НАРОД И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. Н. ЛЕШКОВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретико-правовому наследию видного российского юриста Василия Николаевича Лешкова (1810–1881), его представлениям об обществе как субъекте государственного управления, о взаимодействии гражданского общества и полиции как субъектов реализации правоохранительной функции. Методологическую основу исследования составили общенаучные (исторический, системный, функциональный) и специальные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы правовых исследований. Теоретическое наследие В. Н. Лешкова, которое современники не поняли, а потомки забыли, предстоит осмыслить исследователям XXI в.

Ключевые слова:
В. Н. Лешков, государство, общество, общественные союзы, самоуправление, общественное право, право самостоятельности, городская полиция, государственная полиция, правоохранительная функция государства
Текст

XIX век в историю России вошел как расцвет правоведения в целом и полицейско-правовой теории в частности [16, с. 764]. Теоретическое наследие мыслителей того времени получило анализ современных исследователей, но труды Василия Николаевича Лешкова до настоящего времени изучены не в должной мере [23, с. 85]. Профессор Московского университета В. Н. Лешков представил на суд научного сообщества оригинальную концепцию общественного развития, основанную на признании самобытности каждого народа и права каждого народа на самостоятельный исторический путь развития [15, с. 17].

Историко-правовые взгляды В. Н. Лешкова получили неоднозначную оценку современников [17, с. 67]. В советское время о В. Н. Лешкове забыли, это была распространенная практика оценки трудов дореволюционных обществоведов[13, с. 241]. Только в постсоветское время у исследователей XXI в. начал формироваться интерес к оригинальным представлениям В. Н. Лешкова [22, с. 156] о государстве, обществе, личности и их взаимосвязи.

Круг научных интересов В. Н. Лешкова был широк [14, с. 229]. Среди проблем научного творчества Лешкова были: соотношение государства и общества, самостоятельность развития основ русского права, развитие национальной правовой системы, соотношение права общественного с правом полицейским, развитие полицейского права, специфика местного управления в России [21, с. 40].

Проблемы взаимодействия государства и общества, которые В. Н. Лешков поднимал в своих исследованиях, нашли отражение в его научных трудах, в числе которых: «Историческое исследование начал нейтралитета относительно морской торговли» (М., 1841), «Исторический очерк русского законодательства о путях сообщения и ямской гоньбе или почтах» (М., 1852), «О древней Московской городской полиции» (М., 1852), «Древние русские законы о сохранении народного богатства» (М., 1854), «О народном продовольствии в древней России» (М., 1854), «Древняя русская наука о народном богатстве и благосостоянии» (М., 1855), «Русский народ и государство» (М., 1858), «Русские основы права» (М., 1863), «Человек в области права» (М., 1868), «Общественное право» (М., 1868–1869), «Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей» (М., 1869), «Полицейское право» (М., 1869), «Общественное право» (М., 1870), «О праве самостоятельности» (М., 1871), «Общественное право народонаселения» (М., 1875), «История полицейской администрации» (М., 1877), «Общественное право» (М., 1880–1881) и др.

Рассматривая природу исторического развития, движущие силы исторического процесса, В. Н. Лешков подчеркивал, что «красной нитью» истории являются врожденные идеи, которыми наделены народы. «Без этих нитей и идей, – констатировал В. Н. Лешков, – абсолютно немыслима история, которая, как и жизнь, состоит в движении и для которой, как для движения, необходимо человеческое существо, с его постоянным характером и с его однородным направлением». Такое «существо» – народ. Это В. Н. Лешков считает аксиомой, «которой все объясняется, но при этом сама не подлежит объяснению» [8, с. 89].

Одним из центральных вопросов научных изысканий В. Н. Лешкова был вопрос о взаимоотношениях народа и органов государственной власти. Лешков доказывал необходимость постоянного взаимодействия общества с аппаратом публичной власти [8, с. 131]. Оценивая роль общественности в решении разнообразных вопросов, В. Н. Лешков подчеркивал, что вопросы благосостояния русского народа решались «не сверху вниз, а снизу вверх»; начинались усилиями частных лиц, переходили в руки общества и только в конце решались правительством.

Описывая состояние общества, В. Н. Лешков использовал термины «самоуправление» и «самостоятельность общества» [22, с. 156]. Самостоятельность общественных объединений, по Лешкову, – свобода лиц от самодержавия государства. Самоуправление может быть основано на самостоятельности общественных решений, и только оно дает благотворные результаты на всех этапах исторического развития общества и государства [7, с. 24].

