ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению духовно-нравственных ценностей в качестве особого объекта, нуждающегося в современных условиях в правовой защите и получающего такую защиту. Анализируются различные подходы к определению понятия «духовно-нравственные ценности». Объясняется, почему с момента утверждения Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей многие ученые-юристы, рассуждая о духовно-нравственных ценностях, опираются на получившее нормативное закрепление определение понятия «традиционные ценности». Формулируется авторское определение понятия «духовно-нравственные ценности».

Ключевые слова:
духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, правовая защита, правовая защита духовно-нравственных ценностей, современное российское право
Текст

Духовно-нравственные ценности являются значимым объектом правовой защиты, поскольку их утрата является губительной для общества. Государство не только декларирует значимость названных ценностей, но и берет на себя функцию создания условий, благоприятствующих их сохранению и их трансляции от поколения к поколению.

Примечательным является то, что уже в преамбуле Конституции  Российской Федерации говорится о значимых для российского общества духовно-нравственных ценностях: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость ...». В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации защита нравственности является одним  из оснований для ограничения прав и свобод личности: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Немаловажными для защиты духовно-нравственных ценностей являются положения, закрепленные в ч.4 ст. 67.1, а также в п.«ж.1» ч.1 ст. 72 Конституции.

Однако очень точным является наблюдение, что «одного конституционного закрепления духовно-нравственных норм и принципов недостаточно, и гуманистические ценности должны подтверждаться в повседневной жизни, реализовываться в юридической практике» [10]. Развивая конституционные положения, нормы федеральных законов определяют, какими средствами и способами может осуществляться правовая защита духовно-нравственных ценностей. 

В частности, нормы, обеспечивающие защиту духовно-нравственных ценностей, содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации». То же самое можно сказать и о ряде других федеральных законов.

В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», нормативно закрепляется определение традиционных ценностей, определяются угрозы и риски, от которых в современных условиях государство должно защищать духовно-нравственные ценности, формулируются цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей российского общества, а также описываются инструменты и ожидаемые результаты осуществления указанных целей и задач.

 В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти рассматривается в Российской Федерации в качестве национального интереса и стратегического национального приоритета, что подтверждается ст. ст. 11, 21, 22, п. 7 ст. 25, п.8 ст.26, ст. 28  названной стратегии. 

Несмотря на то, что анализ действующих нормативных правовых актов дает все основания говорить о духовно-нравственных ценностях как об объекте правовой защиты, в теории и на практике отсутствует до сих пор четкое и ясное понимание того, что представляют собой духовно-нравственные ценности как объект, находящийся под защитой права. Решение обозначенного вопроса затрудняется в силу того, что понятие «духовно-нравственные ценности» не относится к интуитивно понятным, но при чаще всего используется без дополнительных разъяснений. При этом разнообразие контекстов, в которых данное понятие встречается, свидетельствует о том, что исследователи, его использующие, зачастую вкладывают в него разный смысл. 

Известные доктринальные определения понятия «духовно-нравственные ценности», в большинстве своем сформулированные специалистами в области социологии, педагогики, психологии, отражают многие из тех важных признаков, которые присущи духовно-нравственным ценностям. В то же время многие из них являются, на наш взгляд, не вполне удачными.

Например, О.А. Антропова определяет духовно-нравственные ценности  как «совокупность нравственных представлений, норм и правил человеческого поведения, выработанных обществом на основе осмысления религиозных норм и окружающего мира и закрепленных в сознании индивидов, социальных групп, формах общественного сознания, соблюдение которых рассматривается как необходимое условие поступательного развития общества» [2]. Однако представляется, что формирование духовно-нравственных ценностей имеет основу гораздо более сложную, чем осмысление «религиозных норм и окружающего мира». Не вполне удачным представляется также выбор термина «соблюдение» для того, чтобы говорить об осуществлении, практическом воплощении нравственных представлений. 

Также вызывает вопросы акцентирование внимания на том, что «соблюдение» духовно-нравственных ценностей рассматривается О.А. Антроповой как «необходимое условие поступательного развития общества» [2]. Во-первых, непонятно, о ком именно идет речь, кем именно – членами общества, учеными-социологами или кем-то еще – духовно-нравственные ценности рассматриваются в качестве указанного условия. Во-вторых, рассматривая духовно-нравственные ценности прежде всего в качестве необходимого условия поступательного развития общества, легко упустить из виду более значимый, на наш взгляд, момент, который определяет способность духовно-нравственных ценностей быть таким условием: особая роль духовно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена тем, что они являются идеальной формой сохранения, воспроизводства и развития социального и духовно-нравственного опыта, а также выступают универсальным средством обеспечения исторической преемственности [15].

