процессе формирования народа и приобретают значение констант его культуры. Об их инвариантности свидетельствует то, что вне зависимости от исторических изменений, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни, духовно-нравственные ценности неизменно сохраняются и транслируются как часть культуры народа. Исключение могут составлять исторические периоды, которые Н.В. Варламова называет «исторически непродолжительными периодами тупикового регрессивного развития», приводя в пример период «реального социализма» в странах Восточной Европы [4]. 

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о народе как об исторически сложившейся социальной общности людей, имеющих общую культуру. В описании духовно-нравственных ценностей зачастую используется указание на то, что речь идет о ценностях общества [1, 14]. Вместе с тем использование термина «народ» в данном случае представляется более точным, так как общество – это общность, которую создают отношения между людьми, являющимися современниками, а народ – общность, характеризующаяся духовным единством с ушедшими и будущими поколениями. Общество способно утратить духовные ценности, народ – нет.

Во-вторых, духовно-нравственные ценности уникальны, самобытны в своих проявлениях. Даже если обнаруживаются ценности, сближающие несколько народов, в истории и культуре каждого из этих народов ценности находят разное выражение. Ярким примером является ценность коллективизма, которая выступает значимым ориентиром в культуре многих незападных обществ и которая в то же время по-разному проявляется в общественном сознании и общественной практике.

В-третьих, речь идет о таких ориентирах, которые являются общезначимыми для представителей одного народа и поэтому объединяют их. Это позволяет в условиях, когда речь идет о государственно организованном обществе, рассматривать их как основу гражданской идентичности и единства культурного пространства данного общества.

В-четвертых, духовно-нравственные ценности характеризуются традиционностью. С одной стороны, они представляют собой ориентиры, значимость которых столь несомненна, что их носителями воспринимаются как самоочевидные, неизменные, существовавшие всегда. С другой стороны, восприятие ценностей в качестве таких ориентиров обеспечивается за счет их закрепления посредством традиции. Передача от поколения к поколению посредством традиции является механизмом трансляции и воспроизводства духовно-нравственных ценностей, соответствующим их природе. Одновременно традиция выступает и механизмом защиты названных ценностей, соответствующим их природе.

В-пятых, при условии, что механизм традиции эффективно срабатывает, в процессе социализация человека в обществе, сохраняющем и транслирующем рассматриваемые ценности, они трансформируются в нравственные ориентиры, на их основе складываются установки, жизненные принципы человека, регулирующие его сознательную деятельность.

Важно понимать, что легальные дефиниции – средства юридической техники, которые используются прежде всего для обеспечения необходимой степени формализации права, для обеспечения единообразного понимания правовых норм, поэтому они не всегда отвечают «запросам» юридической науки. Тем не менее в данном случае мы как раз имеет дело с легальной дефиницией, которая содержит указание на все сущностные черты российских традиционных духовно-нравственных ценностей и которая в этой связи может стать основой для формулирования научного определения понятия «духовно-нравственные ценности». 

Опираясь на нормативное определение традиционных ценностей, закрепленное п.4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, а также принимая во внимание то, на каких именно признаках акцентируется в нем внимание, духовно-нравственные ценности можно определить как передаваемые от поколения к поколению ориентиры, определяющие мировоззрение людей как представителей одного  народа, лежащие в основе их коллективной идентичности и единства, находящие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии данного народа.

References

1. Adamyanc S.T. Duhovno-nravstvennye cennosti rossiyskogo obschestva kak ob'ekt pravovogo obespecheniya: voprosy teorii i praktiki // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. 2023. № 1 (150). S. 61-68.

2. Antropova O. Duhovno-nravstvennye cennosti i ih sootnoshenie s hristianskimi cennostyami // Duhovno-nravstvennoe vospitanie. 2018. № 1. S. 18.

3. Apostolova N.N. Duhovno-nravstvennye cennosti – osnova rossiyskogo gosudarstva i prava // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2023. № 1. S. 7-13.

4. Varlamova N.V. Zapadnaya pravovaya kul'tura: unikal'nost' ili universal'nost'? // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2011. № 5. S. 99.

5. Ivanov A.A., Malahova S.S. Tradicionnye duhovno-nravstvennye cennosti i pravovye principy: sravnitel'nyy analiz yuridicheskih kategoriy // Teologiya. Filosofiya. Pravo. 2022. № 2(18). S. 49-56.

6. Korzh N.V. Problema cennostey i ustanovok v sociologii // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2011. № 3 (34). S. 327-332.

7. Molchan M.E. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostey starsheklassnikov: dialogicheskiy aspekt. Avtoreferat diss. … kand. pedagogich. nauk. Bryansk, 2007. S. 8.

8. Novikova M.V., Spicina G.V. Razvitie, sohranenie i ukreplenie tradicionnyh rossiyskih duhovno-nravstvennyh cennostey // Pravovoe obespechenie social'noy spravedlivosti i gosudarstvennyy suverenitet : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii / otv. red. T.A. Soshnikova. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2024. S. 185.

9. Permilovskiy M.S. Tradicionnye rossiyskie duhovno-nravstvennye cennosti i rossiyskie konstitucionnye cennosti: dogmaticheskoe sootnoshenie // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2023. № 11. S. 20-24.

10. Safina S.B. Duhovno-nravstvennye nachala i principy v sisteme konstitucionnyh // Vestnik YuUrGU. Seriya: Pravo. 2023. T. 23. №1. S.105.

11. Ustilencev K.A. Tradicionnye rossiyskie duhovno-nravstvennye cennosti kak ob'ekt pravovogo issledovaniya // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2024. T. 20. № 1 (70). S. 48.

12. Fabrika I.V. Aksiologicheskaya suschnost' pravosoznaniya: teoreticheskiy aspekt. Avtoreferat diss. … kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2007. S. 9, 15-16, 23.

13. Hodyrev A.M. Sovremennyy vzglyad na kategoriyu «cennosti» // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2023. № 5. № 5(134). S. 20-30.

14. Huzhina O.N. Tradicionnye rossiyskie duhovno-nravstvennye cennosti kak predmet pravovogo analiza // Yuridicheskaya tehnika. 2024. № 18. S. 309-311.

15. Cyrendorzhieva D.Sh., Rinchinova T.M. Sovremennoe kitayskoe obschestvo: specifika duhovno-nravstvennyh cennostey // Nauchnye vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2012. № 8(127). Vyp. 20. S. 241.

16. Chirkov F.V. Duhovno-nravstvennye cennosti i prioritety ugolovnoy politiki // Ugolovno-pravovaya zaschita tradicionnyh cennostey: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola (Ekaterinburg, 10 oktyabrya 2023 goda). Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet imeni V.F. Yakovleva, 2023. S. 83-91.


Login or Create
* Forgot password?