Человек в течение жизни вступает в разные общественные объединения – семью, общину, земство, не опираясь на расчет, соглашения или договоры [11, с. 5]. Возможны и другие формы самоорганизации. Каждый человек постоянно окружен этой общественной средой и находится под влиянием социума, который играет важную роль в формировании его правосознания, развитии способности к участию в жизни самоорганизованного общества, приобщает к идеологии, связывающей людей [11, с. 6]. «Насколько бы общество не было многочисленным, если в нем нет связующей, общей идеологии, оно будет разрозненным и само по себе не сможет образовать народ, земство, общину или семью» [11, с. 14].

Народ – основа всей социальной жизни, движущая сила истории, которая сама по себе есть история конкретного народа. Общечеловеческое – сумма национального [9, с. 60].

Развитие народа осуществляется одновременно с развитием государства. Поэтому государство и народ не могут противопоставляться. Государство существует и может рассматриваться только во взаимосвязи с народом. Для определения соотношения государства и народа, по Лешкову, необходимо принять во внимание следующее. Сначала общество существует как недифференцированное. С течением времени в нем начинают обособляться «отдельные индивидуумы, которые выступают в качестве конкретных, физических лиц, взаимодействующих по поводу присвоения отвоеванных у природы богатств» [10, с. 15]. Когда частного общения становится недостаточно, люди создают общественные союзы – семью, род, общину. Государство признает эти общественные союзы, и они становятся основой для существования государства [10, с. 47]. Общественные союзы, признанные государством и вошедшие в состав государства получают от государства новый импульс развития и становятся «посредствующей средой между частным и личным», между общим и государственным [10, с. 48]. Так завершается «полное обращение жизни в государственном организме», констатирует В. Н. Лешков [9, с. 60]: от общественного – к частному, от частного – к общественному, затем – к государству, и снова – к частному и общественному [9, с. 111]. Это – «полное обращение жизни в государственном организме», это всемирно-исторический закон. История «всегда и везде начинается общим, потом переходит к образованию частного и состоит в движении общности к частности и в возвращении частности к общности», отмечал Лешков [9, с. 111].

Государство В. Н. Лешков считает высшим проявлением бытия общества. Но вряд ли есть основания полагать, что такое соотношение государства и общества свойственно всем государствам и народам на всех этапах исторического развития. Так, сам Лешков связывает такую характеристику государства с христианскими государствами Нового времени. Но и в них может наступить превалирование государственного влияния и разрушение самодеятельности народа. Не случайно, Лешков доводит исследование русского народа и государства до времени Империи: с наступлением Империи начинается гегемония государства, разрушающая формы бытия самоорганизованного народа [10, с. 19].

Как пример разрушения гармонии взаимоотношений государства и общества В. Н. Лешков рассматривает историю полиции. В работе «О древней Московской городской полиции» В. Н. Лешков характеризовал городскую и государственную полицию. Акцентируя внимание на роли самоорганизации в общественной жизни, Лешков подчеркивал, что «городская полиция существовала в государствах древних и городах средневековых» » [6, с. 4], сначала «должна была появиться городская полиция, логически она предшествовала бы государственной и служила исходным пунктом в историческом развитии государственной полиции». Анализируя развитие московской городской полиции, В. Н. Лешков приходил к выводу, что «отечественная полиция изначально создавалась как орган местного управления, который должен был выступить в качестве общественного, правоохранительного учреждения, но вместо этого полиция трансформировалась в исполнительный орган репрессивного правительственного управления» [6, с. 8]. Созданную в XVIII в. в России полицию как систему государственных органов для решения определенных государством задач Лешков характеризовал как государственную и обращал внимание на оторванность ее деятельности от интересов общества и общественной жизни. «Полиция государственная носит исключительно современный характер», подчеркивал Лешков [6, с. 4], утверждая, что полиция, сформированная как результат самоорганизации общества, намного эффективнее решает проблемы общественной жизни.