Э.М. Молчан формулирует такое определение интересующего нас понятия: «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие ее на достижение высших идеалов» [7]. Однако вряд ли можно исходить из того, что ценности являются установками: как в юриспруденции, так и в других гуманитарных науках понятия «ценности» и «установки» вполне обоснованно разграничиваются [6, 12, 13]. 

Кроме того, отдельные содержащиеся в приведенном определении характеристики представляются излишне абстрактными. В силу этого сложно говорить о том, что в определении перечисляются именно существенные отличительные признаки, по которым можно отграничить духовно-нравственные ценности от того, что ими не является.

Излишне абстрактным, не указывающим на существенные отличительные признаки духовно-нравственных ценностей и потому некорректным представляется также определение, которое дают М.В. Новикова и Г.В. Спицына: «под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, справедливости» [8].

Интересным и содержательным представляется определение, сформулированное К.А. Устиленцевым. Он пишет: «…под традиционными российскими духовно-нравственными ценностями предлагается понимать концентрированное выражение наиболее значимых для российского общества и государства, проверенных временем социальных практик, которые выступают предметом трансляции духовно-нравственного опыта от одного поколения к другому, посягательства на которые запускает необратимый процесс распада социальной материи, дегенерации важнейших социальных связей» [11]. Однако данное определение фактически отождествляет духовно-нравственные ценности с духовными, подменяет сущностные признаки  первого  признаками второго. В нем не указывается на то, что речь идет не только о ценностях общества, но и о ценностях отдельно взятого человека, в то же время духовно-нравственные ценности – это не просто то, что имеет особый социокультурный смысл в рамках отдельно взятого общества, а то, что одновременно выступает ориентирами, особо значимыми для отдельно взятого человека. 

В разделе 6 паспорта национального проекта «Культура», который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), можно найти такое определение духовно-нравственных ценностей: ««духовно-нравственные ценности» – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». С данным определением, несмотря на его официальный характер, трудно согласиться уже потому, что к духовно-нравственным ценностям вряд ли корректно относить уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, которые являются объектами материальной культуры. 

Кроме того, далеко не все составляющие духовной культуры могут быть отнесены именно к духовно-нравственным ценностям. Например, вряд ли в качестве таких ценностей можно рассматривать абсолютно все «национальные традиции и обычаи», особенно с учетом того, что помимо мононациональных на современной карте мира существуют и  многонациональные государства, к числу которых относится Российская Федерация. В многонациональных государствах духовные ценности не являются ценностями одной нации или этноса, являются ценностями цивилизации: собственно, именно наличие специфической системы духовно-нравственных ценностей, отличных от ценностей проживающих на территории Российской Федерации наций и этносов, позволяет говорить о ней как о самобытном государстве-цивилизации.

С момента утверждения Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей многие ученые-юристы, рассуждая о духовно-нравственных ценностях, опираются на получившее в них нормативное закрепление определение понятия «традиционные ценности», которое вводится в качестве синонимичного понятию «традиционные российские духовно-нравственные ценности» [3, 5, 9, 16]. 

Принятие названного определения сообществом юристов закономерно и объяснимо, даже вопреки тому, что сама по себе синонимизация терминов «традиционные ценности» и «традиционные российские духовно-нравственные ценности» спорна. 

Хотя речь идет о духовно-нравственных ценностях, традиционных именно для России, в данном случае имеет место подход, позволяющий отразить в определении моменты, принципиально значимые для понимания того, что собой представляют духовно-нравственные ценности вообще. 

Во-первых, духовно-нравственные ценности являются ориентирами, которые складываются исторически, в процессе формирования народа и приобретают значение констант его культуры. Об их инвариантности свидетельствует то, что вне зависимости от исторических изменений, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни, духовно-нравственные ценности неизменно сохраняются и транслируются как часть культуры народа. Исключение могут составлять исторические периоды, которые Н.В. Варламова называет «исторически непродолжительными периодами тупикового регрессивного развития», приводя в пример период «реального социализма» в странах Восточной Европы [4]. 

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о народе как об исторически сложившейся социальной общности людей, имеющих общую культуру. В описании духовно-нравственных ценностей зачастую используется указание на то, что речь идет о ценностях общества [1, 14]. Вместе с тем использование термина «народ» в данном случае представляется более точным, так как общество – это общность, которую создают отношения между людьми, являющимися современниками, а народ – общность, характеризующаяся духовным единством с ушедшими и будущими поколениями. Общество способно утратить духовные ценности, народ – нет.