Государственные правоохранительные органы и общество могут осуществлять взаимодействие в разных формах, полагал В. Н. Лешков. К таким формам он относил: сотрудничество, отсутствие сотрудничества и конфронтация. Сотрудничество может быть и партнерским, предполагающим взаимодействие равных сторон, и построенным на доминировании одного из субъектов, вплоть до полного подчинения одной стороны другой. В общественной жизни Российской империи В. Н. Лешков видел только одну форму взаимодействия – сотрудничество с безусловным доминированием государства. Такая ситуация, полагал Лешков, обозначает некий регресс в отношениях государства и общества, участвующих в реализации правоохранительной функции. К борьбе с преступностью, охране общественного порядка, утверждал Лешков, должны быть привлечены не только различные государственные органы, но и все слои населения, а также различные общественные организации, созданные как результат самоорганизации общества. Сотрудники российской полиции ощущают необходимость участия самоуправляемых общественных объединений и отдельных членов общества в борьбе с преступностью, подчеркивал Лешков, однако они не имеют четких представлений о формах сотрудничества с обществом и не могут определить ориентиры в данной работе. Партнерская модель взаимоотношений полиции и населения – модель горизонального распределения власти: полиция не стоит над обществом, а служит ему, ориентируясь на сотрудничество с институтами гражданского общества в процессе защиты их прав и свобод, противодействия преступности, охраны общественного порядка [2, с. 92].

Актуальность рассуждений В. Н. Лешкова о необходимости взаимодействия государственных органов и общества при осуществлении правоохранительной функции сохраняется до настоящего времени. Закрепленные в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» механизмы взаимоотношений государства и гражданского общества предполагают партнерское взаимодействие полиции и институтов гражданского общества, доверие общества органам полиции как критерий оценки эффективности деятельности российской полиции [1].

Правоохранительную функцию государства В. Н. Лешков характеризует как направление деятельности государства и общества по обеспечению охраны и защиты прав и интересов личности, общества [19, с. 171]. Деятельность в этом направлении обеспечивает выживание и сохранение общества как целостности. Содержание правоохранительной функции государства – противодействие преступности и иным правонарушениям, социальный контроль над преступностью и иными противоправными деяниями [20, с. 109]. Осуществлять правоохранительную деятельность вправе лишь уполномоченный правоохранительный орган государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающий защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественных и государственных институтов [4, с. 55]. Но при этом, подчеркивал В. Н. Лешков, осуществление правоохранительной функции государства должно быть результатом взаимодействия общества, с одной стороны, и государства – с другой. При реализации правоохранительной функции осуществляется общественный контроль за деятельностью государственных органов, расширяются сферы участия институтов гражданского общества в управлении общественной жизнью [12, с. 9], укрепляется гражданское самосознание. Общество В. Н. Лешков рассматривал как некий «противовес» государственным органам, который должен служить, с одной стороны, определённой сдерживающей силой и контролёром государственной политической власти, с другой – её помощником в той деятельности, которая не противоречит интересам гражданского общества [5, с. 11].

Опираясь на исторический опыт деятельности в России органов земского и городского самоуправления, на их, по мнению Лешкова, высокую эффективность деятельности по решению местных социальных и хозяйственных нужд, по участию в реализации правоохранительной функции государства, Лешков делал вывод о том, что такие формы взаимодействия государства и общества должны способствовать социальной стабильности и упрочению правопорядка [18, с. 7].

Творчество В. Н. Лешкова пришлось на непростой период российской истории – время выбора нового пути России, эпоху великих перемен. Ко второй половине XIX в. споры между славянофилами и западниками уже потеряли характер только научной дискуссии и приобрели во многом личностный характер, поэтому славянофильские идеи Лешкова часто вызывали критику не только своим содержанием, но и принадлежностью определенной персоне. Как историограф В. Н. Лешков оказался в оппозиции к фактически господствующей в то время государственной исторической школе [10, с. 23]. А с точки зрения юридического позитивизма, набиравшего популярность во второй половине XIX в., общественное право В. Н. Лешкова оценивалось как заблуждение и научный курьез [9, с. 23]. Неудивительно поэтому, что научное творчество В. Н. Лешкова стало объектом критики и впоследствии оказалось забытым. К. С. Бельский, в постсоветский период публиковавший статью о В. Н. Лешкове под рубрикой «Выдающиеся юристы России», констатировал, что современники его не поняли, а потомки забыли [3, с. 127]. Осмыслить и использовать эвристический потенциал теоретического наследия В. Н. Лешкова – задача юридической науки XXI в.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 года) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2011. № 7. Ст. 900; № 27. Ст. 3880, 3881; № 30. Ч. 1. Ст. 4595; № 48. Ст. 6730; № 49. Ч. 1. Ст. 7018, 7020, Ч. 5. Ст. 7067; № 50. Ст. 7352; 2012. № 26. Ст. 3441; № 50. Ч. 5. Ст. 6967; 2013. № 14. Ст. 1645; № 26. Ст. 3207; № 27. Ст. 3477; № 48. Ст. 6165; № 52. Ч. 1. Ст. 6953; 2014. № 6. Ст. 558, 559, 566; № 30. Ч. 1. Ст. 4259; № 42. Ст. 5615; № 52. Ч. 1. Ст. 7542; 2015. № 7. Ст. 1021, 1022; № 10. Ст. 1393; № 29. Ч. 1. Ст. 4374; 2016. № 26. Ч. 1. Ст. 3870; № 27. Ч. 1. Ст. 4160; № 27. Ч. 2. Ст. 4238; 2017. № 22. Ст. 3071; № 25. Ст. 3591; № 31. Ч. 1. Ст. 4821; № 50. Ч. 3. Ст. 7562; 2018. № 7. Ст. 900.

2. Аврутин Ю. Е. Истоки формирования института полиции и полицейского права // Полицейское право. 2005. № 1(1). С. 88-95.

3. Бельский К. С. Выдающийся русский ученый-полицеист В. Н. Лешков // Государство и право. 1996. № 11. С. 127-136.

4. Зуев В. И. Правоохранительная деятельность как функция правового государства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3(139). С. 53-57.

5. Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. 42 с.

6. Лешков В. Н. О древней Московской городской полиции. М.: Исторические известия, 1852. 56 с.

7. Лешков В. Н. О праве самостоятельности, как основе для самоуправления. М.: Университетская типография, 1871. 25 с.

8. Лешков В. Н. Общинный быт древней России. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1856. 137 с.

9. Лешков В. Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века. М.: Унив. Тип., 1858. 625 с.

10. Лешков В. Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века / Сост. докт. юрид. наук, проф. И. И. Мушкет, вступ. Статья докт. юрид. наук. Проф Е. Б. Хохлова.СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 562 с.

11. Лешков В. Н. Человек в области права. М.: Университетская типография, 1868. 16 с.

12. Мушкет И. И. Полиция в механизме Российского государства / Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. 24 с.

13. Нижник Н. С. Взаимоотношения власти, общества и личности как предмет полицейско-правовой теории // Российская полиция: три века служения Отечеству [Электронный ресурс]: Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2018 г. / Под ред. Н. С. Нижник. - Электронные дан. (19,6 Мб). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С. 239-250.

14. Нижник Н. С. Полицейско-правовая теория: основные этапы становления в России // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 28 апреля 2016 г. / Под ред. Н. С. Нижник: В 2 т. Т. II. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. С. 228-235.

15. Нижник Н. С. Российская полицеистика - наука и искусство управления государством // Вопросы государства и права: Сборник научных статей / Под общ. ред. Л. В. Карнаушенко. Краснодар, 2015. С. 3-21.

16. Нижник Н. С. Российская полицеистика: основные этапы становления и развития // Genesis: исторические исследования. 2015. № 6. С. 764-768. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_16493.html.

17. Нижник Н. С., Дергилева С. Ю. Государство и право в теоретическом наследии А. И. Елистратова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2(62). С. 66-67.

18. Павловский В. В. Взаимодействие общества и полиции (милиции) в обеспечении правопорядка 2010 государства / Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. 25 с.

19. Хлусов Т. М. Правоохранительная деятельность: функции государства, государственных органов и негосударственных структур // Мир политики и социологии. 2013. № 12. С. 170-180.

20. Честнов И. Л. Правоохранительная функция современного государства // Криминалистъ. 2001. № 1. С. 107-117.

21. Чукаев Т. О. Концепция «общественного права» - элемент полицейско-правовой теории России XIX века // Полицейская деятельность. 2017. № 5. С. 39-47. DOI:https://doi.org/10.7256/2454-0692.2017.5.23718. URL: http://e-notabene.ru/ppd/article_23718.html.

22. Чукаев Т. О. Проблемы взаимосвязи государства и общества в теоретическом наследии В. Н. Лешкова // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: Научно-практическое издание. Саратов, 2016. С. 155-157.

23. Чукаев Т. О. Российская полицеистика в лицах: Василий Николаевич Лешков // Genesis: исторические исследования. 2016. № 6. С. 84-95. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_17909.html.


Войти или Создать
* Забыли пароль?