Во-вторых, духовно-нравственные ценности уникальны, самобытны в своих проявлениях. Даже если обнаруживаются ценности, сближающие несколько народов, в истории и культуре каждого из этих народов ценности находят разное выражение. Ярким примером является ценность коллективизма, которая выступает значимым ориентиром в культуре многих незападных обществ и которая в то же время по-разному проявляется в общественном сознании и общественной практике.

В-третьих, речь идет о таких ориентирах, которые являются общезначимыми для представителей одного народа и поэтому объединяют их. Это позволяет в условиях, когда речь идет о государственно организованном обществе, рассматривать их как основу гражданской идентичности и единства культурного пространства данного общества.

В-четвертых, духовно-нравственные ценности характеризуются традиционностью. С одной стороны, они представляют собой ориентиры, значимость которых столь несомненна, что их носителями воспринимаются как самоочевидные, неизменные, существовавшие всегда. С другой стороны, восприятие ценностей в качестве таких ориентиров обеспечивается за счет их закрепления посредством традиции. Передача от поколения к поколению посредством традиции является механизмом трансляции и воспроизводства духовно-нравственных ценностей, соответствующим их природе. Одновременно традиция выступает и механизмом защиты названных ценностей, соответствующим их природе.

В-пятых, при условии, что механизм традиции эффективно срабатывает, в процессе социализация человека в обществе, сохраняющем и транслирующем рассматриваемые ценности, они трансформируются в нравственные ориентиры, на их основе складываются установки, жизненные принципы человека, регулирующие его сознательную деятельность.

Важно понимать, что легальные дефиниции – средства юридической техники, которые используются прежде всего для обеспечения необходимой степени формализации права, для обеспечения единообразного понимания правовых норм, поэтому они не всегда отвечают «запросам» юридической науки. Тем не менее в данном случае мы как раз имеет дело с легальной дефиницией, которая содержит указание на все сущностные черты российских традиционных духовно-нравственных ценностей и которая в этой связи может стать основой для формулирования научного определения понятия «духовно-нравственные ценности». 

Опираясь на нормативное определение традиционных ценностей, закрепленное п.4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, а также принимая во внимание то, на каких именно признаках акцентируется в нем внимание, духовно-нравственные ценности можно определить как передаваемые от поколения к поколению ориентиры, определяющие мировоззрение людей как представителей одного  народа, лежащие в основе их коллективной идентичности и единства, находящие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии данного народа.

Список литературы

1. Адамянц С.Т. Духовно-нравственные ценности российского общества как объект правового обеспечения: вопросы теории и практики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 1 (150). С. 61-68.

2. Антропова О. Духовно-нравственные ценности и их соотношение с христианскими ценностями // Духовно-нравственное воспитание. 2018. № 1. С. 18.

3. Апостолова Н.Н. Духовно-нравственные ценности – основа российского государства и права // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 7-13.

4. Варламова Н.В. Западная правовая культура: уникальность или универсальность? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 99.

5. Иванов А.А., Малахова С.С. Традиционные духовно-нравственные ценности и правовые принципы: сравнительный анализ юридических категорий // Теология. Философия. Право. 2022. № 2(18). С. 49-56.

6. Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 3 (34). С. 327-332.

7. Молчан М.Э. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект. Автореферат дисс. … канд. педагогич. наук. Брянск, 2007. С. 8.

8. Новикова М.В., Спицина Г.В. Развитие, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Правовое обеспечение социальной справедливости и государственный суверенитет : сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2024. С. 185.

9. Пермиловский М.С. Традиционные российские духовно-нравственные ценности и российские конституционные ценности: догматическое соотношение // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 11. С. 20-24.

10. Сафина С.Б. Духовно-нравственные начала и принципы в системе конституционных // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2023. Т. 23. №1. С.105.

11. Устиленцев К.А. Традиционные российские духовно-нравственные ценности как объект правового исследования // Право и управление. XXI век. 2024. Т. 20. № 1 (70). С. 48.

12. Фабрика И.В. Аксиологическая сущность правосознания: теоретический аспект. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 9, 15-16, 23.

13. Ходырев А.М. Современный взгляд на категорию «ценности» // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5. № 5(134). С. 20-30.

14. Хужина О.Н. Традиционные российские духовно-нравственные ценности как предмет правового анализа // Юридическая техника. 2024. № 18. С. 309-311.

15. Цырендоржиева Д.Ш., Ринчинова Т.М. Современное китайское общество: специфика духовно-нравственных ценностей // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 8(127). Вып. 20. С. 241.

16. Чирков Ф.В. Духовно-нравственные ценности и приоритеты уголовной политики // Уголовно-правовая защита традиционных ценностей: материалы межвузовского круглого стола (Екатеринбург, 10 октября 2023 года). Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, 2023. С. 83-91.


Войти или Создать
* Забыли пароль?